Ефремов и Ефремова

Актер Константин Юченков мог бы критиковать, как Михаил Ефремов, всех, кроме Веры Ефремовой

Актер Константин Юченков мог бы критиковать, как Михаил Ефремов, всех, кроме Веры Ефремовой
Народный артист России Константин Юченков

На этой неделе открыл свой новый сезон Тверской академический театр драмы. Пока не очень громко – на малой сцене спектаклем «Смешно и грустно» по рассказам Чехова. Большое открытие на соответствующей сцене состоится 14 октября. А буквально на следующий день – премьера. «Феномен» Григория Горина в постановке Бориса Михни. Без народного артиста России, одного из ведущих актеров театра, несомненного любимца публики Константина Юченкова.

– Константин Глебович, значит ли это, что в определенном смысле в новом сезоне вы даете дорогу молодым?

– Это естественный процесс. Чем старше, тем меньше ролей. Хотя впереди у меня еще Фирс из «Вишневого сада» – играй хоть до 90 лет, если здоровье позволяет. Ну, говоря без шуток, действительно с возрастом ролевой материал уходит. Хотя здесь я не стану драматизировать, репертуара мне хватает. Тот же «Вишневый сад», «Маскарад», «Ревизор», «№13», «Слишком женатый таксист» – все это будем играть в этом году. Да и совсем недавно – в конце прошлого сезона – у меня была премьера – спектакль «Здравствуйте, я ваша тетя». Так что грех жаловаться.

– С актером Юченковым все понятно. А что нового будет у Юченкова режиссера?

– Не знаю такого. Режиссера Юченкова никогда не существовало.

– Только на студентах «тренируетесь»?

– Исключительно. Я никогда ничего не ставил, только однажды восстановил спектакль. Это был «Декамерон» (Прим. – Ранее поставленный в Тверском драматическом театре Борисом Голубовским). К профессии режиссера я пока не приложил руки. Честно говоря, есть одна идея, но пока рано ее озвучивать...

– Честно так честно. А хотелось бы стать театральным режиссером?

– Никогда не хотелось этим заниматься. У меня нет страсти к режиссуре. Я, как любой профессиональный и опытный актер, могу поставить спектакль: выстроить мизансцены, звук, свет и так далее. Но, по моему глубокому убеждению,  режиссура – это свой особый взгляд на мир. Этого я пока за собой не замечаю.

– Неужели у вас нет своего взгляда на мир?

– Я имею в виду драматургию.

– Константин Глебович, но вы же взрослый человек и понимаете, что такое добро и зло? Кстати, не могли бы поделиться этим знанием? На самых простых примерах.

– Не уверен, что владею истиной... А что касается примеров, то в последнее время меня огорчает состояние нашего футбола. Есть ощущение, что он превращается в зло. Раньше я никогда не ощущал, что футбол наполнен такой агрессией. Не только по отношению игроков друг к другу, руководителей команд, разумеется, болельщиков к болельщикам. Вспомните это освистывание Жиркова, ситуацию с Веллитоном и Акинфеевым, все эти бананы и лозунги на трибунах. Я всегда считал, что футбол, равно как и театр, – это отражение жизни. А сейчас получается, что люди в нашей стране переполнены этой недоброй, просто нечеловеческой агрессией! И это меня тревожит... Сейчас с ребенком на футбол пойти невозможно, я имею в виду в Москве. И здесь же обратите внимание на английский чемпионат: «Арсенал» после проигрыша со счетом 2:8 вернул деньги болельщикам. Вот это жест! Это человеческие отношения! В нашем футболе возможно такое представить?! Наоборот. Такой проигрыш лишь подхлестнет болельщиков к более жестокой драке...

– А представьте, что актеры на сцене сыграли плохо, да просто «слажали», зал не получил от них эмоций и так далее. Вернул бы театр деньги за билеты подобно футбольному «Арсеналу»? Положив руку на сердце, с вами такое случалось? Лично вы готовы были отдать деньги зрителям?

– Скажу честно, не помню такого. Чтобы я схалтурил, тем более сознательно... Не скрою, иногда  приходится играть в непростых условиях. Например, в последнее время нас любят вывозить на спектакли в небольшие города нашей области. Едешь часа три-четыре по нашим дорогам – и сразу на сцену. Организаторы уверяют, что будет полный аншлаг, что нас ждут не дождутся, что у них двадцать лет никого не было, а на деле три десятка человек в зале. Но даже в этих случаях «включается автомат», у нас в принципе не принято под «фанеру» работать.

– Константин Глебович, позвольте еще один провокационный вопрос. Существует устойчивое мнение, что путь актера не совсем соответствует христианскому предназначению человека. Некоторые священники и православные люди осуждают эту профессию...

– Честно говоря, никогда над этим не задумывался. Дело в том, что я с театром связан всю свою жизнь. Мои родители актеры, поэтому я, кроме театра, ничего толком в жизни и не видел и другого мира для себя не представляю. А с воцерковленными людьми у меня никаких конфликтов не было, даже и разговоров на эту тему никогда не возникало. Как-то всегда мы друг друга понимаем. Тем более что и среди моих родственников есть священнослужители.

– Еще о театре. Теперь столичном. Огромный скандал на Таганке. Что это было? Конфликт поколений?

– Думаю, что нет. Здесь проблема скорее всего не творческая. На мой взгляд, это прежде всего какая-то нехорошая, грязноватая денежная свара. Да и сама атмосфера, видимо, давно накалялась. Если помните, театр уже дважды делился. В одном я уверен точно: без Любимова  это будет другой театр. Мне лично жаль. Хотя следует признать, что Юрий Петрович очень непростой человек с довольно «крутым» характером. Не все с этим мирились, не случайно, наверное, в свое время ушли Демидова, Смехов, некоторые другие люди...

– А нравится вам то, что сейчас делает Михаил Ефремов в Интернете?

– Безумно нравится. Он стал так потрясающе похож на Олега Николаевича. «Гражданин поэт» – это очень талантливо. И с точки зрения текста, и с точки зрения актерской работы. Это очень хорошо! А от его «Монолога балерины» я в восторге.

– А вы бы согласились участвовать в таком остром социальном проекте?

– Конечно, с огромным удовольствием.

– И президента бы критиковали?

– Президента я не боюсь. У меня есть только один человек, которого бы никогда не смог критиковать публично. Это Вера Андреевна Ефремова. Она мой первый режиссер, с ней я начал работать сразу после института, и уже более сорока лет мы вместе. Конечно, у нас разные периоды были в жизни: и обижались друг на друга, и не понимали. Я могу с ней в чем-то не соглашаться, спорить, но все это навсегда остается внутри театра.

– То есть про Путина можно, а про Ефремову ни-ни?

– Про Путина можно, но Вера Андреевна – это родной человек, это уже на уровне родителей.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру