В Твери напомнили об алкогольной проблеме исторической выставкой

В Твери напомнили об алкогольной проблеме исторической выставкой

В Твери в церкви Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радостей» при Аваевской больнице прошла выставка под названием "Общества трезвости: опыт прошлого - ради будущего". Место проведения было выбрано не случайно. Именно в праздники, особенно в новогодние и майские дни, врачам приходится лихо из-за непомерных возлияний граждан. Активисты московского православного братства «Трезвение» в эти дни рассказывали о распространении пьянства в России - со вт. пол. XIX века и до наших дней. Так какой же исторический опыт борьбы с алкоголизацией населения можно считать успешным? Главную мысль можно было бы выразить словами Махатма Ганди: "Если желаешь, чтобы мир изменился — сам стань этим изменением". То есть, если хочешь проповедовать трезвый образ жизни, начни с себя и прими обет трезвости.

Папа, не пей

В центре выставки материал о двух не похожих внешне, но близких по основополагающим принципам явлениях в трезвенническом движении прошлого – «татевском согласии» (по названию села Татево, ныне Оленинский район) профессора Сергея Александровича Рачинского и сообществах трезвенников выходца из народа Ивана Алексеевича Чурикова.

Рассказывается, как в борьбе с пьянством профессор Рачинский пришел к выводу, что нужно начать с прививания здорового образа жизни вначале детям, для чего и создал школу-интернат, где эти навыки внедрялись в процессе образования. Потом дети приводили к Рачинскому своих родителей, и те принимали обеты трезвости. Пример Рачинского вдохновил многих на создание подобных обществ трезвости, в том числе и церковных.

Усадьба Рачинского в Оленинском районе

Другой вид дореволюционного движения за трезвую жизнь, созданный Иваном Чуриковым, можно считать уникальным. Малообразованный крестьянин (3 класса земской школы) сплотил вокруг себя массу последователей - число трезвенников-чуриковцев к 1917 году, по разным оценкам, достигало от 40 до 70 тыс человек.

Чуриков был мирянин, не занимал принципиально никаких официальных должностей. Его последователи сразу принимали обет трезвости на всю жизнь, не признавая зароков на месяц, полгода, год и т.д. Главным для Чурикова был приход зависимого человека к православной вере. Люди из простого народа в результате становились трезвенниками целыми семьями, есть трезвенники в 5-м и 6-м поколениях, они сохранили не только трезвость, но и веру, несмотря на сталинские репрессии.

Показана также деятельность последователей Чурикова в других городах, в частности, самого яркого ученика Чурикова - Ивана Колоскова из Москвы, у которого, в свою очередь, были тысячи последователей. На «беседах» организаторами задавались вопросы, слушатели отвечали, что было непривычно для того времени, но очень действенно. В начале 30-х годов лидеры движения вместе с их ближайшим кругом были арестованы и погибли в ГУЛАГе. Даже после смерти Чурикова дело его последователей продолжает существовать до сегодняшнего дня: при храме Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге действует большое сообщество.

Руководитель дореволюционного общества трезвости Чуриков

«Страшилки» не работают

Вдохновители выставки подчеркивают, что хоть ситуация с алкоголизмом в стране тяжелая, но не безнадежная. Выход связан с духовным оздоровлением общества и каждого человека в отдельности. При этом особо важен личный пример тех, кто призывает на путь трезвости, и прежде всего - их полный отказ от алкоголя, иначе этот призыв не работает.

Экскурсовод и соавтор экспозиции, бакалавр богословия Сергей Шинкевич рассказывает:

- В 90-е годы я демобилизовался. В стране был разгул перестройки и демократии, безработица, пьянство. Я тоже дошел «до ручки», лежал в наркологических больницах. Помогли программа "Анонимных алкоголиков" и церковь. Почти 30 лет ни капли не употребляю. Вот сейчас я сам спасаю людей, говорю им: проблема алкоголизма огромна, но она решаема.

Никакие «страшилки», такие, как демонстрация знаменитой «печени алкоголика в разрезе», последствий алкоголизма в цифрах, фактах, иллюстрациях, почти не работают. Если в начале ХХ в. они в некоторой степени и помогали зависимому человеку одуматься, то теперь вызывают лишь отторжение и насмешки, поскольку современный человек не всегда дорожит жизнью и здоровьем.

При этом гости из Москвы отмечают, что в столице гораздо строже стали пресекать пьянство на детских игровых площадках, в общественных местах, междугороднем транспорте. Молодежь в Москве уже стесняется пить алкоголь открыто. Если и пьет, то прячет в бумажных пакетах. При этом запретительные меры, конечно, играют роль, но важнее диалог, предложить что-то взамен.

Нужна живая среда, в которой стремящийся к трезвости человек найдет единомышленников, дружеское общение, помощь и поддержку, уверены члены братства «Трезвение».

Кстати, на открытие выставки отец Марек Антони Тачиковски, настоятель тверского католического храма Преображения Господне, рассказал, что в стенах его прихода регулярно проводятся встречи Общества Анонимных Алкоголиков по системе «12 шагов» самих зависимых и их родственников. Тех мужчин, кто не может справиться со своей проблемой и ищет духовной поддержки, по протекции направляют в Нилову пустынь трудниками. Актуальность алкоголизации населения признают все традиционные религиозные концессии нашей области и готовы снова объединяться в борьбе за нравственное и духовное здоровье жителей нашего региона. А выставка "Общества трезвости: опыт прошлого - ради будущего" с лекциями дальше поедет в Воронеж и Санкт-Петербург.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 10 мая 2018

Заголовок в газете: Стань этим изменением…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру