В Твери первоцветы растут в нескольких шагах друг от друга

В Твери первоцветы растут в нескольких шагах друг от друга
фото: newdaynews.ru

Есть в областном центре место, куда люди приходят за положительными эмоциями и где неизменно получают ожидаемое. Речь идет о Ботанический саде Тверского госуниверситета. Сейчас, в первые по-настоящему теплые апрельские дни, когда только-только начинает проклевываться трава, служители этого городского храма природы едва успевают обновлять записи в социальных сетях. Ведь что ни день – из-под бурого слоя палой листвы на садовых делянках то тут, то там пробиваются новые всходы самых ранних цветов.

Мы привыкли обобщенно называть подснежниками все то, что выросло из-под стаявшего снега. На самом же деле подснежник – вполне определённый род многолетних трав семейства амариллисовых. В мире их 19 видов плюс 2 естественных гибрида. В тверском Ботаническом саду, судя по цвету, прижился Galanthus nivalis – подснежник белоснежный. К слову, эти крошечные цветы способны выдержать десятиградусный мороз.

А рядом (по крайней мере, на страничке социальной сети) – прекрасный иридодиктиум из семейства не то лилейных, не то касатиковых. «В апреле всегда кажется: еще немножко, и все наконец-то будет хорошо» - такие оптимистические мысли рождает этот бледно-голубой первоцвет.

Кроме того, Ботсад гордится своими нарциссами сорта Narcissus Cyclamineus hybr. «Tete-a-tete» (Нарцисс цикламеновидный гибридный «Тет-а-тет»). Словно желтое солнышко спустилось на землю - он первый из всех нарциссов зацвел в саду.

Дорожка, вымощенная пускай не желтым кирпичом, а обыкновенной тротуарной плиткой, ведет посетителя все дальше – куда летом не проникнуть и взглядом из-за густой зелени. Это сейчас сад видно почти насквозь, и первые почки только начинают проклевываться на безжизненных, казалось бы, ветвях. Не теряли зелёного покрова только хвойные да героически перезимовавший рододендрон.

Среди хвойных попадаются растения с именной табличкой в честь новобрачных, которые отметили день свадьбы ещё и посадкой «семейного» дерева. (Вот растение вроде стелющейся сосны, посаженное в 2012 году. Оно вполне в порядке; интересно, а та семья?) Эта услуга стоит 5000 рублей, а свадебная фотосессия – 1500. Так Ботанический сад встраивается и в светскую жизнь Твери, и становится вполне себе модным местом, природный антураж которого идет лишь на пользу.

Самое свежее из тусовочных событий – литературно-музыкальное таинство «Рукописи не горят» по мотивам классического шедевра «Мастер и Маргарита» состоялось в пятницу 13-го. Стихи и живую музыку, приправленные мистикой, презентовали молодые поэты и музыканты творческого объединения «Струны души».

Сад приготовил для них особый подарок. Таковым стала дегустация плодов Бигардии-Кикудайдай - мистического горького «апельсина», чая с его цедрой, перцем, имбирем и розмарином. А главное, был съеден-таки, разошедшись на кусочки, цитрон «Рука Будды» - тот самый загадочный фрукт, вызывавший у публики самые неожиданные ассоциации. Оказалось, что внутри нет никакой сочной мякоти – сплошная цедра.

Все эти обитатели нездешних широт успешно прижились в садовой теплице. В компактном помещении поддерживается воистину тропический климат, в котором прекрасно себя чувствуют растения, названия которых можно прочесть скорее на магазинном ценнике (инжир) или в книжке про путешествия (агава). Впрочем, мексиканская агава чем-то похожа на знакомый всем столетник, только увеличенный раз в десять.

Долго в духоте продержаться трудно, и мы вновь ступаем на плитчатую «тропинку, ведущую к самой воде», как пел 35 лет назад БГ. Перед нами ещё не освободившийся от ледяного покрова небольшой пруд. Источники утверждают, что пруд известен с 18-го века, когда эта земля еще принадлежала Отроч монастырю. По другим данным, водоем велел выкопать купец Илья Бобров, который приобрел участок в 1879 году и самолично сажал дожившие до наших дней дубы и лиственницы. Так или иначе, ещё с тех давних лет в пруду появилась уникальная популяция карася, которая развивалась в этом замкнутом пространстве и спустя более века, безусловно, представляла интерес для науки. Бессловесные рыбы, привыкшие на зиму, когда мало воды, вмерзать в лед, пережили народников, три русские революции и Гражданскую войну, сталинский террор, Великую Отечественную, кукурузу и застой, перестройку и реформы, рэкетиров и эффективных менеджеров. Впрочем, насчет последних есть маленькая запятая, поскольку караси сгинули уже в 21-м веке.

Вышло так, что рядом с оградой Ботсада проложили канализацию, а на господствующей высоте соорудили хозфекальный бетонный колодец. И однажды, когда трубы засорились, их содержимое неумолимо поперло вверх, перелилось через края колодца и свободно потекло, куда указывали складки местности. А указывали они в пруд. Этой напасти караси уже не выдержали. Вот так свершилось никем не замеченное и не осужденное экологическое преступление.

Впрочем, по состоянию на апрель текущего года живность в пруду наблюдалась. Какие-то черные юркие существа – не то гигантские головастики, не то тритоны, не то рыбки ротаны при приближении человека удрали под льдину. Наверно, водоем неплохо бы почистить и углубить.

Ну а любимицы всех тверитян – знаменитые виноградные улитки – замечены на дорожках сада не были. Видно, еще не проснулись.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 18 апреля 2018

Заголовок в газете: Подснежники и агавы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру