Житель Твери собирает зубы мамонтов, доисторических акул и трилобитов

Коллекция на миллион… лет

Житель Твери собирает зубы мамонтов, доисторических акул и трилобитов
Фото: Руслан Широков

Создатель и главный активист Тверского общества любителей окаменелостей, палеонтолог-любитель Руслан Широков изрядно отличается от большинства коллекционеров. Он собирает то, что двигалось и дышало на тверской земле сотни миллионов лет назад. Соблюдая научную точность, скажем, что тогда никакой тверской земли еще не было, а была поверхность планеты с рельефом, который никак не вяжется с современными представлениями о нашей области. Например, там, где сейчас Старица, плескалось теплое доисторическое море. Руслан Широков отличный собеседник: с одной стороны во всем любит порядок и научный подход, с другой – романтик в душе.

— В детстве мечтал стать археологом-реставратором. Специально разбивал старые грампластинки на мелкие кусочки, а потом складывал, - делится Руслан воспоминаниями. - С удовольствием выкапывал обломки старых глиняных горшков. Отец у меня был иконописец (последняя работа — роспись алтаря часовни Михаила Тверского). Я выучился на художника-реставратора масляной и темперной живописи (иконы). Реставраторам в Твери платят мало, поэтому забросил это дело. Стал технологом-дизайнером по производству наружной рекламы. Но детская мечта воплотилась в моем увлечении палеонтологией – тут и древность, и раскопки, и реставрация. Помню, как-то папа принес домой книгу «Палеонтология в картинках». Это хорошо, что в картинках, читать я еще тогда не умел. Особенно впечатлила картинка с грустным динозавром, смотрящим на закат.

Первая в жизни окаменелость хранилась в бабушкиной игольнице, рядом с катушками и булавками. С детским страхом Руслан рассматривал небольшой каменный цилиндрик. Бабушка-то говорила: «Это чертов палец». Неужели настоящий? У черта такие пальцы? Потом как-то поцарапал руку, «чертов палец» поскоблили ножницами и порошком посыпали ранку, сказали, что быстрее заживет, такое вот народное поверье.

Руслан жил на берегу реки, часто находил такие же остренькие камни с дырками. О палеонтологии и окаменелостях тогда, конечно, ничего и не слышал. Собирал их среди обычных камней, потом приклеивал на картонку, это и была первая коллекция. Прошло много лет, теперь Руслан знает, что «чертов палец» - это ростр белемнита, часть оболочки древнего головоногого моллюска. Белемниты в изобилии водились в древних морях, и остатки их раковин еще долго будут находить в нашей области.

Сокровища обрели смысл

Лишь с появлением Интернета детские сокровища обрели какой-то смысл. Руслан Широков решил разобраться во всем по-взрослому. Литературу специальную почитал, познакомился на сайте с другими коллекционерами окаменелостей. И увлекся, затянуло. Коллекция стала расширяться и принимать вполне научную форму.

Большую часть экспонатов Руслан добыл сам в карьерах под Ржевом и Старицей.

Сейчас коллекция насчитывает несколько тысяч предметов. Лучшие хранятся дома на полочке, остальное – в гараже в коробках. Наш герой считает свои сокровища на кубометры – штабель два метра в высоту и четыре в длину. Все подписано: тип окаменелости, место находки, вид, название на латыни. Раньше коллекция лежала почти равномерным слоем в квартире, но жена настояла на тщательной ревизии и освобождении жизненного пространства. На почетном месте оставили окаменелый кусок отполированного дерева, подаренный товарищами по увлечению зуб мамонта, окаменелую морскую лилию, подаренную Палеонтологическим музеем РАН в обмен на другую лилию, еще неизвестную науке. У Руслана такой принцип: если находка представляет научную ценность, он передает ее в музей, в дар человечеству так сказать. Себе в частную коллекцию берет что попроще, но это не значит, что артефакты эти как-то уступают музейным. Иные даже приходится покупать или выменивать. Например, очень хотелось иметь какую-нибудь «запчасть» от динозавра. В наших краях подходящей не нашлось, и Руслан купил зуб древнего хищника у коллеги из Марокко. Зуб удачно пережил почтовое путешествие и теперь украшает тверскую квартиру.

Фото: Руслан Широков

Настоящие хозяева морей

Отдельно стоит сказать о трилобитах - это класс вымерших морских членистоногих, имевший большое значение для фауны палеозойских образований земного шара. 550 миллионов лет назад наша Тверская область находилась в южном полушарии и потихоньку двигалась к экватору. Плескалось мелководное теплое море. Но тропические курорты пустовали, наземные существа еще не успели плотно заселить просторы, а вот в морях жизнь кипела. Трилобиты, вот кто правил в те времена! Огромное количество трилобитов. Ползающие, плавающие, закапывающиеся в ил. Всех сортов и размеров, десять тысяч разных видов. Ученые знают про них всё: как жили, чем питались, как охотились. Не знают только, откуда они появились на нашей планете и почему вымерли, не оставив после себя никого.

А какие у них были замечательные глаза! Людям иногда делают операцию — пересаживают искусственный хрусталик, если свой помутнеет. А трилобиты сразу имели такой искусственный хрусталик, да не один, а штук 700 в каждом глазу. Окаменелые панцири трилобитов очень популярны для коллекционирования. Многие даже делают себе татуировки с их изображением. Этих и других жителей моря можно поискать в окрестностях города Вышний Волочек. Прямо на полях попадаются их окаменелые останки.

- Местные «тверские» трилобиты мелковаты, да и залегают достаточно глубоко, большинство находок – трилобиты, окаменелые останки которых некогда притащил ледник, шедший со стороны современного Санкт-Петербурга и сдвигавший крупные блоки пород, - просвещает Руслан.

Трилобиты – популярный, хорошо реализуемый товар среди коллекционеров, наших и зарубежных, редкий экземпляр может стоить до трех тысяч долларов. У него такие находки были, сейчас они переданы в дар Санкт-Петербургскому музею геологии. Руслан также активно сотрудничает и с Палеонтологическим институтом Российской академии наук. Там сейчас находится другая его уникальная находка. На Старицких карьерах им были обнаружены несколько видов морских лилий, совершенно до этого неизвестные ученым мужам. Кстати, окаменелая морская лилия жила 300 миллионов лет тому назад и была отнюдь не растением. Это были фильтраторы, которые цедят из воды мелких личинок беспозвоночных, мелких ракообразных, кусочки водорослей. Вопреки названию морские лилии относятся не к растениям, а к иглокожим, это дальние родственники морских ежей. Руслану попался действительно новый вид. За подобное открытие автор вправе дать находке любое имя по своему усмотрению. «Называть своим именем – это все-таки дурной тон», - считает Широков. Скорее всего, морская лилия будет названа Ксенией, в честь его дочери.

Вот так прокачал нашу науку Руслан Широков, которого уже и любителем называть неудобно. На тех же Старицких карьерах им были обнаружены экземпляры морских ежей. Причем не во фрагментарном, а в целостном виде. Подобные находки настолько редки, что каждая из них в ученом мире на особом учете. Ко всему этому стоит добавить, что Руслан сотрудничает не только со столичными музеями, но и с Тверским краеведческим музеем, а также постоянно поддерживает связь с биологическим факультетом ТвГУ.

Заветная мечта

Как уже догадался читатель, все эти морские лилии и ежи из крайне далекого прошлого Руслану не с неба в руки упали, пришлось изрядно потрудиться. Экспедиции за редкими сокровищами со стороны даже могут выглядеть как развлекательное мероприятие – живешь в палатке рядом с карьером, стучишь молотком, без шашлыка опять же не обходится. Но на самом деле это тяжелый труд: часы под палящим солнцем, кубометры отбитых камней, потом ведрами таскать породу в машину, чтобы уже дома тщательно очищать находку. И в итоге вся работа может оказаться напрасной, такое тоже бывает. Но окрыляют прошлые находки, а элемент везения при подобном поиске добавляет азарта.

Сейчас многие планы срывает пандемия. Сорвалась совместная экспедиция с московскими единомышленниками, не удалось провести очередную выставку-лекцию в Некрасовском детском доме. Вспоминается выставка в детском технопарке «Кванториум» пару лет назад, организованная при поддержке медиахолдинга «РИА «Верхневолжье» . Там в прямом смысле можно было прикоснуться к истории: Руслан принципиально настаивает, что его выставки интерактивные. Это позволяет развеять «казенную» атмосферу, и создается эффект включенности.

Фото: Руслан Широков

Окаменелости древних существ, добытые Русланом в карьерах под Старицей, можно было потрогать и повертеть в руках. Как в музее, только лучше. Позвонки шерстистого носорога, зубы акул, хищная морская лилия, трилобиты, без них никуда. На выставку в «Кванториум» Руслан в большой сумке притащил более десятка килограммов окаменелостей.

Была и еще одна выставка, также организованная при содействии РИА «Верхневолжье», – в областной специальной библиотеке для слепых имени М.И.Суворова. Ее организовали как раз с учетом интерактивности – ведь очень важно, чтобы посетители могли прикоснуться к экспонатам, пока Руслан рассказывал их историю.

Впрочем, пандемия лишь замедлила, но не остановила работу тверского палеонтолога. Сейчас все данные коллекции занесены в электронный каталог. Громоздятся коробки с аккуратно уложенными окаменелостями и ждут своего часа. Число единомышленников и любителей палеонтологии в Тверской области постепенно растет. У Руслана есть своя страничка ВКонтакте, куда все чаще обращаются с вопросами заинтересованные люди. А впереди новые экспедиции и находки.

- У меня есть заветная мечта, - признается наш герой. – Открыть в Твери палеонтологический музей. Славится тверская земля находками из древнего мира, поэтому это было бы вполне уместно, тем более уверен, что людям было бы интересно. Экспонаты есть, дело за помещением. Да, пусть это был бы просто просторный кабинет в каком-нибудь ДК. Надеюсь на заинтересованность в этом благородном деле местных властей.

А еще Широков надеется со временем найти один из экземпляров панцирных рыб, которые первыми вышли на сушу. И радушно пригласил корреспондентов «МК в Твери» поучаствовать в раскопках, которые всегда начинаются сразу после того, как сойдет снег. Кто знает, может, экспедиция грядущего 2022 года подарит миру новые открытия.

- Возьмите книгу, ну, например, “Война и мир”, вырвите пяток страниц из первого тома и штук десять из второго. Вот и все, что мы имеем в своем распоряжении ,– суть книги из этого понять можно, но полностью, увы, не восстановить. Каждый год палеонтологи-специалисты, палеонтологи-любители и обычные люди находят еще несколько слов и букв из этой книги, добавляя маленькую частицу к общему знанию, и это по-настоящему волнующее дело, - считает тверской палеонтолог.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 17 ноября 2021

Заголовок в газете: Коллекция на миллион… лет

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру