Марат Гельман: «Верю в Тверь!»

Известный галерист рассказал «МК в Твери» о своем видении будущего Тверской области

Крупнейшие издательства России переехали в Тверскую область. Здесь же открыли свои представительства ведущие иностранные издатели. Вслед за ними на родину Афанасия Никитина потянулись авторы, иллюстраторы, переводчики… Тверь превратилась в " Переделкино". Дарью Донцову, Людмилу Улицкую и Бориса Акунина стало проще «выловить» здесь, чем в столице. И вот уже Московская книжная выставка меняет дислокацию и переезжает в Тверскую область… Утопия, скажете вы. Марат Гельман уверен, что именно так все и будет.

Известный галерист рассказал «МК в Твери» о своем видении будущего Тверской области

– Марат Александрович, вы известный галерист, один из тех, кто открыл для России современное искусство, член Общественной палаты, человек, к чьему мнению прислушиваются сильные мира сего. Почему вдруг вы решили заняться художественным просвещением провинции?

– Тому несколько причин. Первая – личная. Года четыре назад у меня начался кризис среднего возраста. В 90-е годы, когда искусство никого не интересовало, открыть в Москве галерею – это было нечто героическое. Но я это сделал. В галерее Марата Гельмана проходили первые выставки ведущих художников, я находил новые имена. Но в 2000-годы ситуация изменилась – в Москве одна за другой начали открываться новые хорошие галереи. Да, галерея Марата Гельмана продолжает оставаться одной из лучших, но она уже не единственная. К тому же я понял, что без меня галерея работает чуть ли не лучше, чем со мной. Получилось, что я в жизни уже сделал все, что мог, добился всего, чего хотел, при этом мои таланты больше никому не нужны – нужно только имя. Психологически это было осознать очень тяжело: я целый год почти никуда не выходил.

И вдруг мне позвонил сенатор от Перми Сергей Гордеев и предложил работу. Его идея превратить Пермь в крупный культурный центр выглядела настолько авантюрной, что мне она очень понравилась. То есть у меня появилась возможность сыграть в игру, где практически не было шансов на победу.

Надо сказать, что когда мы начинали работать над пермским проектом, почти никто не верил в его успех, в то, что вне Москвы и Санкт-Петербурга может появиться серьезная культурная жизнь. Но за два года, пока мы работали над проектом, мы получили гораздо больше, чем рассчитывали.

Изначально расчет Сергея Гордеева и пермского губернатора Олега Гиркунова состоял в том, чтобы, условно говоря, с помощью Музея современного искусства Пермь появилась на карте мира, как маленький испанский город Бильбао стал известен благодаря аналогичному музею. В результате же в Перми полностью изменилась культурная среда. Благодаря этому изменились миграционные настроения, в город полился туристический поток. То есть Пермь стала местом, куда стремятся люди искусства – художники, музыканты. И стало понятно, что главное наше достижение в том, что мы изменили место искусства в архитектуре власти. Если раньше в ней были, во-первых, дела необходимые (чтобы, например, электричество не отключалось, транспорт ходил), во-вторых, дела важные (инвестиции, амбиции губернатора, чиновников, бизнесменов) и, в-третьих, социальная помощь. В третью категорию традиционно входит помощь бедным, больным, старым. И культуре с искусством. Мы же сделали так, что культура из профессиональной попрошайки превратилась в социального лидера. Именно благодаря развитию культуры пермский край стал известен по всей России, там увеличились транспортные потоки, туда потянулись инвесторы. То есть культура стала движущей силой экономики.

И тут перед нами встал вопрос: является ли «пермский феномен» стечением обстоятельств или мы нашли некую технологию, благодаря которой культуру как двигатель развития региона можно использовать по всей России. Чтобы проверить это, была создана программа «Культурный альянс», в которую мы собрали все пермские наработки.

Кстати, лично мне пермский опыт многое дал. Художественный мир сам по себе не очень велик. Даже если ты добиваешься каких-то высот, то все равно остаешься внутри него. Другое дело, когда ты заходишь в клуб и молодые ребята, которых ты лично не знаешь, говорят: «Мы остались в городе, потому что вы приехали и изменили его». Когда видишь ТАКОЙ масштаб своих деяний, адреналина и интереса в жизни становится намного больше.

– Итак, вы создали «Культурный альянс»…

– И нужен был второй регион, чтобы доказать, что «пермский феномен» – это не чудо, а технология, которую можно внедрить в любом другом месте. Нам нужно было доказать, что в постиндустриальном мире место искусства находится в авангарде экономического развития регионов. Так появился тверской проект «Верь в Тверь!».

При выборе региона для нас очень важной была фигура губернатора. В пермском проекте это был Олег Чиркунов – человек, не интересующийся искусством, но зато достаточно широких взглядов и понимающий нынешнее состояние мира. В тверском проекте ключевой фигурой стал Дмитрий Зеленин. Он молодой, понимающий глава области, и у него молодая, пластичная команда, с которой мы нашли общий язык. Например, Алексей Каспржак, который курирует проект от региональной администрации, учился у Сергея Зуева – моего товарища и в каком-то смысле ученика.

Вторая причина, почему выбор пал на Тверь – регион удобно расположен между Москвой и Санкт-Петербургом, причем от Твери до Москвы на машине можно доехать за два часа.

Третий фактор заключается в том, что в отличие от многих других регионов России в Тверской области существует легкая промышленность. Нам это показалось интересным, потому что позволяет сделать акцент на дизайн. Это очень важно, потому что дизайн сегодня в России почти отсутствует, а это мешает развиваться экономике. Поэтому мы решили, что Тверь – это идеальное место для создания дизайнерского центра.

– Дизайн-центр нельзя создать на пустом месте…

– Поэтому в первую очередь мы собираемся создать в Твери условия для интенсивной культурной жизни. Чтобы люди хотели жить именно в этом городе, чтобы им было интересно здесь жить.

Социологи подсчитали, что две трети людей ходят на нелюбимую работу. Что это значит? Что для двух третей людей жизнь начинается после работы. Если в городе существует интенсивная культурная жизнь, то и его жители живут полноценно. Иначе у людей появляется ощущение пустоты и желание сбежать от него …

– Большая проблема Твери в том, что менее чем в 200 километрах находится Москва. Люди более-менее мобильные, более-менее активные уезжают жить и работать туда.

– Все правильно. Но мобильность – это двусторонний канал. Если мы создадим в Твери интересную, интенсивную культурную жизнь, то направление потока поменяется. И вместо того чтобы уезжать из Твери, люди начнут сюда возвращаться.

Основой для развития культурной жизни в Твери должен стать Центр современного искусства, который мы создаем в здании речного вокзала. Он должен стать своеобразным культурным штабом города, который и сам будет устраивать различные выставки и фестивали, и помогать другим осуществлять культурные проекты.

– Реконструкция речного вокзала потребует больших денежных вливаний, поскольку здание находятся в «убитом» состоянии…

– Это ошибочное мнение. Когда я приехал в Тверь, мне дали посмотреть документацию о техническом состоянии речного вокзала, согласно которой он почти развалился. Но потом меня затащили в здание вокзала, и я понял, что все рассказы о его плачевном состоянии – чей-то сознательный обман. Конечно, у здания есть проблемы –шпиль, неправильно сконструированный фундамент, – но в общем оно находится в хорошем состоянии. Оно просто загаженное, но работать в нем можно, одновременно проводя ремонт.

В результате мы разделили все проблемы речного вокзала на три части. Острая  – замена шпиля на более легкий –  уже решается. Основная – укрепление фундамента – потребует нескольких лет работы. Декоративная – очистка здания снаружи, но не вылизывая его, оставляя «старину», и оформление выставочного пространства внутри.

– Чем еще кроме создания Центра современного искусства вы собираетесь удивить жителей Тверской области?

– Если мы говорим о лице Тверской области в общероссийском масштабе, то оно должно быть узнаваемым. Мы решили сделать акцент на полиграфию и создали проект «Издательский рай». Дело в том, что 30% полиграфических мощностей России находится в Тверской области. Несмотря на то, что, по прогнозам экспертов, это умирающая отрасль, у нас есть 5–7 лет, чтобы «вырастить» в Твери издательский бизнес.

Возьмите книгу в руки. Кто над ней работал? Автор, редактор, дизайнер, иллюстратор, верстальщик. И только под конец она была напечатана. Так вот, печать – самая низкорентабельная часть издательского бизнеса. Мы же считаем, что в Твери должен осуществлялся весь процесс: чтобы здесь книги редактировались, верстались и печатались, а желательно, и писались.

– То есть вы хотите, чтобы в Твери шел не только технический, но и весь творческий процесс?

– Совершенно верно. В этом идея «Издательского рая». А чтобы она осуществилась, администрация области разрабатывает систему льгот и субсидий для издателей, это должно стимулировать их желание прийти в тверской регион.

В первую очередь необходимо привлечь в Тверь те сегменты книжного рынка, которые удерживают полиграфическую продукцию от перехода в электронный вид. Комиксы, иллюстрация, художественные альбомы, детская литература – то есть все то, что именно в книге будет долго жить.

– Но тут встает проблема. Многие люди, живущие и работающие в Москве, уверены, что за МКАД жизни нет. Готовы ли издатели перевести свой бизнес в «страшную страну Замкадье»?

– Люди будут готовы уехать из Москвы, если им в Твери предоставят возможность не только работать, но и жить насыщенной культурной жизнью. Тем более что близость Твери к Москве позволяет сначала просто приезжать сюда и работать, а уж потом, если захочется, перевезти семью. Это тоже большой плюс.

– Развитие экономики региона через искусство, культуру, книгу… Марат Александрович, признайтесь, вы собираетесь превратить Тверскую область в регион гуманитариев?

– Мы собираемся открыть в Тверской области Гуманитарное Сколково. Дело в том, что, скажем так, Большое Сколково четко ориентировано на научно-технический прогресс. Но 80% инноваций в мире – не технологические. Например, новая форма, новый дизайн газеты – это тоже инновация…

– Но они неинтересны разработчикам Сколкова…

– Именно поэтому мы решили, что в строящемся городе  Завидово должно быть создано Гуманитарное Сколково. И поскольку я член градостроительного совета Большого Сколкова, я могу увидеть и оценить серьезные изъяны «большого» проекта, которые компенсируются огромными финансовыми вливаниями. У нас таких денег нет, но зато есть возможность учесть ошибки других.

Мы с девелопером Завидово – компанией «ПрофЭстейт», входящей в холдинг Владимира Потанина, – пришли к четкому пониманию модели развития Гуманитарного Сколкова, которая принципиально отличается от «большого» проекта. Там все построено на идее, что ведущие ученые переедут жить в Сколково. Я очень в этом сомневаюсь: для человека, чего-то добившегося на одном месте, поменять стиль жизни очень трудно. У нас будет совершенно другой принцип: это будет конгресс-холл. Год делится на 24 сессии. И соответственно каждые две недели в Завидове будет проходить конгресс по той или иной теме. То есть в Гуманитарном Сколкове будет сконцентрирована самая последняя информация в гуманитарной сфере. В Гуманитарном Сколкове также будут предусмотрены резиденции для людей, который будут приезжать сюда поработать над той или иной проблемой.

Надо отметить, что «ПрофЭстейт» даже скорректировал генплан застройки Завидова с учетом наших предложений. Мы надеемся, что Гуманитарное Сколково заработает уже через 2–2,5 года, то есть раньше даже, чем проект Большого Сколкова.

Алексей Каспржак

Комментарий заместителя губернатора Тверской области Алексая Каспржака:

– Проектом «Верь в Тверь!», для реализации которого администрация Тверской области пригласила Марата Гельмана, мы стараемся поменять две вещи: представление о способе регионального развития и способе финансирования культуры. То есть мы говорим о том, что развивать область можно не только за счет вложений средств в реальную экономику, но и за счет культуры. И получать при этом в том числе экономический эффект. Отсюда проект «Издательский рай». Администрации важно, чтобы в регионе были не только типографии, с точки зрения развития экономики принципиально, чтобы на территории Тверской области осуществлялся полный цикл издательской деятельности. Сейчас идет обсуждение, как мы сможем привлечь издателей – льготами, арендной платой, тусовкой, которую собирает Гельман. Также нам необходимо, чтобы в Твери прошла пара хороших книжных выставок-ярмарок и чтобы в определенный момент за книгами начали ездить к нам, а не мы ездили в Москву. А в идеале моя мечта – чтобы Московская международная книжная выставка-ярмарка переехала в Тверь. Меня из-за этого часто называют мечтателем. Но поживем – увидим.

Наша вторая задача: изменить отношения к культуре как к социальной отрасли. Но для этого необходимо изменить менталитет, а это сложный и долгий процесс. При этом только человек одержимый может перевернуть ментальное отношение к культуре. А Марат Гельман действительно одержим этой идеей.

Собственно говоря, проект Гельмана «Верь в Тверь!» – некий старт в процессе изменения ментальности. Нам важно сохранить молодое население области за счет приобщения к некой культурной жизни, к некому качественному досугу, который организован в Твери и который пользуется спросом по всей России, а может быть, не только России. Это такое определенное брендирование через культуру, через культурные ценности. Для меня принципиально, чтобы человек получал неформальную прописку в Твери. То есть чтобы человек, выезжающий за рамки Твери, мог сказать: «Я из Твери. А Тверь – это книга, Тверь – это место, где проходят культурные мероприятия, известные всем». Вот о чем идет речь. Поэтому для меня проекты, связанные с реставрацией Тверского Императорского дворца, с возрождением набережной Степана Разина, с реконструкцией речного вокзала, это еще и проекты, которые позволяют мне поставить вопросы, связанные с культурой, как некий тренд в развитии региона.

 

Хронология реализации проекта:

1. Апрель 2011 года – крупномасштабная презентация проекта:

– в Центре современного искусства откроется выставка краснодарских художников;

– творческий кластер проведет фестиваль местного искусства;

– дизайн-центр представит дизайнерский проект;

– издательский центр проведет большой конгресс, на который приглашено порядка 40 издателей. В рамках конгресса три крупные книжные сети привезут в Тверь выставки-продажи своей продукции.

2. Август 2011 года – начало полноценной работы Центра современного искусства.

3. Начало 2012 года – начало реализации проекта «Издательский рай».

4. 2014 год – начало реализации проекта «Гуманитарное Сколково».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру