В Твери сделали свой мундиаль, но в театре

В Твери сделали свой мундиаль, но в театре

Актеры Тверского ТЮЗа представили попурри из премьерных спектаклей сезона и «театральный мундиаль».

К счастью, из начальства никто не пришел, и мероприятие получилось не скучным: без речей, докладов и обязательного «сурьеза» в стиле бессмертного товарища Огурцова из «Карнавальной ночи».

Без костюмов

Нет, это был не спектакль, а всего-навсего шуточный конкурс, соединивший импровизации участников двух якобы соревновавшихся команд с остроумными и не очень отсылками к тому, чем живет сегодня страна, – играм Кубка мира по футболу.

Ведущие «мундиаля» прямо на сцене сбросили с себя чопорные черные костюмы и оказались в футбольной форме. Было заметно, что представлявший в конферанс-дуэте детско-молодежный театр актер Сергей Зюзин в спортивном наряде чувствовал себя более раскованно, чем в строгой черной паре. А его напарник – неутомимый и вездесущий ведущий всех проходящих в городе торжеств, актер тверской драмы Тарас Кузьмин был ожидаемо органичен в обоих ипостасях.

По традиции, начатой еще в начале прошлого века артистами Московского художественного театра во главе со Станиславским (это они и придумали название «капустник»), творческий шутейный вечер слегка подзатянулся и не всегда держал ритм, состояние и настройка звуковой аппаратуры не были идеальными, однако публика (по большей части весьма взрослая) была готова простить недочеты. И дружно поблагодарить тюзовцев бурными аплодисментами за интересную работу.

Каждая из 6 премьер ушедшего театрального года нашла своих зрителей и почитателей. Малышей увлекла музыкально-цирковая фантазия спектакля по сказкам Корнея Чуковского, старшеклассники и студенты горячо обсуждали вышедшую под занавес сезона современную драму «Вдох-выдох», ну, а старшую возрастную категорию озадачил своеобразной трактовкой и многочисленными режиссерскими придумками шекспировский «Король Лир».

Словом, никаких признаков увядания 85-летний театр не демонстрирует. Напротив: творческий коллектив бодр и активен, полон планов и готов экспериментировать, соответствуя своей традиционной ориентации на детей и молодежь. В ходе юмористического конкурса со сцены прозвучала совершенно не соответствующая действительности шутка про то, что тверской зритель рождается в Театре кукол, где получает первые впечатления, взрослеет и учится в ТЮЗе, а в академическом театре драмы старится и… ну, вы поняли.

Занялись не своим делом

Три из шести премьер сезона – работы приглашенных режиссеров, предварительно показавших сценические эскизы будущих спектаклей в рамках организованной театром режиссерской лаборатории. Так руководство театра преодолевает территориальную и стилевую замкнутость тверской режиссуры. В течение года театр совершил несколько выездов, показывая свои спектакли в других городах, на различных фестивалях, в том числе почти за границей – в Белоруссии. Постоянно шла работа по привлечению в театр новой публики, в том числе взрослой. Наконец, театр вообще рискнул заняться не своим делом и объявил литературный конкурс «VitaТЮЗ».

Тему выбрали серьезную и актуальную: наркомания. Заручились поддержкой Тверского управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Естественно, театр более всего привлекла в этой затее возможность пополнить портфель новыми оригинальными произведениями для сцены. Чтобы языком искусства повести с юным зрителем серьезный разговор о трагических последствиях погони за искусственным счастьем на час и бедой на всю оставшуюся укороченную жизнь. Сначала думали ограничиться рамками родной области, но потом решительно расширили географию, и поток текстов разного художественного достоинства обрушился на членов жюри во главе с доктором филологических наук, профессором ТвГУ Ниной Семеновой – больше 300 сочинений всех жанров не только из российских республик, краев и областей, но и из Белоруссии, Украины, Казахстана, Молдавии и даже Турции и Австралии, где тоже творят русскоязычные авторы.

По разделу драматургии диплом 1-й степени получила пьеса Екатерины Давыдовой из Тольятти «АУЕ, Босх», построенная в форме визитов психолога в школы, где выявлены асоциальные явления, включая употребление ребятами различных наркотических веществ. Пьеса сложная, печальная, не щадящая зрительских эмоций. Директор Тверского ТЮЗа Александр Бахарев рассматривает возможность постановки пьесы-лауреата на малой сцене театра.

Без наград осталась чрезвычайно жесткая эпатажная драма 27-летнего драматурга из Минска Алены Иванюшенко «Шкура». Но связано это не с качеством текста, а с тем, что пьеса не соответствовала заданной тематике. В ней рассказана история старшеклассницы, которую безразличие семьи и враждебность школьного коллектива приводят к разрушению морального фундамента личности, к превращению ее в сексуальную партнершу молодежной банды в полном составе. Вряд ли такую пьесу рискнет поставить хоть один российский ТЮЗ, но ее автор – человек явно талантливый, с чувством сцены и острой реакцией на опасные тенденции в молодежной среде.

По разделу поэзии высшая награда досталась поэту Ивану Родионову из Камышина Волгоградской области, а лучшим по разряду прозы признан рассказ автора из Казани Рашида Мурадова «Эфир».

Разумеется, проведение конкурса – дело хлопотное и в одиночку ТЮЗ с ним не справился бы. Но идея получила одобрение и поддержку Правительства области и спонсорскую помощь от сотрудничающего с театром фонда развития культуры «Отчий дом». Благодаря этому, вернувшись с летних каникул, ТЮЗ пригласит не только на новую премьеру на сцене, но и на презентацию сборника, составленного из произведений-лауреатов конкурса «VitaТЮЗ».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28 от 4 июля 2018

Заголовок в газете: В 85 бодр, как никогда

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру