Да будет свет?!

Какая судьба ждет тверские электросети?

Сегодня модно говорить об энергосбережении, модернизации энергетики. Каждый учится экономить дорогостоящие энергоресурсы даже в условиях отдельно взятой квартиры. Учатся экономить и в масштабах всей страны. Но, увы, качество услуг, например, электроснабжения, не растет. Причина проста – все коммунальное хозяйство Твери находится в плачевном состоянии. Так, электросети города значительно изношены, а на их полную замену у МУП «Тверьгорэлектро» нет достаточных средств. Депутат городской Думы, директор МУП «Тверьгорэлектро» Сергей Ёлкин руководит предприятием уже два года. В беседе с корреспондентом «МК в Твери» он рассказал, как обстоят дела в электросетевом хозяйстве Твери.

Какая судьба ждет тверские электросети?

– Сергей Васильевич, руководство страны регулярно говорит о необходимости модернизации во всех сферах жизни, в том числе и в энергетике. Насколько вырос качественный уровень электроснабжения в Твери за последние два года?

– Надо понимать, что состояние дел в отрасли электроснабжения не идеально. На сегодняшний день ситуация складывается таким образом: потребление электроэнергии среди населения в последние годы растет огромными темпами. Вследствие такой нагрузки практически повсеместно возникает дефицит мощностей. В зимний период люди активно пользуются электрическими обогревателями, в жару – кондиционерами плюс к этому водонагреватели, «теплые» полы. Конечно же, напряжение падает, а вследствие этого современные газовые котлы с принудительной циркуляцией отключаются. К сожалению, наши сети и трансформаторные мощности не рассчитаны на такую серьезную нагрузку, поэтому с трудом обеспечивают потребности горожан. Особенно эта проблема актуальна для частного сектора Твери, в частности Соминки, поселка им. Крупской и залинейных поселков.

Но мы стараемся держать ситуацию под контролем и делаем все от нас зависящее. Так, мы провели реконструкцию электросетей, в основном в частном секторе, заменили часть трансформаторов. Также многое было сделано для подключения новых потребителей. Сегодня закон обязывает нас подключать всех, особенно физических лиц, за свой счет. Одно из важных достижений: в прошлом году впервые за много лет мы реализовали инвестиционную программу. Более того, начата работа по формированию автоматизированной системы коммерческого учета расхода электроэнергии.

– Обозначьте, пожалуйста, самые главные проблемы МУП «Тверьгорэлектро»?

– Здесь я ничего нового не скажу. Также же как и остальные сетевые компании, обеспечивающие потребителей электроэнергией, мы страдаем от хронических неплатежей со стороны котлодержателя. Мы работаем в этом направлении, пытаемся решать проблему. Этот вопрос крайне сложный, поэтому технологию я предпочел бы не комментировать. Тем более я уверен, что потребителю важен конечный результат, а не то, каким путем он получен.

– Хронические неплатежи негативно сказываются на состоянии электросетей. Ни для кого не секрет, что техническое оснащение МУП весьма старое, электрохозяйство сильно изношено. Сергей Васильевич, стоит ли ждать обновления в ближайшее время?

– Несмотря на то, что ситуация у нас весьма непростая, со своей стороны мы делаем все, что можем. Например, за 2010 год Тверьгорэлектро приобрело три единицы автотехники для оперативно-выездных бригад и бригады службы механизации. Понятно, что сразу заменить всю старую автотехнику (а это 80 единиц) достаточно сложно. Но мы работаем в этом направлении. Также мы начали оснащать наши машины системой ГЛОНАСС, которая позволяет отслеживать передвижение техники по городу. Очень хотелось бы, чтобы эта мера помогла сэкономить топливо, хотя этот вопрос тоже весьма спорный, ведь техника работает круглые сутки.

– В летний период традиционно проводятся весьма масштабные ремонтные работы. Что запланировано сделать в этом году для улучшения электроснабжения Твери?

– Здесь скрывать нечего – ремонтные работы ведутся по обычному графику, непрерывно. Ничего принципиально нового в Твери делать не планируется. И надо себе четко представлять: это не наше нежелание, а ограниченность в финансах. К сожалению, в сегодняшнем тарифе на электроэнергию на инновации в энергетике не заложено ни копейки. Именно поэтому все ремонтные работы будут проведены на уровне предыдущего года. Однако, учитывая удорожание материалов, боюсь, что в этом году нам удастся сделать даже меньше, чем в прошлом году.

– Получается, что современные технологии пока еще ждут своего часа?

– Я думаю, что это не совсем так. Мы стараемся отслеживать все современные технологии, которые сегодня применяются в электросетевом хозяйстве. Конечно, наше оборудование весьма старое, и перевооружение будет стоить солидных денег. Но если есть хоть малейшая возможность, мы всегда применяем только современные технологии. Так, мы уже давно перешли на термоусаживаемые муфты. Уже давно в городе применяем подвеску изолированного провода, который прочнее и обеспечивает лучшее качество напряжения у потребителей.

– Тверьгорэлектро является муниципальным предприятием. Поддерживают ли вас городские власти финансово?

– Надо четко представлять себе всю ситуацию. Да, учредителем МУП выступает департамент управления имуществом Твери. Но Тверьгорэлектро в первую очередь коммерческая структура. Именно поэтому мы обязаны приносить в город прибыль, а не существовать за счет бюджета. Но я всегда говорю, что прежде чем выпить стакан воды, надо эту воду в него налить. Что касается нас, то вода не налита. Стакан пока пустой. Мы получаем какие-то остатки – их хватает исключительно на выживание предприятия. Ни о каком перевооружении речи не идет. Тем более что деньги необходимы и для мотивации работников. Так, немного был повышен только фонд оплаты труда, и это была вынужденная мера. Надо понимать, что если специалиста не будет устраивать его заработная плата, то он уйдет. А если к дефициту финансов прибавится и кадровая проблема, то вряд ли предприятие будет в состоянии обеспечить бесперебойное электроснабжение потребителей.

– А как сегодня обстоит ситуация с кадрами? Насколько их устраивает зарплата, которую выплачивает предприятие?

– Я с полной уверенностью могу сказать, что наши работники получают достойную заработную плату. Да, текучка кадров есть, но она небольшая. Возможно, кто-то приходит и понимает, что это не его, и уходит. Это просто человеческий фактор. Но одно я знаю точно: на сегодня в Тверьгорэлектро сложился весьма грамотный и ответственный коллектив профессионалов, которые прошли достаточно жесткий отбор. В столь сложной и опасной отрасли, как энергетика, нельзя работать спустя рукава. Непрофессионализм может стоить дорого не только самому работнику и предприятию, но и потребителям.

– Сергей Васильевич, учитывая неплатежи котлодержателя и отсутствие финансовой поддержки со стороны городских властей, перспективы у МУП «Тверьгорэлектро» вырисовываются далеко не радужные. Так ли это?

– Ситуация действительно непростая. Наше оборудование изнашивается. И если финансирование останется на нынешнем уровне, то в обозримом будущем мы достигнем критической точки. Любой человек, знакомый с техникой, понимает, что ее состояние необходимо поддерживать на должном уровне. Например, если на протяжении нескольких лет не вкладывать ни копейки денег в личный автомобиль, то «жить» он будет гораздо меньше, чем авто, которое эксплуатируется с нормальными затратами. Так же и в энергетике. Чем изношеннее электросети, тем больше затрат требуются на их содержание в более-менее нормальном состоянии. А ведь в Твери находится много социальных объектов, в том числе и регионального значения, которые необходимо обеспечивать бесперебойным электроснабжением.

Увы, сегодня проблема не ограничивается только изношенными электросетями. К моему глубокому сожалению, почти вся инфраструктура нашего города испытывает острый дефицит финансирования, поэтому стремительно стареет, начинает деградировать. А проблема очевидна: деньги просто не доходят до адресата, до электросетей. Сейчас я не буду выдвигать версий, в чей карман уходят эти деньги. Для этого есть регулирующая организация, в чьи обязанности входит определение необходимых затрат и всех составляющих нормальной работы как сетевой организации, так и других компаний, которые работают в данной отрасли. Но пока позиция регулятора кажется нам странной.

Инженерные сети с каждым годом ветшают все больше. Стоит признать, что сейчас мы держимся на плаву благодаря тому запасу, который был заложен в конце 80-х. Тогда, еще в период плановой экономики, в электросетевое хозяйство Твери были вложены огромные деньги. С развалом старой системы энергетика стала обузой для государства, так как на ее содержание нужны большие суммы. А денег на это нет.

– Выходит, что тарифы будут расти и расти, а качество электроснабжения, наоборот, только ухудшаться?

– Паниковать не надо. Конечно, наш ресурс не резиновый, и каждый год он становится все меньше. Если вдруг случится кризисная ситуация, то потребуется гораздо больше разовых вливаний, чем требуется сейчас. Я считаю, что политика, которая проводится сегодня в коммунальном хозяйстве, – это мина замедленного действия. И последствия кризиса в ЖКХ затронут каждого. Я не говорю, что мы все останемся без света и будем сидеть с лучинами, но при вырисовывающейся перспективе лично мне становится крайне неуютно. Но я очень надеюсь, что разум все-таки возьмет верх и сложившаяся ситуация будет переломлена.

– В завершение нашей беседы хотелось бы поинтересоваться у вас, как у профессионала энергетической отрасли. Сегодня активно поднимается проблема эффективного использования энергоресурсов. На ваш взгляд, позволит ли применение в Твери энергосберегающих технологий уменьшить существующие затраты?

– Энергосбережения как такового в Твери нет. Да, появляются отдельные точки, где пытаются применять энергосберегающие технологии, но этого явно недостаточно. Населению необходимо четко понимать, что энергосбережение заключается не только в покупке энергосберегающих лампочек. Необходима четкая система, в которую входит рациональное потребление воды, газа, электроэнергии. Проблема намного глубже, чем о ней говорится в СМИ. А энергосберегающие лампочки, на мой взгляд, это всего лишь пиар, и решить проблему энергоснабжения только ими в целом нельзя. Сегодня для горожан и властей один из главных вопросов – это энергосбережение на городском электротранспорте. Вот над этим стоит серьезно работать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру