В Твери прошла конференция, посвященная неоязычеству в современной России

Встреча была в актовом зале Тверской областной библиотеки имени А.М. Горького по благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора.

Беседа получилась весьма интересной, потому что, по большому счету, мы, обыватели, даже не догадываемся, что неоязычество становится сегодня все более популярным и начинает подменять собой религию традиционную. И в это новое течение вливается все больше молодежи, сначала как в некую игру, а потом это становится образом жизни с оккультными языческими практиками.

В конференции приняли участие теологи, религиоведы, миссионеры Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, студенты, местные СМИ, верующие горожане.

Александр Дворкин

Все выступавшие склонялись к тому, что истинные причины «моды» на неоязычество надо искать в укрепляющейся роли традиционной православной церкви. Соответственно все чаще раздаются предложения вернуться к изначальной религии Руси, то есть к язычеству. В человеке осталась память о рае – отсюда все эти разговоры, что «раньше было лучше». И неоязычники играют на этом. Эту же мысль некоторые пытаются увязать с ныне пропагандируемым патриотизмом. Язычники все время твердят, что раньше, до христианства, было лучше: реки были полны рыбы, леса полны дичи. Ничего не напоминает? Наши современные споры о том, что раньше у нас все было выше, больше и слаще. Но ведь именно креститель Руси князь Владимир доказал, что язычеством (когда каждое племя верит в своего бога, идола) единого государства никогда не соберешь. Христианство послужило тем самым объединяющим моментом.

Со своими докладами выступали многие авторитетные в данном вопросе специалисты. О неоязычестве как религии постмодернизма рассказал председатель миссионерского отдела Петербургской и Ладожской епархии протоиерей Георгий Иоффе; сотрудник православного миссионерско-апологетического центра «Ставрос» Санкт-Петербургской и Ладожской епархии, администратор группы ВКонтакте «Родноверие и Православие» Федор Бабенко представил доклад «Трансформация национальной идентичности в русском неоязычестве».

У меня, пожалуй, наибольший интерес вызвал доклад «Неоязычество и движение New Age» профессора ПСТГУ Александра Дворкина (исследователя современного сектантства, богослова, церковного историка, деятеля антисектантского движения в России). "Казалось бы, где связь между язычеством и очередным модным американизмом?" – задается вопросом Александр Дворкин. “New Age" переводят по-разному: “Новое время”, “Новый век”, “Новая эра”. Это самая известная на Западе (а теперь уже и на Востоке) и самая широко рекламируемая современная религия. Не существует единой секты под названием “Новая эра”. Секта всегда характеризуется четко организованной структурой, а “Нью эйдж” — явление широкоохватное, аморфное, в которое вовлечено много сект и организаций. Кроме того, человек может придерживаться общего круга идей "Новой эры", но при этом не входить ни в одну из организаций. Основная характеристика движения “Новой эры” — это вера в то, что современное человечество живет в переходный период вступления земли в новую эпоху. При этом у «Новой эры» все признаки неоязычества, возьмем хотя бы оккультные и спиритические практики. И вот как раз развитие неоязычества – это часть «Новой эры».

Адепты движения черпают вдохновение не только из индуизма и христианства, но и из древних языческих религий, в частности из самого примитивного спиритизма диких племен и народов Азии, Африки, Латинской Америки, Австралии. Один из очень важных аспектов их философии — это ведьмовство (так называемая религия “викка”) и соответственно поклонение “Верховной Богине”. Эта религиозная философия приобрела особую популярность среди феминисток, которые яростно борются против образа мужского Бога в традиционных религиях. По словам Дворкина, «на христианство у них просто аллергия».

Еще одна попытка заимствования из древних религий — возрождение интереса к поклонению Люциферу. Это поддерживается прежде всего той модой на сатанизм — модой в молодежной одежде, музыке, манере поведения, символике, да и общей атмосферой вседозволенности и распущенности, — которая не без помощи СМИ постоянно и очень назойливо распространяется в сегодняшнем мире.

Но, пожалуй, главный вопрос: как этому противостоять? Как научить, допустим, подростка отличить фольклорный кружок, где изучают древние традиции Руси, от мягкого вовлечения в секту неоязычества? Мы все с вами видим, что раскол во всех традиционных религиях происходит по всему миру, мы видим страшные последствия этого.

В России позиции Русской Православной Церкви достаточно сильны. И именно ей отведена решающая роль в недопущении подмены одной религии другой, псевдорелигией. Наверное, такие конференции должны проводиться чаще. Наверное, в школах должны больше часов уделять изучению истории родной страны. Наверное, родители тоже должны внимательнее относиться к своим детям, к их занятиям и увлечениям, чтобы потом внезапно не узнать, что их ребенок уже давно и плотно состоит в секте «бога Кузи».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 30 мая 2018

Заголовок в газете: На христианство у них просто аллергия

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру