Полвека биологии

Педагогический юбилей Риммы Калашниковой

Полвека преподавания в Тверском государственном университете. Тысячи студентов, сотни тысяч часов лекций, неимоверное количество автографов в зачетках и одна любовь – биология. Неутомимая труженица, умная, ироничная, красивая и обаятельная женщина – Римма Алексеевна Калашникова.

Педагогический юбилей Риммы Калашниковой

– В 1961 году я вышла замуж за тверичанина и переехала в Тверь, – вспоминает Римма Алексеевна. – В октябре того же года, то есть ровно 50 лет тому назад, я начала работу в педагогическом институте имени Калинина на кафедре зоологии.

– Римма Алексеевна, чем отличались студенты прошлого века от студентов нынешних?
– В шестидесятых-семидесятых годах на лекциях царила совершенно иная атмосфера. Самое главное – в то время студенты задавали вопросы. Сейчас этого нет.
Какой-то заинтересованности в учебе у сегодняшних студентов я не вижу. Их заставляют родители куда-нибудь поступить, при этом сами студенты прекрасно понимают, что, окончив вуз, они будут выброшены на улицу. В прошлом было распределение, государство решало вопросы трудоустройства молодых специалистов. Сейчас – куда хотите, туда и устраивайтесь. Возможно, еще и поэтому студенты стали совершенно инертными, в массе своей безразличными к знаниям. Плюс к этому раньше я чувствовала в молодых людях стремление к познанию мира науки, они задавали мне много вопросов по темам лекций.

– А что касается преподавателей?
– Если человек всю жизнь мечтал преподавать и еще во время учебы познал все азы педагогической деятельности, то он всегда отдает целиком всего себя этой работе. Преподаватель должен знать психологию студентов, должен уметь работать с ними. А самое главное – знать не только свой предмет, но и все сопутствующие предметы, которые студенты изучают на предыдущих и последующих курсах. Молодому преподавателю трудно еще и потому, что он не знает досконально всего материала, при этом отлично владеет темой лекции, которую ему предстоит читать. Но в этом нет ничего страшного. Надо отработать на совесть хотя бы один год – и все пойдет как по маслу. И еще – нужно не просто сухо преподносить материал лекции, а подавать его эмоционально.

– Душу вкладывать?
– Да, именно что душу вкладывать, отдавать всего себя, без остатка. Тогда студенты будут на тебя смотреть, внимательно слушать и хорошо запоминать твой предмет.

– Как вы считаете, почему упало уважение к профессии педагога? Что надо сделать государству, чтобы вернуть его?
– Во-первых, повысить педагогам зарплату, причем намного. Во-вторых, дать педагогу больше свободы в выборе методик преподавания и ведения занятий. В-третьих, вернуть то, что было в Советском Союзе: по-настоящему всеобщее бесплатное образование. И, в-четвертых, необходимо повысить общественный статус педагога, вернув повышенные требования к уровню образования выпускников педагогических вузов.

– Римма Алексеевна, а как вы относитесь к ЕГЭ?
– ЕГЭ – ой! ЕГЭ, по-моему, изначально не совсем правильная идея. У нас все направлено на то, чтобы студент или школьник не списывал. Вся эта «чертовщина» с тем, что нужно его посадить за парту, потом следить за ним и даже проводить в туалет, чтобы он и там не списал. А хорошо он знает предмет или нет – на самом деле, видимо, уже не столь важно.
Я полностью согласна с ректором МГУ, который выступает против ЕГЭ и не разрешает использовать только результаты единого госэкзамена при поступлении в МГУ. Намного лучше, когда абитуриент сдает обычные экзамены. Когда человек отвечает на вопросы экзаменатора или комиссии, то сразу видно, знает он предмет или нет. Вот такое у меня отношение к ЕГЭ.

– Вопрос о компьютерах, Интернете, современных технологиях…
– Я считаю, что использование всей этой техники не для паразитического скачивания чужих рефератов, а в качестве помощников в учебе – это замечательно. А если скачивать все задания из Интернета, совсем разучишься думать своей головой.

– Как вы оцениваете то, что большая часть молодежи предпочитает общение через социальные сети личным встречам?
– И социальные сети, и Интернет сами по себе убивают человеческое общение. Живое общение, живые споры и дискуссии между людьми ведут к социализации, росту умственного развития. Чрезмерно увлекаясь Интернетом, дети и подростки просто не умеют складно и красиво говорить, не всегда могут размышлять и делать выводы.

– Раньше говорили: «Книга – лучший подарок». Считается, что сейчас студенты намного меньше читают?
– То, что стали намного меньше читать – и не только учебники, но и художественную литературу – это плохо. Учебники на порядок лучше, чем Интернет. Сегодня наблюдается тенденция, что уже в школе детей не приучают читать книги, относиться к ним, как к источнику знаний.

– Как вы думаете, ошибаются ли психологи, говорящие о том, что люди стали более циничными и меркантильными?
– К моему большому сожалению, они правы. Доброта и сочувствие сейчас практически исчезли. Все-таки наши люди стали очень черствыми, замкнулись в себе и своей семье, потому что у людей много трудностей и жизненных неурядиц, особенно на периферии, в провинции.

– Немного о биологии. Сейчас опять в моде разговоры об этичности опытов над животными, о гуманном отношении к подопытным животным на факультетах биологических и медицинских специальностей. Как вы относитесь к этим разговорам?
– Я абсолютно уверена в том, что все опыты над животными должны соответствовать правилам биоэтики. Что это значит? Это значит, что надо обездвиживать и обезболивать животное перед операцией или опытом, чтобы ни в коем случае не мучить его. Ну, а на муляжах же биологию – науку о жизни – изучить невозможно. Будущему специалисту нужно обязательно посмотреть на то, как в действительности работают различные системы организма.

– А насколько, по вашему мнению, биология актуальная и важная наука?
– Биология – очень интересная наука, разнообразная. Не один, не два, а все параметры человеческого организма изучает. Биология и раньше была очень прогрессивной, передовой наукой, а в ближайшем будущем интерес к ней еще более возрастет. Человек все-таки должен знать, из чего он состоит, как функционирует его организм, как себя вести, чтобы продлить жизнь.

– Римма Алексеевна, не жалеете ли вы сами о том, что не занялись фундаментальной наукой, а целиком посвятили себя педагогической деятельности?
– Нет, нисколечко не жалею. Я считаю, что я педагог по призванию. Ведь то, что я работаю педагогом в ТвГУ уже пятьдесят первый год, это потому, что мне очень нравится эта работа. Я даже лучше себя чувствую на работе, чем дома. И если какие-то болячки у меня появляются, то эти болячки сразу проходят – проходят, когда я начинаю читать лекции и вести практические занятия, когда я начинаю работать. И еще мне приятно, что я могу прочитать курс лекций практически любого преподавателя с моей кафедры, если этот человек по какой-либо уважительной причине отсутствует.

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру