На тверские экраны в начале мая вышел нашумевший фильм

16.05.2018 в 16:37, просмотров: 446

На тверские экраны в начале мая вышел нашумевший фильм

Картина, премьера которой приурочена к Празднику Победы, не может не стать объектом общественной полемики. Правда, о «Собиборе» говорят в основном как о режиссерском дебюте Константина Хабенского (он же сыграл в фильме главную роль), обсуждая, получился ли из Хабенского режиссер или нет.

«Собибор» - важное явление нашей культурной жизни. Прежде всего потому, что это первый за несколько десятилетий фильм, посвященный одной из самых малоизвестных страниц войны – нацистским концлагерям, в которых содержались советские военнопленные и гражданские лица. "Собибор", небольшой лагерь в Польше, был настоящей «фабрикой смерти», в котором уничтожено около 200 тысяч человек, и в октябре 1943 года узники во главе с советским лейтенантом Александром Печерским подняли восстание, перебили охрану и вырвались на свободу. Восстание в "Собиборе" было единственным успешным за всю историю нацистских лагерей, которых в Третьем рейхе насчитывалось несколько сотен. В фильме, к сожалению, не упоминается, что после "Собибора" сам Печерский оказался в штрафном батальоне, что после войны его подвиг был забыт, герой трудился рабочим на заводе и получал минимальную пенсию. Когда в 1987 году вышел американский фильм «Побег из Собибора», Печерского не выпустили на премьеру, куда он был приглашен…

Тем не менее «Собибор» стал настоящим открытием для зрителей молодого поколения. Многие из них что-то слышали о нацистских лагерях, о массовом уничтожении людей, но впервые на российском экране появился фильм, подробно об этом рассказывающий. Сужу об этом по реакции моей младшей дочери, для которой стало открытием, что, оказывается, в годы войны были какие-то «лагеря смерти» - на уроках истории им об этом почему-то не рассказывали. Можно сказать, что и концептуально фильм адресован именно молодому поколению. Он сделан броско, динамично, с массой модных сегодня технических штучек – ярких, запоминающихся, неожиданных. С технической точки зрения «Собибор» безупречен, это действительно удачная добротная работа киношников. Молодой зритель, который придет на этот фильм, уже никогда не забудет, что такое концлагеря и что там происходило.

фото: rg.ru

Совсем другое дело – поколение зрителей постарше, которые видели немало фильмов на эту же тему. И «Список Шиндлера» Стивена Спилберга, и «Пианиста» Романа Поланского, да даже «Судьбу человека» Сергея Бондарчука. Для этих зрителей в «Собиборе» явно видны цитаты, прямые заимствования, да и желание сделать повествование более занимательным, нежели эмоциональным (рассчитывая, что смотреть его пойдут молодые) тоже чувствуется. В «Списке Шиндлера», да и в «Судьбе человека» очень важна была именно эмоциональная составляющая, желание показать человека в страшных, невероятных обстоятельствах – и это «работает» до сих пор. «Собибор», в отличие от этих фильмов, получился не таким пронзительным, как та же «Судьба человека», которую я специально пересмотрел после «Собибора», чтобы убедиться: классический советский фильм о судьбе военнопленного Андрея Соколова не потерял ни грамма своей эмоциональной силы, а ведь картине почти 60 лет!

Возможно, здесь срабатывают соображения политические, собственно к творчеству отношения не имеющие. В «Собиборе» рассказана история великого подвига, и рассказана она, повторю, хорошо. Но кое-что осталось за кадром. Современные российские фильмы о Великой Отечественной отличаются некоей, как бы это сказать, идейной амбивалентностью. Авторам приходится всячески затушевывать все реалии, связанные с советской действительностью, с упоминанием Сталина, коммунистов, партии, политруков и прочего. Если таких реалий будет слишком много, авторов неизбежно обвинят в «прославлении советского строя», в восхвалении коммунистической идеологии. А это чревато – фильм могут не взять на престижные европейские фестивали. Вот и приходится авторам новых военных фильмов (не только «Собибора») выкручиваться.

В «Собиборе» совершенно не упоминается, что Печерский – не просто офицер, но и коммунист, интернационалист, советский человек. Имя Сталина звучит один раз, и то почти в комическом контексте, слова «русские» или «Советская армия» вообще не произносятся ни разу. Но без этого фильм получился недосказанным. Мы-то, старшее поколение, понимаем, за что сражался лейтенант Печерский и какие идеи его вдохновляли. Новое поколение этого не знает, и от этого знания его всячески постарались уберечь. Увы.