Хроники Тверского облсуда: вся милиция ловила банду магазинных воров

Эта история случилась ровно 30 лет назад, весной 1988 года. Со 2 апреля по 12 мая, за пять недель, банда воров, организованная двумя братьями Рябовыми (их на следствии потом так и называли – «рябовские») ограбили 9 магазинов в окрестностях Калинина и в соседней Московской области. Сыщики были уверены, что орудуют какие-то залетные «гастролеры».

Хроники Тверского облсуда: вся милиция ловила банду магазинных воров

Оказалось – нет, наши, местные. Сварщик, уборщица, швея и грузчик создали банду, за которой гонялась вся калининская милиция.

Решили «бомбить»

Братья Рябовы, Михаил и младший Алексей (имена и фамилии персонажей этой истории изменены) вышли на волю после очередной отсидки – у Михаила это был четвертый срок, у Алексея второй. Стали думать, как жить дальше. Именно Михаил придумал создать

банду, ездить по отдаленным деревням и районам области и «бомбить» сельские магазины. Почему сельские? Потому что в большинстве своем они почти не охраняются, к тому же в сельпо в то время можно было найти все – от продуктов питания и джинсов до импортной косметики и ювелирных украшений.

Банду собрали быстро. Кроме братьев в нее вошли их подружки (обе также ранее судимые и зарабатывавшие на жизнь на непрестижных работах – одна работала уборщицей в аптеке, вторая – швеей на фабрике). Последним членом банды стал их приятель Морозов, у которого они снимали комнату. Морозов работал грузчиком на аптечном складе. Выбор на него пал потому, что Морозов был здоровым парнем, привычным таскать тяжести, к тому же имел автомобиль, что для банды было особенно важным.

Технология кражи

Рябов-старший разработал целую схему. Сначала в деревню, где находился магазин, приезжали девушки. Прогуливались перед магазином, изображали из себя покупательниц, заодно смотрели, далеко ли ближайшие дома, есть ли там собаки, хорошая ли дорога. Предпочтение отдавали магазинам, стоявшим на отшибе или на въезде в деревню.

После этого ночью, обычно часа в три, братья Рябовы приезжали на машине. За пару минут отключали электричество самым примитивным способом – забрасывая «кошку» с тросом на провода линии электропередачи, идущей к магазину. Отключалось электричество в магазине, соответственно «вырубалась» сигнализация. Там, где сигнализации не было, применяли обычный лом, который постоянно возили в багажнике автомобиля. Срывали замки, проникали в магазин и при свете фонариков хватали все самое ценное. Грузчик Морозов дежурил у входа. Как только награбленное собирали в мешки, он начинал грузить их в багажник.

На следующий день после кражи устраивали «пикники»: брали с собой девушек-сообщниц, выезжали за город, выбирали полянку покрасивее. По дороге затаривались водкой и закуской. На полянку вываливали из мешков украденные вещи и приступали к дележке. Она могла продолжаться несколько часов. Чаще всего после пикника оставалась груда вещей, которые никому из банды не глянулись, – в нескольких случаях это было, что примечательно, хорошее постельное белье. Когда вещи были проданы, а деньги потрачены (тратили также бездумно: младший Рябов спускал сотни рублей в зале игровых автоматов), собирались и планировали следующую кражу.

Лиха беда начало

Первым стал магазин в деревне Даниловской Калининского района. Поздно вечером 2 апреля к магазину подъехала машина с потушенными фарами. Братья Рябовы вскарабкались на крышу, за считанные минуты сделали пролом в кровле и стали передавать стоявшему на улице грузчику мешки с товарами. В первый раз улов оказался не очень большим – три мужские меховые шапки, продукты, женские футболки. Но, как говорится, лиха беда начало. С этого момента не проходило недели, чтобы где-нибудь в окрестностях Калинина наутро не обнаружили ограбленный магазин.

9 апреля – деревня Безбородово Конаковского района (пробили стену, вытащили одежду, обувь, импортные вещи, всего на 5530 рублей). 17 апреля, деревня Холохоленка Вышневолоцкого района, магазин №17 – украли чемодан, мужские шапки, финскую посуду, всего на 856 рублей). 25 апреля - поселок Осиновая Гряда Лихославльского района, магазин №3 ОРС торфопредприятия (самый большой «улов» - радиоаппаратура, ювелирные украшения, джинсы, импортная косметика). 2 мая – деревня Лебедево Калининского района. 8 мая – деревня Андрейково. И так далее. За пять недель с 2 апреля по 12 мая – девять ограбленных магазинов с общим ущербом на 9 тыс.рублей!

Кражи иногда выглядели лишенными логики. Могли забрать товары, но не тронуть выручку в кассе. В другом случае из магазина прихватили копеечный кошелек, принадлежавший кассирше, в котором было автобусных билетов на 80 копеек. Кошелек после нашли в квартире братьев Рябовых, кассирша его опознала, но на суде у братьев интересовались – билеты-то вам зачем понадобились? Вещи тут же сбывали через знакомых на рынке, на вырученные деньги устраивали гулянки.

Сыщики в Калинине сбивались с ног, кража следовала за кражей. Разрабатывалась версия, что действует банда «гастролеров», но почему тогда они выбрасывают по дороге украденные вещи? Потом посмотрели на карту, где отмечались все ограбленные магазины, и пришли к выводу, что действуют, скорее всего, местные – на карте было видно, что центром являлся Калинин, откуда, вероятно, банда и выезжала на очередное «дело». Стали трясти продавцов ограбленных магазинов – не видели ли они подозрительных покупателей в день перед ограблением. Продавцы вспомнили, что да, каждый раз в магазин заходили девушки явно городского облика. Магазины-то сельские, там продавцы своих покупателей в лицо знают, а приезжие девушки интересовались, не привезли ли какой-нибудь дефицит, - что им делать в деревне?

«Мы не брали ваш коньяк!»

Помогли местные жители. Сразу в нескольких местах нашли следы «пикников», где воры делили добычу. Какие-то товары, которые они прихватили из магазинов, тут же выбрасывали. Другие пачкали, рвали. Нашли много окурков и уже потом по следам слюны установили, кто именно принимал участие в «пикниках» (туда приезжали и обычные знакомые братьев и их подруг, не входившие в банду, но прослышавшие о том, что можно разжиться импортными вещами). На месте одного из «пикников» нашли чек из аптеки в Калинине. А тут соседи некоего Морозова, работавшего на аптечном складе, стали жаловаться в милицию, что у Морозова чуть ли не каждый вечер пьянки-гулянки и какие-то подозрительные люди к нему ходят. Сопоставили показания – и практически за один вечер накрыли всех членов банды.

Самое забавное случилось уже на следствии. Директорам всех ограбленных магазинов разослали уведомление составить опись похищенных товаров. Потом с этой описью следователи сидели на допросах, и члены банды, морща лбы, старательно вспоминали по списку: это мы продали…это пропили…это отдали такому-то (и тут же к такому-то отправлялся наряд, вещь изымали и приобщали к делу в виде вещественного доказательства). Вскоре кабинеты следователей стали напоминать склады – в них громоздились штабеля коробок с изъятыми товарами.

И тут дошло до магазина, директор которого среди прочего показала, что во время ограбления воры украли ящик (22 бутылки) марочного грузинского коньяка, из ящика рабочего стола директора вытащили 1000 рублей наличными, а из кассы сперли зачем-то паспорт продавщицы. И все члены банды возмущенно завопили – не было этого! Мы не брали ваш коньяк! Там вообще никакого коньяка не было! И денег не брали! И паспорта! Нечего на нас наговаривать!

Следователи стали проверять расхождения между списком украденного и показаниями самих «рябовцев». Сличали приход-расход, листали накладные, считали коробки в подсобке. И выяснили, что даже без учета стоимости украденного в магазине обнаружена недостача на семь тысяч рублей – немалые деньги для того времени! Директор магазина решила списать на кражу собственные махинации. В судебном приговоре говорится, что на директора магазина заведено уголовное дело и выделено в отдельное производство.

В другом магазине у директора пропали туфли и калькулятор. Ни туфель, ни калькулятора не нашли, но директор настаивала, что они были, и даже написала иск о возмещении ущерба. Никто из «рябовцев» так и не вспомнил ни поношенные туфли, ни калькулятор (и в самом деле – зачем им калькулятор?). Но дальше всех пошло руководство магазина в Безбородово. Там прибавили к сумме похищенного расходы на установку новых дверей, обитых оцинкованным железом, решеток на окнах, а также…выплаты премии директору магазина! В суде все эти необоснованные претензии были отменены.

Суд проходил в течение нескольких дней. Больше всего повезло Морозову, тому самому грузчику. Во-первых, выяснилось, что он ни разу не зашел в магазин во время ограбления. Во-вторых, при дележе добычи ему мало что доставалось – при обыске у него изъяли только импортную футболку с иностранной надписью, ее опознала директор одного из магазинов. В-третьих, трудовой коллектив аптечного склада, где трудился грузчик Морозов, направил в суд коллективное письмо с просьбой не наказывать парня строго. И грузчика передали на поруки. Братьям Рябовым дали по десять лет, их подруги получили по пять.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Грузчик признан невиновным

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру