Режиссер – это ещё надо заслужить!

Так охарактеризовал свою профессию Сергей Кузнецов на показе картины «Деливеранс» в Твери

Так охарактеризовал свою профессию Сергей Кузнецов на показе картины «Деливеранс» в Твери
Режиссер Сергей Кузнецов.

Какими глазами видят нашу действительность молодые? Какие темы и сюжеты их волнуют, вызывая моральное беспокойство? А если их еще этому учат – особому профессиональному видению, которого, возможно, так не хватает сегодня. Самоуверенно сразу считать себя режиссером, творцом. Попробуй сначала все ремесла, все профессии, без синтеза, умелой полифонии которых не состоится произведение под названием фильм. Именно так считает молодой режиссер Сергей Кузнецов, творческая встреча с которым состоялась в рамках заседания тверского киноклуба «Диалог».

Автор, имеющий свой собственный почерк, и заслуженно снискавший уже нескольких кинонаград, в том числе специальный приз жюри Выборгского фестиваля «Окно в Европу 2013» за дебют, представлял киноклубникам свой экспериментальный фильм «Деливеранс».

«Молодой человек просыпается в морге с биркой на ноге…» – так начинается многообещающая аннотация к фильму. Подумается: «очередная “чернуха”. Но кто-то более чуткий проникнется пронзительно-щемящей историей, имеющей двойное преломление и разворачивающейся в нескольких пространствах-мирах, обнаружит многочисленные литературные аллюзии на Чехова, Данте и Бунина, Высоцкого и даже Веничку Ерофеева. Всё это режиссер вытаскивает из нашего подсознания: одиночество крови и непреодолимое отчуждение, детские воспоминания и сны, жестоко диссонирующие со страшной реальностью. Лента, удивительным образом примирившая видавших виды кинокритиков всех мастей в Выборге, поразила достоверностью и натуральностью, вызвав, впрочем, горячие споры представителей разных поколений, собравшихся на «Диалог». Поэтика «Деливеранса» настраивает на примирение с собственной памятью.

Режиссер-музыкант, режиссер-философ проехал всю Россию автостопом и снял документальную ленту. Люди в нашей стране, по мнению Сергея, очень разные. И интересные. Про них фильм. Молодой автор выразил надежду, что ему удастся продемонстрировать свое новое кинодетище в Твери.

Так видеть и снимать подвластно лишь выпускникам одного из лучших киновузов в мире – Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова (сокращенно ВГИК – бренд более привычный). Сергей Кузнецов, «птенец» ВГИКа (мастерская Игоря Масленникова), показал высокий класс кинообразования и предвосхитил своим визитом 33-й Международный кинофестиваль ВГИКа, который прошел в нашем городе на минувшей неделе. Твери во второй раз посчастливилось стать участницей голосования за приз зрительских симпатий наряду с ещё несколькими городами России, среди которых Владимир и Нижний Новгород, Тула и Челябинск, Барнаул и Омск. Центральным местом проведения одного из старейших кинофорумов страны, конечно, является ВГИК, где конкурсные работы в родных стенах оценивает профессиональное жюри. Тверской же площадкой фестиваля стала областная библиотека им. Горького. Организаторами выступили Тверское региональное отделение Союза кинематографистов РФ, киноклуб «Диалог» (руководитель Ирина Александровна Успенская), музей кино и фотографии.

На строгий беспристрастный суд широкого любительского, где-то наивного жюри были вынесены 44 творения юных дарований. Собранные в четыре весьма разноплановые программы, они представляли собой учебные, курсовые и дипломные работы учащихся ВГИКа. Помимо постоянных читателей библиотеки – зрелых, насмотренных, неравнодушных к киноискусству – благодарными зрителями стали студенты Тверского госуниверситета, колледжа культуры и искусства им. Львова, тверских филиалов ГАСК и МЭСИ, ряда тверских технических ссузов. В кулуарах фестиваля выражающие единоГЛАЗие представители разных возрастов и профессий обсуждали просматривающийся в ученических зарисовках почерк мастеров, узнаваемые лица известных актеров (как те согласились играть у зеленых новичков?), монтажные приемы, наличие спецэффектов и даже новизну киноязыка.

Особенностями нынешнего 33-го фестиваля стали как необыкновенная насыщенность программ, так и сочетание в них игровых, документальных и анимационных фильмов. Возможно, это несколько затрудняло выбор зрителей, у которых буквально глаза разбегались. Действительно, достаточно высокий уровень конкурсных произведений поразил. Однако предпочтения выявились достаточно четко. Так, в первой программе наибольшую симпатию вызвала эксцентрическая игровая курсовая работа «Дело принципа» (режиссер Игорь Короткий, мастерская В.И. Хотиненко, В.А. Фенченко). Бесспорным лидером второй стал «Отец», дипломный игровой фильм Артура Мамедова (мастерская В.Ю. Абдрашитова, А.В. Сиренко). К слову, «Отец» завоевал и главный приз жюри профессионального – здесь мнение профессионалов и зрителей совпало. В третьей программе аудиторию потряс документальный дипломный фильм «Данный взамен» (режиссер София Гевейлер, Мастерская Сергея Мирошниченко) – за четыре дня это были единственные аплодисменты. В четвертой – большинство голосов было отдано поэтичной и атмосферной, игровой дипломной работе «Четыре женщины» (режиссер Антон Коломеец, мастерская В.И. Хотиненко, В.А. Фенченко). Три последних фильма набрали одинаковое количество голосов, поэтому окончательную судьбу приза зрительских симпатий будут решать во ВГИКе, суммируя тверские результаты с предпочтениями из других городов.

Темы, волнующие юных авторов и пробуждающие живой зрительский интерес, острые, подчас неудобные. Прежде всего это война («Отец»): война друг с другом, война с собой, судьбы жителей постсоветского пространства («Арал – тур Интернэйшнл»). Тема семьи и без семьи, родственные связи, дети, брошенные и усыновленные («Братишка», «Как к Ивану Ивановичу совесть пришла», «Данный взамен»), тема дружбы («Строгий выговор»). Заметим, большинство конкурсных работ принадлежит ученикам Вадима Абдрашитова, Сергея Мирошниченко, Владимира Хотиненко, мастеров, способных, несомненно, воспитать то самое моральное беспокойство. Поразили несколько фильмов, размышляющих над актерской судьбой, судьбой творческого человека. Удивительно – молодые нет-нет да и задумываются о своем настоящем и будущем. Искренние исповедальные истории актеров, художников вызвали неподдельное участие аудитории. И грусть («6.23», «Бато», «Почему люди не летают», «Четыре женщины»). Порадовали же смелость и дерзость новичков, не боящихся браться за любые темы, но уже профессионалов. Как знать, может, у тверских зрителей ещё будет повод гордиться тем, что они видели первые ранние фильмы признанных мэтров отечественного, да и мирового кинематографа.

А начиналось всё с пламенной речи Олега Шухера, руководителя творческой режиссерской мастерской ВГИКа, в защиту своих питомцев на посиделках «Подоконника» – дискуссионного клуба выборгского фестиваля «Окно в Европу». Олег Борисович тогда, год назад, выразил горячее желание посетить Тверь, которая могла бы стать благодарной площадкой для демонстрации работ студентов ВГИКа.

Итак, второй для Твери 33-й Международный кинофестиваль ВГИКа состоялся. Олег Шухер даст мастер-класс 10 декабря в гостеприимной библиотеке им. Горького, ответит на все вопросы. Скорее всего они будут касаться будущего нашего кино. МКФ ВГИКа в полной мере опроверг расхожие суждения, что «наши снимать не умеют». Вывод же, к которому, по всей видимости, пришли как конкурсанты, так и зрители, вслед за выпускником ВГИКа Сергеем Кузнецовым: не только звание режиссера надо заслужить. Заслужить надо звание мастера своего дела, дружбу, ребенка, счастье. Звание режиссера собственной судьбы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру