В Тверской области возрождают знаменитый «Конаковский фаянс»

В Тверской области возрождают знаменитый «Конаковский фаянс»

Наверняка у многих дома сохранились милые вещицы, статуэтки, посуда самого известного в России фаянса. Пусть не на видном месте, если не вписывается в современный дизайн интерьера, но где-нибудь на антресолях. В советские годы это была известнейшая в стране и за ее пределами марка, знак качества завода, расположенного в Конаковском районе Тверской области. Они стояли в одной линейке – конаковский фаянс, гжель, хохлома, палех. Это были визитные карточки страны. А потом все рухнуло.

Кузнецов в Кузнецово

Конаковский фаянсовый завод был основан в 1809 году аптекарем из Богемии Фридрихом Бриннером в селе Кузнецово Тверской губернии (сегодня это город Конаково). Он арендовал землю у помещика Федора Головачёва и поставил целью превзойти популярный на тот момент заграничный фарфор, для чего даже привлек к работе опытных мастеров известного фарфорового завода Гарднера. Но опыта в таком деле не было никакого, поэтому, чтобы не загубить производство, вскоре он перепродает завод своему коллеге – провизору Александру Ауэрбаху, который оказался неплохим организатором, и совсем скоро производство превратилось в большую фабрику, куда заказы поступали даже от императорской семьи. Но, увы, после смерти Александра Яковлевича, его наследники не смогли вести дела фирмы удачно. Они, конечно, попытались модернизировать производство, даже вложили в это большие деньги и прогорели.

В 1870 году завод был выкуплен предпринимателем и заводчиком Матвеем Кузнецовым, который также занимался фарфоровым производством. Заметьте, какое удивительное совпадение - Кузнецов начал производство в Кузнецово. Может быть, именно этим обусловлен успех и популярность местного фаянса на долгие годы? Ассортимент стремительно расширялся, завод стал производить помимо фарфора еще фаянс и майолику. Продукция была самой разнообразной: от сантехники до сервизов.

Сразу после революции фабрику национализировали, но выпуск продукции, разработанной мастерами фаянса во времена владения ею Кузнецовым, не прекратился.

Еще через пять лет заводу присваивается имя «всесоюзного старосты» Михаила Калинина. При этом ассортимент и облик продукции предприятия оставались прежними, то есть «кузнецовскими». Завод продолжал выпускать масленки, салатники, корзинки, вазы и многое другое. В 1929 году принимается решение прекратить изготовление фарфора и полуфаянса и сосредоточить внимание на выпуске изделий из фаянса и майолики.

Первые серьезные попытки внедрить новый ассортимент продукции были предприняты в начале 30-х годов прошлого века. Известный в те годы советский скульптор и художник Исидор Фрих-Хар привез на фабрику группу известных мастеров декоративно-прикладного творчества, перед которыми была поставлена задача провести творческий поиск путей замены старых «кузнецовских» моделей и создать систему новых изделий и рисунков для внедрения в массовое производство.

Но так получилось, что художественная лаборатория развернула активную деятельность лишь по окончании Второй мировой войны. И лишь в середине 50-х годов, после внедрения столового сервиза 6-го фасона, который создала художница Вера Филянская, практически полностью были заменены «кузнецовские» модели и росписи посуды.

Практически все изделия завода были авторскими. Именно поэтому двух одинаковых предметов не могло быть в принципе. Каждая тарелка, статуэтка, фигурка – уникальна и эксклюзивна.

Уже не «сувенирка», но еще не антиквариат

В советское время на Конаковском фаянсе сменились несколько собственников, а в 90-е фаянсовая промышленность начала планомерно вымирать по всей стране. Китайский ширпотреб практически полностью заменил собой настоящее искусство. Фаянс же, как говорилось выше, - это авторское и ручное, то есть недешевое. Это уже не сувенирка, но еще и не антиквариат. Надо много лет ждать, чтобы фаянсовое чудо превратилось в удачное финансовое вложение.

Практически семь тысяч работников Конаковского фаянса нашли себя где-то в других местах, городах. А то, что брошено, быстро начинает разваливаться само, да и шустрые люди помогают, растаскивая некогда огромные кирпичные цеха для личных нужд.

От завода остались две комнатки, которые отапливает «буржуйка». Именно здесь в последние годы стало возрождаться производство. А первопроходцы – женщины с золотыми руками. Полный цикл изготовления небольшой фигурки – три недели. Несколько просушек, несколько обжигов, не считая сбора фигурок руками и раскрашивания. Получается не только красиво, но и, чем, собственно, славился Конаковский фаянс, на века. Где уж тут конкурировать с китайскими быстросооружаемыми, дешевыми. И может ли такое стоить 100 рублей? Конечно же, нет. Мне посчастливилось увидеть, как мастерица своими руками собирает скульптурку деда Мазая.

Изначально каждая фигурка выполняется из глины или пластилина. По этой заготовке делаются специальные формы, в которые потом заливается шликер - жидкий фаянс.

Причем далеко не все фигурки цельные и единые, как бюстики, вазочки, кувшинчики. У людей, животных каждая часть тела изготавливается отдельно.

Когда большой цикл работ уже проделан, мастерицы приступают к росписи специальными красками.

Успеть передать мастерство

Хотелось бы отдельно сказать о человеке, который сегодня возрождает знаменитый бренд тверской земли – Валерии Солонбекове. Мы дружим уже много лет, и все эти годы при каждой встрече он говорил о заводе. Он с каким-то потрясающим и восхищающим упорством шел к своей мечте. Я знаю, сколько проблем и труда все это стоило: земля, коммуникации, проекты, разработки. Заметим, что помимо сил это требовало и серьезных финансовых затрат. Но даже не постройка нового завода заботила Валерия Викторовича. В этом вопросе главное время и деньги. Но есть то, чего нельзя купить. Это люди, те самые немногочисленные мастера, которые еще помнят и умеют делать тот самый знаменитый фаянс. Не останется их, не будет и бренда. На сегодняшний день в Конаково осталось всего пять таких мастеров. И свою главную задачу Валерий Солонбеков видит в том, чтобы дать возможность передать их искусство в умелые молодые руки. И наш прославленный бренд обязательно будет жить.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 18 июля 2018

Заголовок в газете: Завод возвращается

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру