Гитарные рифы Большого Завидово

отгремели на главном рок-фестивале страны «Нашествие»

09.07.2014 в 13:08, просмотров: 2014

90 групп, две сцены, порядка 165 тыс. зрителей (рекорд!), 12 тыс. машин, ноль преступлений – все это «старейший и добрейший», по определению Юрия Шевчука, тринадцатый рок-фестиваль страны, снова отыгравший-отпевший-отколбасившийся на тверской земле. И нам, жителям Верхневолжья, повезло больше всех, ведь до деревни Вахонино, развенчивающей миф несуществующего на карте Большого Завидово, ехать в приятной компании всего час. Если выехать с расчетом отпускных дней...

Гитарные рифы Большого Завидово
Фото: Владимир Андрюшенко

Забойный первый

Видимо, с целью продлить удовольствие зрителей организаторы предпочли сразу взять быка за рога и выдали на пятницу – первый день фестиваля – очень сильный состав. Еще в ночь с четверга для первых зрителей, приехавших издалека, без суеты и спешки разместивших на поле опен-эйра компактные палатки, был организован показ последнего выступления группы «Король и Шут». «Хедлайнер навсегда» Михаил Горшенев прошлым летом выступил на «Нашествии» со своим последним концертом. Главного панк-сказочника русского рока не стало 19 июля 2013 года, до сорока лет он не дожил считанные дни. Почтить память «легенды русского рока» в четверг на фестиваль приехало не традиционные три сотни знатоков, а несколько тысяч.

К официальному открытию «отечественного Вудстока», по оценке организаторов, собралось в два раз больше зрителей, чем обычно. Это неудивительно, ведь вслед за оркестром суворовцев Московского военно-музыкального училища забойщиками выступили уральские парни из «Смысловых галлюцинаций». Сергей Бабунец со товарищи вышли в стильных черных рубашках и напомнили, что не зря уже 25 лет слывут главными «вечно молодыми, вечно пьяными» рок-героями отечественной сцены.

Справка МК Новинки фестиваля

В этом году организаторы дали возможность «отжечь» фестивальное время... на теплоходе. «Круиз» включал в себя VIP-условия, проживание на корабле и непередаваемые ощущения. Кроме того, второй раз «Нашествие» поддержала Российская армия, пригнавшая современную технику и даже ракетный комплекс стратегического назначения «Тополь». Сюрпризом от военных стала возможность записаться на службу по контракту прямо с фестиваля. Кроме того, новым партнером фестиваля стал Всемирный фонд дикой природы.

 

После «Глюков» часовый сет выдал как всегда мистический и театральный «Пикник». Во время выступления команды Эдмунда Шклярского на сцене появились гигантские фигуры воинов-сегунов на ходулях. Зрители поддержали театральность старой команды и выдали костюмированный флешмоб с карнавальными одеяниями черного и фиолетового цветов – под стать одному из самых известных хитов группы. Слегка однотонная и специфическая музыка подготовили почву к кульминации первого дня фестиваля – выступлению хедлайнеров – групп «ДДТ» и «Би-2».

С последними минутами четвертьфинала чемпионата мира по футболу между Германией и Францией (матч транслировался на огромном экране фестиваля) на сцену, потирая руки, в прохладу тверского позднего вечера вышел Юрий Шевчук, очень похожий на панду с эмблемы Всемирного фонда дикой природы, чьи билборды висели по обе стороны главной сцены... Вышел и взметнул планку фестиваля в космос! В этот вечер Юрий Юлианович был в самом добром расположении духа, и основательно помолодевшая группа на одном дыхании выдала 100-минутный сет, в котором песни из нового альбома «Прозрачный» чередовались со старыми хитами «Ты не один», «Ленинград», «Свобода», «Хипаны». «Родину» все поле «Нашествия» пело хором, а исполняемый в пятый раз на берегу Волги крайний хит любого концерта группы «Это все» осветил «поляну» тысячами огней зажигалок и мобильников.

Удивительно, как Юра-музыкант в конце шестого десятка лет не боится экспериментировать. Человек, который с трех песен может порвать зал в клочья, постоянно предлагает людям что-то новое, причем сильно обремененное смыслами. Так что зритель, приходя на такие концерты, раскачивается не сразу, попадая в плен плотного звука и умных текстов. Но ощущение с финальными гитарными рифами такое, что прожил еще одну жизнь...

Помимо колкостей в адрес властей, содержащихся в песнях нового и, по признанию музыканта, даже «легкого» альбома, известный уфимский пацифист не оставил в стороне и события на Украине, призвав братские народы не воевать друг с другом. Потом эту мысль продолжат еще многие, кто будет выходить на эту сцену с гитарами. Под конец выступления Шевчук признался, что в этом году группа не планировала приезжать на крупнейший опен-эйр страны – все получилось спонтанно. Но и музыканты, и гости фестиваля остались довольны, скандируя многотысячным хором «Спасибо!»

Сразу вспомнились концерты «ДДТ» здесь же в 2011 году, когда Шевчук закрывал фестиваль, и ночной потрясающий сет с грандиозной программой «Иначе» 2012 года. «ДДТ» молодеет, а Юрий Юлианович стареет, но, как хороший коньяк, с возрастом становится только лучше...

Через час после позитивного рок-н-ролльного «ДДТ» на сцене появились... 60 музыкантов симфонического оркестра МВД России, Шура Би-2 в элегантном костюме с бабочкой и Лева Би-2 в стильном пиджаке поверх рок-футболки. Русско-австралийская группа волшебно-грандиозно отыграла до третьего часу ночи, закончив одновременно с залпами масштабного салюта над полем. На сцену во время выступления выходили специально приглашенные Настя Полева и народная артистка Грузии Тамара Гвердцители, на песнях «Безвоздушная тревога» и «Кончится пленка» продемонстировавшая неизбалованным рокерам, что такое голос.

Фото: Владимир Андрюшенко
Марочные второй и третий

Традиционную утреннюю зарядку все проспали, что неудивительно после такого мощного закрытия первого дня. Но к открытию второго дня на главной сцене группой «Пилот» площадка фестиваля была уже забита народом.

Воздушный бой от пилотажной группы «Соколы России», реконструкторы средневековых баталий из Питера, футбол, волейбол, пинг-понг, катание на воздушных шарах, знаменитая «Презервативная», превратившаяся, скорее, в сувенирную лавку, чем магазинчик по предназначению, и еще масса всякого разного для полноценного и разнообразного отдыха – такова «новая организация пространства», как определила современный опен-эйр в Завидово давненько не заглядывавшая в Вахонино группа Lumen.

Конец дня, подаривший гостям долгожданное тепло, получился драйвовым и мощным. Разогретое поле «Нашествия» насладилось неповторимым голосом Валерия Кипелова, а с наступлением сумерек началось настоящее «рубилово». Под грохот гитарных рифов очень мощно и социально остро выступили башкирские парни из Lumen, восемь лет не приезжавшие на фестиваль. Порой они даже не пели, а орали многотысячному полю «Я ненавижу государство!», «Одной крови», «Си4». Вслед за ними выступил хедлайнер второго дня – гости из братской Белоруссии минчане «Ляпис Трубецкой», всегда сатирический, безбашенный, драйвовый и остроумный коллектив.

Справка МК Цены

 Цены фестиваля, конечно, кусаются. Для комфортного быта на протяжении всего фестиваля пришлось бы потратить на двоих больше, чем составляет средняя зарплата по Тверской области. С другой стороны, есть и бюджетные варианты, и варианты для обеспеченных сограждан. Каждому, как говорится, по достатку.

А с наступлением темноты на главной сцене выдали двухчасовой концерт Диана Арбенина и «Ночные снайперы» в сопровождении женского «снайперского» хора поклонниц. Если кто-то считал до этого группу больше клубной, нежели стадионной, то теперь наверняка изменит свое мнение. Диана, сменившая за сет абсолютно белый костюм на черный, доказала, что может завести любую площадку простыми аккордами и изюмочными текстами филолога по образованию. Все-таки уже двадцать лет на сцене…

Третий день открыла легендарная «Алиса» с Константином Кинчевым, на концерт которого подтянулась ощутимая вереница машин. Продолжили раскалившийся день (знаменитое июльское пекло фестиваля!) с частым дождем несравненная Хелависа из «Мельницы» и нестареющий Дмитрий Ревякин из «Калинова моста», а закончила еще более легендарная «Машина времени» (на пресс-конференции Андрей Макаревич отметил, что лишь за полтора часа до концерта появился на фестивале, прилетев в Россию утром). Последний раз «машинисты» приезжали на тверское поле в 2011 году. На разогреве у хедлайнеров третьего дня выступили «расколбасные» «Тараканы!», энергичный матершинник «Ленинград» с Сергеем Шнуровым и бандой, вызвавший настоящий скандал с матом, транслировавшимся, кстати, онлайн.

Справка МК Кстати

В 2012 году к 50-летию со дня рождения Виктора Цоя был собран один из самых крутых составов «Нашествия». Когорта исполнителей прошлого года, наоборот, получилась одной из самых скромных. В этом году фестиваль был на уровне, хотя не приехали и завсегдатаи – корифеи отечественного рока, и, наоборот, редкие гости – «Сплин», «Чиж», «Крематорий», «Ария», «Чайф», Вячеслав Бутусов, Земфира.

Макар и Александр Кутиков со товарищи тряхнули сединой и выдали очень профессиональное и красивое завершение главного приключения лета. Макаревич с политическим контекстом пожелал зрителям всегда трезво мыслить и не быть оболваненными…

… И все это касалось только главной сцены! А ведь гремела еще и «Наше 2.0» – все три дня на второй, малой, сцене зажигали не только молодые, амбициозные и самобытные коллективы вроде «Ключей», «Тролль гнет ель», Гоши Куценко, «7Б» и Васи Обломова, но и настоящие ветераны – «Разные люди» Александра Чернецкого, группы «Тайм-аут», «Несчастный случай», «Мегаполис», Distemper.

Пост-рок

В прошлом году ходили слухи, что фестиваль может переехать из Большого Завидово в Подмосковье. На этот раз организаторы пообещали, что в следующем году Тверская область вновь примет «Нашествие» и даже уже известны хедлайнеры предюбилейного, четырнадцатого, опен-эйра, пока, правда, держащиеся в тайне. Первый фестиваль состоялся в далеком 2001 году и за это время эволюционировал из «грязи, мусора и алкоголя» в настоящий праздник, где все любители рока разных возрастов найдут как отдохнуть и оторваться по полной!

Как выглядит мир рок-хаоса и десятков тысяч поклонников настоящей музыки со всей страны изнутри? Это трудно описать – нужно там побывать. Можно лишь отметить для разогрева, что все трое суток поле не спит. Снаружи это может показаться грандиозным антимуравейником, где нет никакой организации, – так и есть, но только отчасти, потому что со временем порядка становится все больше (поймет, кто был на первых фестивалях). Однако это не означает, что дух свободы и рок-н-ролла уходит из крупнейшего трехдневного опен-эйра страны – он просто трансформируется в нечто более культурное, где хватит места и способов отдохнуть не только отвязным панкам и смельчакам-рокерам, но и всем любителям живого звука, честных текстов и настоящей музыки.