Глава Твери - о власти, медиасообществе, горожанах

Глава Твери - о власти, медиасообществе, горожанах

В сентябре 2016 года в областном центре произошла кадровая перестановка: сити-менеджер Юрий Тимофеев подал в отставку, и исполняющим обязанности главы администрации Твери стал Алексей Огоньков. Через два месяца депутаты Тверской городской думы одобрили его кандидатуру на должность главы администрации Твери. При этом все понимали – работать в этой должности Огонькову предстоит всего десять месяцев, а дальше будет избран новый состав ТГД, он проведет новый конкурс, и многолетний эксперимент с двуглавой властью закончится: у Твери появится один руководитель – глава, выполняющий как представительские, так и финансово-хозяйственные функции. Все это время на городских площадках пытались угадать победителя будущего конкурса, но сенсаций не случилось – 4 декабря прошлого года главой Твери был избран Алексей Огоньков.

Есть ли концепция городского развития у новой муниципальной команды и в чем она заключается? Какую роль в новой системе управления Тверью играет региональная власть, ТГД, медиасообщество, активные горожане? Об этом и многом другом мы беседуем с главой Твери Алексеем Огоньковым.

- Алексей Валентинович, в свое время вас упрекали за то, что, будучи депутатом Государственной Думы, вы не «светились» в тверской региональной политике. А когда в 2013 году вы стали главой Центрального района Твери, на отдельных площадках вас упрекали уже в отсутствии чиновничьего опыта. Вопрос в лоб: когда вы впервые столкнулись с проблемами местного самоуправления?

- Я родился в Калинине, но в 1985 году, окончив наш Политехнический институт, я уехал работать в Кострому, где прошел путь от инженера-технолога до руководителя крупного предприятия. Став депутатом Госдумы третьего созыва, я представлял в нижней палате парламента Костромскую область и не имел никакого отношения к тверской политической жизни. В четвертом созыве по решению фракции «Единая Россия» мне было поручено курировать тверской регион: я регулярно ездил в Тверскую область, проводил встречи с однопартийцами, депутатами, общественностью. Цели громко заявлять о себе в региональной политике я не ставил: в Тверской области были свои «звезды» - тяжеловесы и яркие представители на федеральном уровне.

Как известно, в Госдуме действует ряд комитетов: я проработал два созыва в комитете по вопросам местного самоуправления. Именно тот комитет разработал федеральный 131-й закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Занимаясь разработкой закона, мы объездили всю страну, изучая особенности управления малыми и средними городами: в итоге на свет родился документ, который сейчас является базовым для муниципалитетов России. Да, в середине нулевых, когда закон вступил в действие, он не мог заработать так, как задумывалось: но с течением времени его потенциал начал раскрываться.

Так что я много лет занимался теорией муниципального управления, а потом получил возможность реализовать те вещи, в разработке которых участвовал, на практике.

- До прихода в кресло главы Твери вы руководили Центральным районом. Насколько проблемы этой территории характерны для города?

- Центральный район – это «витрина» Твери. Вся городская проблематика здесь видна как на ладони: начиная от транспортных коллапсов и заканчивая изношенностью труб. Как главе района мне было очевидно, что главная проблема Твери – это отсутствие четкой стратегии развития. Никто много лет по большому счету не занимался и доходной частью бюджета: в итоге, когда изменилась система налогообложения, и часть налогов, ранее поступавших в тверскую казну, начали уходить в областной и федеральный кошелек, Тверь столкнулась с бюджетным дефицитом.

- Ни для кого не секрет, что губернатор Игорь Руденя уделяет много внимания областному центру и решает отдельные городские вопросы в ручном режиме: например, так было осенью 2016 года, когда руководство региона спасало отопительный сезон в Твери. Как складываются ваши взаимоотношения с региональной властью?

- Напомню: в истории Твери был такой период, когда органы местного самоуправления находились в жесткой конфронтации с областным руководством. Дело закончилось многолетним политическим коллапсом. Неужели этот печальный опыт не стал ни для кого уроком?

Пора понять: многие городские вопросы невозможно решить без поддержки региона. С помощью губернатора нам удалось войти в федеральную программу и начать строительство новых школ: на 2019 год запланирована сдача школы в «Брусилово», строится школа в «Юности», готовится закладка школы в «Радужном».

Как известно, областное руководство делает серьезные ставки на развитие туризма: разве может этот процесс обойти стороной Тверь - столицу региона, его парадные ворота? Конечно, нет: поэтому на областном уровне уделяется так много внимания обустройству въездов в город, внешнему облику исторического центра. Не будем забывать, что именно благодаря губернатору в Твери этим летом были отремонтированы магистрали, у нас появились дороги столичного уровня.

Через несколько дней после прибытия в регион весной 2016-го Игорь Руденя лично проверил, как идут ремонты на тверских трубах. А осенью случилась вещь, о которой много лет никто не смел даже помечтать: тверские теплосети, сданные в нулевые в аренду и кочевавшие по монополиям, вернулись под государственный контроль. Чтобы привести в порядок тверское теплохозяйство, понадобятся годы. Но результат уже есть: накануне текущего отопительного сезона работа муниципалитета и «Тверской генерации» впервые велась синхронно. Это позволило вовремя провести гидравлические испытания, синхронизировать дорожные ремонты с ремонтами «под землей». В итоге зимний сезон в Твери проходит относительно спокойно, а новый асфальт, обратите внимание, вопреки анекдотам, еще ни разу не пришлось вскрывать, потому что ремонты на теплосетях, идущих под дорожными магистралями, были проведены еще до его укладки.

Таким же предприятием, встроенным в концепцию городского развития и синхронизированным с муниципалитетом, должен стать и «Тверь Водоканал», который недавно вслед за «Тверской генерацией» перешел под госконтроль. Все это еще предстоит, но нужно сказать главное: за возвращение городу двух ключевых городских активов, которые много лет назад уплыли в частные руки, нужно благодарить губернатора. Без его воли, влияния и личных ресурсов этот ключевой для Твери вопрос не решился бы никогда.

- Но вы же говорите, что сети, отбитые у коммерческих структур, изношены и требуют бешеных вливаний. Таких денег в бюджете нет. Как выходить из ситуации?

- Когда трубы изношены, растут теплопотери. Для понимания: один свищ в магистральнойтрубе - это 400 тысяч рублей в день, которые в буквальном смысле слова уходят в песок. Но в отличие от коммерческих структур, которые перекладывали расходы по теплопотерям на плечи граждан и бюджет, а собранные с населения деньги выводили в оффшоры, государственные предприятия вкладывают деньги в ремонты. Мы постепенно приводим в порядок участки, на которых были зафиксированы самые большие теплопотери.

Отдельный разговор - о модернизации ТЭЦ. Простые расчеты показывают: на покупку нового оборудования требуется 6 миллиардов рублей. Понятно, что без областной, федеральной помощи тут не обойтись.

- Раз речь зашла про ЖКХ, хочется поговорить о стратегии городского развития. Говорят, благоустройство в этой стратегии уйдет на второй план…

- Благоустройство - важное направление работы, отказываться от него никто не собирается. Беда в том, что много лет тверской муниципалитет по большому счету занимался только благоустройством, забыв об огромном запущенном хозяйстве, которое находится под землей. Да, работы в сфере благоустройства не требуют особых вложений, при этом широко обсуждаются и имеют мощный пиар-эффект. Но бросать все силы на наведение лоска в городе с ржавыми трубами – все равно что подстригать дерево с гнилыми корнями. В новой стратегии развития главный акцент будет сделан на восстановление «убитых» коммуникаций: сначала в порядок нужно привести «корни», а потом со спокойной душой можно заняться тем, что на поверхности. Поэтому работы по благоустройству будут вестись в первую очередь там, где под землей нет коммуникаций, чтобы через пару месяцев не пришлось вскрывать новую плитку, рушить свежий асфальт и все перекапывать.

Одна из огромных городских проблем – это состояние тверских дворов. Проблема усугубляется тем, что основные коммуникации в Твери проходят под дорогами и дворовыми территориями. Такого количества люков на дорогах, как в Твери, вы не увидите ни в одном городе России, не говоря про Европу! Поэтому ремонты дворов по логике вещей нужно проводить в два этапа: сначала приводить в порядок все, что под землей, а потом благоустраивать то, что на поверхности. Но я прекрасно понимаю: есть такие «убитые» территории, которые нужно благоустраивать здесь и сейчас - для них будут делаться исключения. Потерпеть осталось совсем немного – как только установится хорошая весенняя погода, во дворах начнутся работы: в первую очередь в тех, где дорожно-строительные организации по ряду причин не смогли осенью завершить в срок начатые работы.

- В свое время тверской муниципалитет конфликтовал не только с областью. Было время, когда не могли найти общий язык администрация города и Тверская городская дума. Как складываются отношения двух органов власти сейчас?

- В настоящее время идет формирование единой городской команды, и отношения с Думой складываются конструктивно. Есть общее понимание, что на определенном этапе своей истории Тверская городская дума потеряла связь с населением, и депутаты, избравшись, замирали в кабинетах, забыв про округа.

Поэтому в еженедельные инспекционные поездки по областному центру с представителями администрации города теперь начнут отправляться и депутаты Тверской городской думы, избранные на соответствующих округах. Раз в квартал я встречаюсь со всеми депутатами ТГД, мы регулярно общаемся с председателем Думы Евгением Пичуевым, а сейчас это общение станет еще более плотным.

Но под единой городской командой я имею в виду не только администрацию и депутатов: в нее должны влиться общественные структуры и экспертное сообщество. Конечно, мы рассчитываем и на поддержку медиасообщества.

- Есть мнение, что вы человек непубличный, не любите лишний раз мелькать в кадре. Есть опасения: не начнет ли новая городская команда работать в закрытом режиме?

- Действительно, не очень люблю мелькать в кадре - это не мое. Но это вовсе не значит, что мы работаем в подполье с плотно закрытыми дверями. Наоборот, раз в две недели езжу в инспекционные поездки по городу, раз в месяц веду личные приемы граждан, регулярно встречаюсь с представителями ТОС, общественных организаций, ветеранами. Кроме этого, в администрации Твери работает общественная приемная, а на сайте - интернет-приемная. Рекомендую также заглянуть в группы администрации Твери в социальных сетях: вопросы там поступают в режиме онлайн - отвечаем на все. И все-таки я считаю, что глава Твери - это человек, который в первую очередь должен заниматься администрированием, хозяйственно-финансовыми вопросами, доносить до всей команды администрации стратегию развития и обозначать горизонт планирования, а не увлекаться политикой и пиаром.

Рабочих вопросов очень много, и это не только текучка. Разработана новая структура городского управления: ее ядром станет блок развития, который займется экономикой, работой с промышленностью, инвесторами, земельно-имущественными вопросами и туристическим направлением. Основной задачей блока будет повышение доходной части бюджета. Отдельный блок образуют структуры, занимающиеся дорогами и строительством. Вопросами архитектуры и градостроительствами займется специальный департамент. Перегруппировка позволит заняться такими стратегическими вещами, как работа по Генплану, развитие отдельных городских территорий, участие в проектах регионального и федерального уровня. Вокруг будущей новой структуры начинается формирование новой команды. Требование одно – профессионализм и желание трудиться на благо города.

Так что впереди много работы, и обо всех ее этапах мы, конечно, расскажем горожанам и представителям СМИ, объяснив, зачем нужны те или иные шаги и какой результат на выходе увидит наш город.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 14 марта 2018

Заголовок в газете: Алексей Огоньков: «Город с цветниками и ржавыми трубами – как постриженное дерево с гнилыми корнями»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру