Виктор Куликов: «История Твери богата сюжетами, которые так и просятся на экран»

Названа дата официальной премьеры картины «Прощаться не будем», первого полноформатного художественного фильма, посвященного обороне Калинина в октябре 1941 года. Студия «Русский фильм» объявила, что всероссийский прокат картины начнется 21 июня, накануне Дня памяти и скорби. Картину снял уроженец Твери режиссер Павел Дроздов, известный по нескольким телевизионным сериалам и художественному фильму «Лед». Между тем в титрах «Прощаться не будем» как автор самой идеи этого фильма значится еще один наш земляк – известный тверской журналист, лауреат премии Союза журналистов России Виктор КУЛИКОВ. Именно он и стал гостем свежего номера «МК в Твери» ровно за сто дней до премьеры.

Виктор Куликов: «История Твери богата сюжетами, которые так и просятся на экран»

- Виктор Иванович, расскажите, как вообще появился этот проект?

- Десять лет назад мы с Павлом Валерьевичем Дроздовым встретились на тверском кабельном телеканале «Первый городской», где он работал главным режиссером, а меня пригласили главным редактором. Павел в то время оканчивал режиссерское отделение Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии и уже снял несколько короткометражных художественных фильмов, которые были отмечены призами весьма престижных конкурсов. В качестве дипломной работы ему предстояло поставить полнометражный фильм. Павел искал тему для сценария, который был бы посвящен родному городу. К тому моменту в моем активе уже был 101-серийный телевизионный документальный фильм «Тверь, век 20-й…», который сняла студия «Акценты», то есть определенное представление об истории Твери я имел, поэтому Павел и обратился за советом ко мне. В итоге сначала родилась идея картины о событиях, связанных с обороной Калинина в октябре 41-го, а потом я написал и первый вариант сценария. Нас с Дроздовым интересовала, прежде всего, не военная, а нравственная сторона ситуации и роль, которую оборона Калинина сыграла во всей истории Великой Отечественной войны… В конце концов, мы пришли к мнению, что именно те дни в середине октября 1941 года стали самым звездным моментом в прошлом нашего города. Ведь сотни жителей калининского ополчения ценой своей жизни фактически спасли Москву.

Как разворачивались тогда события?.. Немцы планировали в кратчайшие сроки захватить Калинин, перейти на левый берег Волги и по двум направлениям – через Бежецк и Торжок – выйти на северо-западный фланг Москвы, где никакой обороны у столицы не было. Наших войск в Калинине на тот момент оставалось очень немного, всего порядка 2 тысяч солдат, удержать город они не могли – наступавшая немецкая группировка насчитывала более 20 тысяч солдат, гитлеровцы имели огромное преимущество в технике, авиации. И задача наших заключалась не в том, чтобы удержать Калинин, а чтобы задержать фашистов, не дать им прорваться в нужных направлениях до подхода резервных частей Красной армии. Поэтому в городе сформировали народное ополчение. В первую очередь из рабочих вагоностроительного завода и других крупных промышленных предприятий. Сегодня нам трудно, если вообще возможно представить, что творилось в городе в те дни… Октябрь 41-го, немцы взяли Старицу, Колталово, Тургиново и уже фактически на окраине Калинина.

Слухи распространяются самые страшные. Власти город покинули, даже милиция ушла. Город бомбят, город горит. Тысячи горожан бегут из Калинина, прихватив с собой что только возможно. И тут военные призывают людей вступать в ополчение. Но записаться в ополчение - это равносильно самоубийству. А ведь никто не мешает уйти с другими в тот же Кашин, в Кимры, еще дальше. И никто не осудит, если уйдешь… Но люди остаются, люди в ополчение записываются. Люди делают свой выбор. И жены, матери их отпускают – вот это, пожалуй, двойной подвиг! Насколько мне известно, в Калининское народное ополчение ушли в те дни около 1,5 тысячи горожан. За почти сорок лет работы в СМИ нашей области мне посчастливилось встречаться с очень многими ветеранами Великой Отечественной войны. Но ни одного бойца народного ополчения, сформированного в Калинине в октябре 41-го, я не встретил. Вот об этих людях мы с Павлом Валерьевичем и хотели снять фильм. А главными героями должны были быть калининские школьники, старшеклассники, которые и окопы рыли, и всеми правдами-неправдами увиливали от эвакуации, чтобы остаться с защитниками родного города.

- Название с самого начала было «Прощаться не будем»? Кто его придумал?

- Вариантов названий было много, целый список. Мы долго обсуждали его вместе с Павлом, так и появился окончательный. Кстати сказать, с самого начала живейшее участие в подготовке к этому проекту принимала Елена Шонерт, она тоже работала на телеканале «Первый городской», а во время работы над картиной была директором съемочной группы. Потом нашим проектом заинтересовалась одна из киностудий знаменитого режиссера Алексея Учителя в Санкт-Петербурге и даже заключила договор, по которому к ней на три года перешли права на сценарий. Но в итоге возможностей для постановки картины у нее не нашлось. Только после этого Павел Валерьевич вышел на кинокомпанию «Русская фильм группа», и дело сдвинулось с мертвой точки. Правда, продюсер фильма решил сделать сюжет более отвечающим требованиям федеральных телеканалов. В игру вступили редакторы кинокомпании и приглашенный сценарист. И когда я увидел вариант сценария, по которому реально началась работа над фильмом, то предложил оставить мое имя в титрах лишь как автора идеи.

- В декабре в Твери прошел предпремьерный показ «Прощаться не будем». Вы видели фильм? Как он вам?

- В целом понравился. Правда, проект начинался как оптимистическая драма, а получился военный детектив. В рамках этого жанра фильм вполне удался. Большинство героев в нем те же, что и в первом варианте сценария. Обстоятельства, в которых они действуют – тоже. Изменилась сюжетная линия, таковы законы жанра. Но независимо от этого картина выполняет две главные задачи, ради которых задумывалась: воздает должное нашим землякам, погибшим, защищая родной город, и восстанавливает историческую справедливость, напоминая всей стране о неоценимом вкладе, который Калинин внес в Победу в Великой Отечественной войне. Думаю, именно поэтому фильм так понравился всем, кто присутствовал на предпремьере, включая губернатора Игоря Руденю и ветеранов Великой Отечественной.

- Виктор Иванович, если бы московские киношники обратились к вам с просьбой «подобрать» сюжет из тверской истории, что бы вы им посоветовали?

- История Твери богата сюжетами, которые так и просятся на экран. Но, прежде всего, я предложил бы историю святого благоверного великого князя Тверского Михаила – о его жизни, служении и трагической смерти. Или сюжет о судьбе святой Анны Кашинской, которая, конечно, неотделима от судьбы Михаила Ярославича и в то же время как бы продолжает ее. Или взять ситуацию начала прошлого века, когда эсеры организовали в Твери базу подготовки боевиков. Если же возвращаться к периоду Великой Отечественной, то обязательно надо снять фильм о калининском молодежном подполье, о школьниках, которые в ночь с 6 на 7 ноября 1941 года подняли красный флаг над зданием школы неподалеку от нынешней улицы Трехсвятской. Так что я очень надеюсь, «Прощаться не будем» не станет последним российским фильмом, снятым на материале тверской истории.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 21 марта 2018

Заголовок в газете: Сто дней до премьеры

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру