Тверская художница рассказала о монотипии и офорте

Тверская художница рассказала о монотипии и офорте

Поводом для встречи с Людмилой Юга и ее супругом – известным тверским фотографом Николаем Погореловым - явился грядущий юбилей Людмилы Георгиевны. Но знакомые огорошили: «Юга уже все отпраздновала и улетела на юга…» Только самый ближний круг друзей знает, что родители зарегистрировали ее рождение в паспортном столе с опозданием на полтора месяца и, чтобы не платить штраф, указали не 1 марта, а 15 апреля. Возможно, поэтому у нее особые счеты со временем. Его она согласна тратить только на творчество или в крайнем случае на путешествия. Несмотря на широчайший разброс тем, а рисует наша героиня с 16 лет, основной является духовный поиск, карма, преемственность поколений. Недаром любимый офортный станок Юга с его колесом образно напоминает Колесо Сансары…

фото: sao.mos.ru

Первый офортный станок

- По художественной стезе вы пошли благодаря маме?

- Мама профессионально пела, но в военные годы голос пропал. В детстве попробовала она и мои способности к пению, но не вдохновилась. Тогда решила проверить, смогу ли я рисовать – может, пошла в отца, он был художником. Я нарисовала обычный домик с цветочками и тем подписала себе приговор. Меня водили во все изостудии почти под конвоем.

- Вы с 16 лет стали работать на производстве, и большая редкость – не самый легкий труд оказался в одном русле с желанием рисовать. Это удача или судьба?

- С 1964 года мы стали жить в Калинине. Я училась в вечерней школе, днем работала на полиграфкомбинате в переплетном цехе. Там же познакомилась с замечательным акварелистом Ростиславом Благовещенским и благодаря ему стала ретушером. Участие в книгопечатании увлекло – решила поступать на отделение книжной графики Московского полиграфического института, где в то время преподавали выдающиеся художники Андрей Гончаров и Павел Захаров. Я многому научилась у них. В 1974 году вернулась в Калинин и стала преподавать изобразительное искусство во Дворце пионеров. Директор Василий Пантелеевич Французов выделил мне под мастерскую отдельное помещение, помог с приобретением офортного станка. Низкий ему поклон, это второй человек после Ростислава Благовещенского, кому я обязана тем, кем я стала. Моей подлинной страстью стал офорт. Все закрутилось. Детские выставки, конкурсы рисунков на асфальте, оформление праздников сначала во Дворце пионеров, а затем и в городе. Жили весело, друзья постоянно просили: «Юга, помоги оформить сцену к очередному комсомольскому празднику или к конференции!». Затем пошли первые выставки, поездки в Дома творчества и за рубеж.

На недельку, до второго…

- А когда вы почувствовали первый успех?

- По договору с администрацией Бологовского совхоза-техникума мы группой художников делали мозаики, рельефы на фасадах зданий. Естественно, осталось множество эскизов, которые однажды я показала на зональном выставкоме Союза художников. Их оценили и сделали официальный заказ на 3 графических листа, объединенных одной темой - «Бологовский совхоз-техникум». По тем временам это была большая удача, тем более что меня действительно очень вдохновил тяжелый труд крестьян на земле. Рисуя, я одухотворяла их образы - думала о том, что они выращивают хлеб. Старалась не замечать, что после трудовых будней мужички падают не только от усталости… Это и стало началом нового профессионального этапа моей жизни.

Сансары колесо

- В постсоветское время у вас начались совершенно иные поездки за границу - не по профсоюзной линии, а по велению души. С чего все началось?

- Эти удивительные, захватывающие поездки начались со знакомства с Борисом Царевым. Общественности он известен тем, что поставил памятники у истока Волги, в Ниловой пустыни и у нас в Твери - Ксении Петербуржской. Благодаря Борису Цареву нам впервые Турция открылась как древняя Византия, земля раннего христианства. Особенно запомнился храм Василия Великого. Каменная лестница в подземелье, на стенах древние фрески с ликами святых. Из магнитофона звучит литургия святителя Василия Великого. Паломницы-педагоги из Москвы в платочках, с горящими свечами и слезами на глазах. Впервые я почувствовала вибрацию времени – вот это и вдохновляет по-настоящему! Участие в другом проекте позволило узнать культуру и духовный мир стран Юго-Восточной Азии. Автор проекта - президент Бюро творческих экспедиций Владимир Анисимов. Под патронажем МИД он организовал серию пленэров известных художников по странам - участникам АСЕАН с целью развития народной дипломатии и сближения культур. Эти поездки помогли понять духовные истоки буддизма и индуизма, что, естественно, не могло не выплеснуться на холст и графические листы. Так родилась серия «Колесо Сансары».

Контрастный душ вдохновения

- Магия Востока вас не затянула?

- Когда завершились отчетные выставки по экспедициям, я вновь вернулась в родное христианство, из жарких морских пейзажей в тишину Нило-Столобенской пустыни. Такой контрастный душ обострил восприятие. На 5 холстах я написала монастырь таким, каким он будет через 10 лет — полностью восстановленный в своем первозданном виде. Затем были серии иллюстраций к житиям святых тверской земли: первого патриарха Иова, Ефрема Новоторжского, Нила Столобенского.

А не так давно заезжала в гости игуменья Варвара из Кашина и напомнила, что грядет юбилей Анны Кашинской. После разговора с ней я решилась взяться и за эту тему, вспомнила, что именно об этом мы мечтали вместе с Владимиром Захаровичем Исаковым, большим умницей и автором прекрасных переводов на современный русский язык основных летописных текстов о тверской земле. За Анной органично возник образ Михаила Тверского, и я, полностью осознавая всю меру ответственности, вошла в эту работу. Стилистически решила придерживаться манеры письма книжных иллюстраций XVI - XVII веков. В ту пору красочные иллюстрации доносили содержание житий святых до людей, не обученных грамоте.

Кали-юга, уходи

- Фамилия Юга созвучна с индуистским понятием, обозначающим эпохи. 5000 лет назад на Земле началась Кали-юга - "эпоха зла и лицемерия", которая продлится еще 427 тыс. лет.

- Каждый человек сам отвечает за свою карму и судьбу. Философ Евгений Трубецкой в своей книге «Смысл жизни», рассуждая о эволюции духа, писал: жизнь – это крест, горизонтальная линия - чисто биологическая: родился, женился, поспал-поел, умер. По вертикали – линия духа: познание, развитие, творчество, стремление к божественному плану.

- Людмиле близка идея мессианства, - вступает в беседу супруг художницы Николай Погорелов. - Она считает важным не зарывать то, что дано свыше, поэтому и трудится каждый день. Идеальный вариант – путешествия. Это и наблюдения, и новые впечатления, и новые темы. У нее есть блокнот, где она делает маленькие путевые наброски и композиционные зарисовки; они потом воплощаются в полноценные серии работ.

- Николай, вы хорошо знаете свою супругу?

- Нет, несмотря на то, что изучаю ее на протяжении 22 лет. Она продолжает удивлять меня. Прекрасное чувство стиля, упорство и трудолюбие, с одной стороны, чувство юмора и милая раскованность в общении - с другой -делают ее не просто партнером по жизни, но и самым лучшим другом. Нас объединяет общность жизненной позиции, общая цель - творчество, все остальное просто мелочи.

«Хренатеньки» по 50 долларов

- Людмила Георгиевна, в своем творчестве вы отстаиваете традиционное для русской школы искусства направление - реализм. А не было желания поэкспериментировать?

- Конечно, в арсенале моих технических приемов есть и вполне актуальные, такие, как монотипия. Работы, выполненные в этой технике, в принципе неповторимы, креативны и пользуются большим успехом. Но случались и забавные казусы. Как-то моя испанская галерейщица спросила: нет ли у меня среди работ чего-то «эдакого»? Недолго думая и сокрушаясь в душе о ее «европейских ценностях», я решилась отпечатать серию абстрактных офортов с оборотных сторон цинковых пластин, благо что «узоры» там при травлении в азотной кислоте возникают весьма причудливые. Сказано - сделано, отпечатала. Проблему с названием решила просто. Обозвала по английски витиевато: hrenatenka-1, 2, 3 и т.д. По нашему - просто «хренатенька». Ей очень понравилось мое «творчество». Тогда часть пробных оттисков осталась у меня в запасниках. Каково же было мое удивление, когда в один из Дней города гостья из Финляндии, посетившая мастерскую вместе с представителями нашего отдела культуры, обратилась ко мне с такой же просьбой: «Нет ли чего-нибудь этакого, актуальненького?». Я и достала остатки «хренатенек». И счастливая гостья радостно полезла в кошелек. Грех смеяться, но, как говорится, о вкусах не спорят!

Возьмемся за руки, друзья

- Вернемся к вашему юбилею. Этот год вам запомнится больше подарками или хлопотами?

- Для художника лучший подарок - выставка его работ. Я решила не нарушать традиции и с помощью двух милых женщин Нины Ивановны Гусевой и Любови Ивановны Зверьковой покажу новую серию графических листов-иллюстраций к «Повести о Михаиле Тверском» и «Житию Анны Кашинской» в галерее пейзажа на улице Пушкинской, 6. А в конце июля по предложению моего друга, известного дизайнера Игоря Ульянова, мы делаем выставку «Юга и ученики». В ней примут участие художники - бывшие мои воспитанники изостудии во Дворце пионеров, где я преподавала 15 лет. Сейчас я также глубоко переживаю о судьбе Краснохолмского Антониева монастыря в Красном холме. Я уже касалась этой темы в серии холстов и офортов. Епископ Филарет благословил выставку наших работ со студентами Репинской академии, участвовавшими в проекте «Русская Атлантида» в рамках пленэра в Красном Холме. Чтобы привлечь внимание к обители, мы планируем выставить работы в Думе. Еще одна выставка задумана на октябрь к годовщине комсомола. Мы приглашаем всех художников-комсомольцев собраться и вспомнить те славные времена. Как говорится, “Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке!”

Справка МК

Людмила Юга - заслуженный художник России, академик Петровской академии наук и искусств, Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры, почетный академик Российской академии художеств. Член Союза художников России с 1983 года. С 1979 года участница российских, а также международных выставок в Германии, Испании, Швеции, Франции, Дании, Финляндии, Бельгии, Шотландии, Канаде, Китае, Японии и на Кипре. Как художник работает в технике офорта, монотипии, масляной живописи, акварели, является автором многочисленных издательских проектов.

Лауреат премии им. Лемешева (2007, 2009 гг.), награждена бронзовой медалью 1-й Всемирной выставки минипринта и экслибриса в Китае, медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени (2011 г.), Золотой медалью ВТОО "Союз художников России" "Духовность. Традиции. Мастерство" (2013 г.).

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 18 апреля 2018

Заголовок в газете: Юга, или Сказка о непотерянном времени…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру