Тверская область отмечает 265-летие архитектора Николая Львова

Тверская область отмечает 265-летие архитектора Николая Львова
Фото: Марина Гавришенко

Львов – это наше все. Причем даже возьму на себя смелость сказать, что он наше все-все. Если Александр Сергеевич Пушкин является бесспорным литературным гением, чье творчество, бесспорно, принадлежит всему народу в целом, то Николай Александрович оставил свое наследие в том числе и нам, тверитянам. Один только Торжокский район тому доказательство. В этом году гениальному архитектору исполняется 265 лет. Это повод для того, чтобы вспомнить о нем, главное, о его творениях, далеко не все из готовых сегодня в хорошем состоянии.

Почему никто не хочет брать даже за рубль?

В преддверии весомой готовщины в Твери прошел круглый стол "Состояние архитектурного наследия Н.А. Львова в Тверской области", организаторами которого стали ТРОО "Общество поклонников творчества архитектора Н.А. Львова" при поддержке Тверского регионального отделения ВООПИиК. Если коротко, то с этим самым наследием у нас пока беда. «В свое время мы находились между двух столиц, и здесь активно строились дворянские усадьбы, поместья, храмы, архитектором многих из которых он и был. Сейчас получается, что это богатое наследие в нашем регионе в самом плохом состоянии по сравнению, например, с Ленинградской областью», - рассказала заместитель председателя ТРО ВООПиК Александра Смирнова. И с каждым годом состояние усадеб, увы, становится только хуже. Принятый много лет назад депутатами Законодательного собрания Тверской области закон, в соответствии с которым было разрешено брать в аренду усадьбы всего за 1 рубль, не сработал. У желающих (а таковые наверняка бы нашлись) нет никаких гарантий, что после ремонта, реставрации, после полного восстановления дом через 49 лет не отберут.

Вторая озвученная проблема – практически все усадьбы располагаются в труднодоступных местах. Туда добираются только самые упорные. Как отметил координатор проекта «Тверские своды» Павел Иванов, люди едут по полнейшему бездорожью, но все же доезжают до места. И, нафотографировавшись, уезжают. В итоге Тверская область ничего не имеет с подобных потенциальных туристических объектов, где вполне можно было разместить кафе, место для отдыха, музей.

Проблема решается. Уже сейчас есть мысль по создания так называемого Львовсого кольца, в которое войдут усадьбы Никольское-Черенчицы, Митино, Знаменское-Раек, Арпачёво. Можно решить и вопрос с подъездом. Известно, что в планах Правительства Тверской области значится приведение в порядок дорог, которые в том числе будут подведены и к туристическим объектам. Массу вопросов и предложений резюмировала Александра Смирнова: «Все предложения, которые обсудили сегодня, мы проанализируем и будем выдвигать законодательные инициативы".

А что с Райком?

Конечно же, в рамках одной статьи не расскажешь обо всех усадьбах Николая Львова на тверской земле. Ограничимся двумя. Одна из них – наболее сохранившаяся Знаменское-Раек. Она же, пожалуй, и самая известная среди туристов.

В 36 км от Твери, не доезжая 15 км до Торжка, чуть в стороне от шоссе Москва - Петербург, на возвышенном месте в излучине реки Логовежь расположена одна из самых прекрасных усадеб России – Знаменское- Раек. Уже название таит в себе загадку. Откуда пошло это, Раек? Одни исследователи полагают, что от погоста Рай, близ которого и выросла усадьба, другие – что сама императрица Екатерина Великая, побывавшая здесь и потрясенная увиденным, воскликнула: «Вот это Раек!». Еще одно толкование мы можем найти в словаре В.Даля: Раек – «ящик с передвижными картинками, на которое смотрят в толстое (брюшистое) стекло»; «вертеп, кукольный театр». Действительно, усадьба напоминает его.

Первые сведения о поместье относятся к XVII в., но его расцвет относится к следующему, XVIII веку. Тогда оно принадлежала сенатору, генерал-аншефу, генерал-губернатору Киева (1762-66), Санкт-Петербурга (1766-67) Ивану Федоровичу Глебову (1707-1774). Первое документальное свидетельство об усадьбе относится к 1746 году. В тот год рядом со старой церковью Знамения Божьей Матери, что на погосте Рай, началось строительство нового, каменного храма в стиле барокко, который будет завершен к 1766 году.

От Петербургского тракта ведет широкая аллея, почти две версты, которая упирается в нарядные въездные ворота со сквозной решеткой, более напоминающие триумфальную арку, с изящными вазами на аттике. Медленно раскрываются створки, и перед взором удивленного путешественника открывается вид на огромный овальный двор. Справа и слева расположены две пары флигелей. Двойная дорическая колоннада-галерея объединяет их с главным домом, и одинарная – с въездными воротами, всего 136 колонн. Главный дом, выполненный в строгом стиле, составляет единый ансамбль с остальными постройками. И здесь мы видим хитрость архитектора: колонны портика главного дома и колонны галерей имеют разную высоту, но одинаковы по диаметру, благодаря чему складывается впечатление большей легкости главного дома. Поражает четкость и продуманность композиции, ясность форм без излишнего декора. «Украшение только то у места, — писал Н.А. Львов, — которое вид надобности имеет: кружки, крючки и падинки на пропорциональном строении не более оное украшают, как парчовые заплаты на стройном гладком кафтане». Из комнат второго, парадного этажа, был выход на галереи, где гости, прогуливаясь, наслаждались прекрасными видами.

После Октябрьской революции здесь располагались различные учреждения: пансионат для госслужащих, короткое время – картинная галерея, колония для несовершеннолетних, пионерский лагерь. В Великую Отечественную войну здесь был госпиталь. И новый штрих в историю усадьбы: с ранениями тут лежал знаменитый летчик Мересьев. В 80-е годы располагался профилакторий, принадлежавший одному из калининских заводов. В конце ХХ века Знаменское-Раек фактически превратилось в руины. Именно в таком состоянии и застал его А.И. Солженицын, посетивший эти места 6 сентября 1996 года.

Для решения реставрационных задач и дальнейшего функционирования усадьбы государство передало ее в долгосрочную аренду на 49 лет компании «Конкор». В 2007 году в северо-западном флигеле открылся отель. Предполагалось, что к 2015 году, когда в усадьбе должны были завершиться реставрационно-восстановительные работы, она превратилась бы в элитный отель высочайшего класса и комплекс конгресс-туризма. Но громадным планам не суждено было сбыться. Фирма обанкротилась. Кто там сейчас чем занимается – непонятно.

В Никольском каждую комнату поливали духами

Это родовое имение Львова. Николай Львов в придачу к прочим своим многочисленным талантам был еще и отменным переводчиком с итальянского. И поклонником Андреа Палладио, итальянского архитектора позднего Возрождения, основоположника классицизма. Также Львов бывал в Риме, видел совершенные своими пропорциями древние памятники — круглый храм Весты и пирамиду-усыпальницу Цестия — и мечтал соединить оба поразивших его архитектурных объема в одной композиции. Это особо сказалось в сооружениях села Никольское.

Сначала была построена кузница (1783), чтобы иметь инструмент для дальнейших работ, потом построили господский дом, а уже потом — пирамидальный погреб-ледник и двухуровневый фамильный храм-ротонду (1789-1806). В XVIII веке было не принято открывать бесприходные храмы. Когда Львов всё же получил такое разрешение, то начал строить храм-ротонду, то есть Церковь Воскресения Христова (верхнюю) и церковь Николая Угодника (нижнюю). Для экономии был использован искусственный мрамор.

Удивительно, что господский дом был оснащен удивительной инженерной конструкцией, которая позволяла обогревать каждый уголок. По легенде, в доме было не только круглый год тепло, но и сладко пахло. Львов велел каждый день опрыскивать комнаты французскими духами, как нравилось его любимой жене.

Разгромили храмы в 1917 году. Гробы в нижней церкви простояли до 30-х годов XX века, и лишь тогда их вскрыли. В одном был труп с длинной косой, вероятно, Марии Алексеевны Львовой. Другой труп лежал с кортиком, вероятно, им был сам Николай Львов. Гробокопатели отскребали позолоту, а один из них взял себе кортик, «случайно» поранил им себя в бедро и умер от заражения крови, получив немедленное воздаяние за свое кощунство. Так говорят легенды. Хотя, если вспомнить, что Львов был из масонов (причем высокого градуса), можно поверить всему.

Справка МК:

2018 год объявлен администрацией Торжокского района годом «Жизни во славу Отечества». В мае-июне предполагается масса различных мероприятий: Львовские чтения, конференция и большой праздник в Никольском. Это, безусловно, усилит интерес к нашей истории, к людям, так многое сделавшим для России.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №19 от 3 мая 2018

Заголовок в газете: Львова надо закольцевать

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру