Не для красивой картинки, а для жизни

В Тверской области реализуется программа «Доступная среда»

Не секрет, что жизнь людей с ограниченными возможностями вне дома настолько некомфортна, что многие из проводят жизнь в буквальном смысле в четырех стенах. Любой выход на улицу заканчивается минимум нервным стрессом, максимум – новыми травмами.

В Тверской области реализуется программа  «Доступная среда»
Евгений Ушатенков проводит паспортизацию объектов

Осенью 2011 года в Тверской области (а также в Республике Татарстан и Саратовской области) стартовал «пилотный» проект государственной программы «Доступная среда», который будет реализован в течение двух лет. За это время предстоит отработать механизмы по созданию доступности приоритетных объектов в различных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения с учетом их особых потребностей. В лидеры вышли наиболее посещаемые учреждения. За 2011-2012 годы будут адаптированы 43 приоритетных объекта, из них 2 объекта в сфере здравоохранения – это областная клиническая больница с поликлиникой и детская областная клиническая больница, 15 учреждений социальной защиты, 10 центров занятости, 6 учреждений культуры (например, областная филармония, ТЮЗ), учреждения физической культуры и спорта. Финансируется программа как из федерального, так и из областного бюджета.

Работа началась еще в ноябре, первым объектом, получившим паспортизацию, стала областная клиническая больница и поликлиника. О подробностях работы и о том, что необходимо сделать до 2015 года (срок выполнения программы), корреспонденту «МК в Твери» рассказал один из членов комиссии по паспортизации объектов в рамках программы «Доступная среда», член Союза журналистов России, председатель Зубцовской общественной организации инвалидов Евгений Ушатенков.

– Вы принимаете участие в реализации программы «Доступная среда» с самого начала ее реализации на тверской земле. Каким образом вы попали в комиссию по паспортизации объектов?

– Все началось с того, что меня пригласили на Всероссийский семинар в Сочи (ведь именно там в 2014 году состоится Олимпиада и пройдут Параолимпийские игры). До того, как проект «Доступная среда» появился в Тверской области, я 7 лет был председателем районной общественной организации инвалидов. Основная задача этого объединения совпадает с задачей программы «Доступная среда», а именно: сделать жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья проще и лучше. Впервые об этой программе заговорили еще три года назад, когда Россия присоединилась к Международной конвенции по правам инвалидов. Повторюсь, все мы слышали об этой программе, но казалось, что все это далеко и нас не касается. Но вот «пилот» стартовал, мы начали работу и поняли, что это важное и нужное дело. После конференции в Сочи в соцзащите Тверской области мне предложили вступить в комиссию по реализации программы «Доступная среда», и я с радостью согласился. Так я стал экспертом по паспортизации объектов в Твери.

– Можно узнать более подробно, чем занимаются эксперты в этой комиссии?

– Первым объектом стала областная поликлиника, на ее примере я и расскажу о нашей работе. Еще до того, как комиссия приехала на место, я побывал в этой поликлинике, облазил ее сверху донизу и отметил для себя ошибки.

– Какие это были ошибки?

– Они начинались сразу от остановки городского транспорта. Мелочь вроде бы, но троллейбус или автобус должен вплотную подъезжать к бортику остановки. Но нет, водители предпочитают останавливаться за полтора метра от бортика. И человек вынужден плюхаться в лужу, а то и в яму, прежде чем встать на тротуар. Нигде в мире нет такого. И это только первый этап. А после этого начинается «хождение по мукам». Дорожка до больницы почему-то выложена зигзагами сумасшедшего абстракциониста. Инвалиду-колясочнику практически невозможно добраться до цели. Ведь в один поворот впишешься, а в другой можешь и не вписаться. Хотя, казалось бы, гораздо проще сделать дорогу прямой, обозначить дорогу цветовыми указателями, оборудовать стоянку для транспорта инвалидов вблизи здания. Далее нас встречает крыльцо. Наверное, никому не нужно рассказывать про тот пандус, что еще недавно украшал это медучреждение? Угол наклона – практически 80 градусов, скользкое покрытие. А ведь по нормативам он должен быть сделан из специального материала, чтобы поверхность не скользила, зимой прогревалась, дабы избежать наледи. По бокам пандуса, с двух сторон обязательно должны быть поручни, заметьте, на двух уровнях. Входные двери должны быть не только с доводчиком, но и с фиксатором, чтобы не ждать удара сбоку. Переступаем порог поликлиники и видим регистратуру, в которую некоторым категориям граждан обратиться весьма затруднительно хотя бы из-за высоты стойки. Таким образом, комиссия обследует всю больницу, а затем выносит вердикт о том, что предстоит сделать. Например, будут расширены дверные проемы, полностью переделана регистратура, установлена кнопка вызова помощника, оборудована стоянка для автотранспорта инвалидов.

Объективная оценка реальных параметров – это и есть паспортизация. Мы не только описываем сегодняшнее состояние объекта, но и предлагаем несколько вариантов, как можно улучшить ситуацию. Главное в нашем деле – разумность, необязательно полностью реконструировать больницу, иногда достаточно просто поменять назначение кабинетов. Например, в Зубцовской больнице мы решили сделать отдельный вход для инвалидов и оборудовать все необходимые приемные кабинеты на первом этаже. Соответственно нам не нужно будет закупать дорогие подъемники. Оптимальные варианты всегда можно найти. В областной поликлинике сейчас идет масштабный ремонт, в котором учтены и требования (а точнее предложения) нашей комиссии. Мы дали высокую оценку уровню руководства областной больницы, подготовленности персонала. Теперь задача комиссии – проводить постоянный мониторинг и не бояться вмешиваться в процесс. Стесняться здесь нельзя, наоборот, надо быть настойчивыми, добиваться, чтобы все было сделано.

– Что уже сделано?

– За два месяца мы паспортизировали помимо областной больницы два профессиональных лицея №48 и №16, Дом культуры «Пролетарка», областной краеведческий музей, спортивную школу. У нас довольно напряженный график. Работа кипит.

– Какой объект в Твери вы можете назвать самым проблемным для людей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день?

– С точки зрения доступности самым проблемным объектом можно смело назвать железнодорожный вокзал. Вспомните эти страшные лестницы. Поезда также не предусмотрены для инвалидов. И хотя сейчас почти в каждом поезде существуют специальные оборудованные купе, их чаще всего используют как складские помещения. Например, когда мы ездили в Сочи, нашим инвалидам-колясочникам достались вторые полки. Когда подошел поезд, который стоит одну минуту, нам пришлось заносить людей в вагон на руках. В тамбуре развернуть коляску невозможно. Хорошо, что мы ехали группой. А я видел, как с этого же поезда еле сошла женщина в инвалидной коляске. Подъехала к знаменитой лестнице. Она смотрела-смотрела вниз, понимая, что ей не съехать по этим металлическим желобам… К ней никто не подошел. Она вылезла из коляски, поставила ее на это своеобразное железное спусковое устройство. Через 30 секунд от ее коляски остались одни воспоминания – разбилась напрочь. Вы представляете, что будет со смельчаком, который рискнет спуститься по этому пандусу? Железнодорожный вокзал – это кровоточащая рана всех инвалидов Тверской области.

– Вокзал собираются переносить…

– Да, но это совершенно не значит, что сегодня его не нужно переоборудовать для маломобильных групп населения.

– Можно заметить, что сейчас ни одно новое здание не обходится без пандуса. Значит, люди все-таки стали заботиться друг о друге?

– Относительно. Да, действительно, можно заметить, что в последние годы торговые центры, банки, магазины обустроены пандусами. Но они, увы, сделаны скорее ради красивой картинки, декора, чем для удобства граждан. Пандусы ставят для отчета, а что пользоваться ими невозможно, это никого не интересует. В Твери любят мрамор, из этого материала часто делают ступени и пандусы. Но подняться по нему просто невозможно – он скользит!

Никакая конвенция не будет работать, пока мы не приучим людей понимать друг друга. Причем дело здесь не в сострадании. Инвалиду не нужно сострадание, ему нужна самостоятельность. Ты лучше не сочувствуй, а сделай нормальный пандус. Сделай так, чтобы человек мог прийти в магазин и самостоятельно выбрать желаемый товар, а не брать скоропортящийся, так как именно он чаще всего расположен на нижних полках супермаркетов.

– По вашему мнению, насколько активно в этом вопросе работает правительство Тверской области?

– Радует то, что усилия в реализации этой программы объединили все слои населения. Мы чувствуем заинтересованность властей в этом вопросе. Это видно даже по составу нашей комиссии. Состав комиссии по программе «Доступная среда» действительно межведомственный. В ней работают и чиновники, и педагоги, и инвалиды, и строители. Мне понравилась позиция министерства образования. Работа в 48-м и 16-м профессиональных лицеях ведется просто поразительная. Юноши и девушки, которые там обучаются, чувствуют себя полноценными людьми. Из них растят профессионалов высшего класса. Можно не беспокоиться за будущее этих ребят. В ходе реализации программы «Доступная среда» эти образовательные учреждения будут оснащены системой визуальной, звуковой и тактильной информации, рельефных знаков.

Конечно, пока не все понимают необходимость реализации этого проекта по организации «Доступной среды». Я сейчас говорю о районах области. Нет никакой инициативы в этом плане. А ведь нужно хвататься за этот проект руками и ногами, цепляться за любую возможность улучшить условия жизни инвалидов и маломобильных групп населения. Зубцовский район, где я живу, сразу же вступил в эту программу, и первые результаты видны уже сейчас.

– Работа в комиссии по паспортизации наверняка требует больших временных и физических затрат. Не устаете?

– Устаю, но тем не менее понимаю необходимость этой работы. Цель – комфорт и уют для людей. Для всех. А не только маломобильных групп населения. «Доступная среда» – это образ жизни. Ведь безбарьерность касается не только инвалидов-колясочников, но и инвалидов-спинальников, инвалидов-опорников, мам с колясками, беременных женщин. В конце концов почему здоровые люди должны спотыкаться и набивать себе шишки?

«Доступная среда» касается каждого, не только инвалидов. «Доступная среда» создана для всего общества в целом. Эта программа должна обеспечить любому человеку доступность пути к работе, учебе, в больницу, в транспорте, это народная программа, в которой участвуют люди из всех структур и социальных слоев. Не по должности, не по званию, а по сердцу. Сделать мир хотя бы немного лучше - разве не в этом смысл человеческой жизни?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру