«Обычный урок истории», или Неукраденные воздушные поцелуи

Итоги ХХIII фестиваля российского кино «Окно в Европу» в Выборге

У выборгского фестиваля российского кино «Окно в Европу» особая миссия – ставить диагноз и давать прогноз. Седой Выборг, как «какой-то рыцарь гордый и немного пожилой», всегда строго спрашивает с кинематографистов: «А сегодня что для завтра сделал я»?

Итоги ХХIII фестиваля российского кино «Окно в Европу» в Выборге

Сам старинный средневековый город – живая история – просто обязывает выяснить с ней отношения. Особенностью недавно прошедшего XXIII кинофестиваля стало пристальное обращение к Истории, определение отношений со Временем.

«Звездная дорожка»

Выборгский кинофорум отличается особым неравнодушным настроем всех его участников, гостей, зрителей (ведь все они становятся членами большого зрительского жюри «по Выборгскому счету»). Помимо повышенных эстетических требований это еще и гражданская позиция фестиваля в целом – представить разнообразие: поколенческое – от юных дерзких учеников и подмастерий до признанных мастеров; жанровое, национальное, все больше движущееся в сторону международного, мультикультурного…

Кинематографический цех собрал под эгидой Клио небывало ярких личностей. 23-й праздник кино порадовал как узнаваемыми и популярными артистами (что нужно прежде всего – это «сфоткаться вон с той, известной, ну, в сериалах играет»), так и видными любимыми режиссерами.

Классик Сергей Никоненко, представивший свою новую картину «Охота жить» по рассказам Шукшина. Сергей Дрейден. Дамский восторг и поклонение ловили Дмитрий Марьянов и Алексей Гуськов. Последний выступил не только в качестве председателя жюри конкурса копродукции, но и, будучи грамотным продюсером, провел глубокую аналитику современного состояния отечественного кинематографа, сопоставив его с «удивительным периодом 90-х, когда господствовало дерзновение и самовыражение». И Гуськов договаривался со временем, определив кинопроцесс как «единичное существование таланта во временной колее».

Под сенью 10-й киномузы собрались его творцы. Андрей Мерзликин и Андрей Ильин. Заскочивший на распахнутое «окошко» Евгений Миронов, представлявший «Норвега», воскресив в памяти искрометный мальчишеский дуэт с Марьяновым почти 25-летней давности из «Любви» Тодоровского-младшего. Неподражаемые «фоменки» Евгений Цыганов и Кирилл Пирогов. Благородный Олег Долин. Обхаживаемый почитателями русского национального героя Венички, замечательный театральный актер Алексей Вертков, член жюри игрового кино. Любимые народом «менты» Юрий Кузнецов и Александр Половцев, член жюри кино анимационного. Вечный «возмутитель спокойствия» Александр Баширов.

Усладили взор грацией и изяществом красавицы кинопраздника: Евгения Брик и Мария Машкова, изысканная Александра Ребенок и по-европейски утонченная Мария Семенова, маститая Наталья Суркова, оригинальная Дарья Екамасова, уникальная, несравненная Роза Хайруллина. Истинным подарком Выборгу стала не меняющаяся, вечно прекрасная Ирина Купченко. Участники конкурса режиссеры Владимир Бортко и Александр Прошкин. Мира Тодоровская, член жюри Владимир Котт, Юсуп Разыков, очаровательные Алена Званцова и Элла Омельченко. О счастье – удалось передать привет от тверских поклонников с пожеланием снять продолжение «Спасателя» Сергею Соловьеву!

Ответственность интеллектуалов

Символом памяти совести фестиваля стал русский солдат из эпопеи «Они сражались за Родину». Именно Василий Макарович Шукшин, вечно сражающийся за Родину, преподает нам первый и главный урок истории. Для Вселенной и 70 лет – мало. Выборгский киносмотр отдает дань памятной дате, что отразилось в его программе. К Василию Макаровичу присоединяется лейтенант Петр Тодоровский: фильм по его сценарию «В далеком сорок пятом… Встречи на Эльбе», снятый Мирой Тодоровской, стал фильмом- открытием.

Грандиозный урок истории преподал живой классик Евгений Александрович Евтушенко. Поэт, режиссёр, сценарист и артист собрал на таинство посвященных и непосвященных – просмотр своего фильма «Похороны Сталина». 25-летний юбилей фильма был отмечен искренне-исповедальным разговором с Мастером – о важности мирного сосуществования со своей историей, ее уроках, роли в этом кино и его необходимой педагогической функции.

В рамках своего мастер-класса Сергей Урсуляк (получивший отдельные овации за «Ликвидацию») устроил «конспиративный», по выражению президента фестиваля Армена Медведева, просмотр «полуфабриката» двух серий ожидаемого сериала «Тихий Дон». Режиссер попросил не сравнивать с герасимовской экранизацией: «Это другая картина!». Гуманистический взгляд «молодого классика» на историю таков: он пытается обнаружить философию в самом произведении, поднять частные проблемы хутора, не рассказывая, «как пострадали казаки, как пострадали мы все», но с жалостью и любовью относясь к людям, не предназначенным для решения глобальных мировых конфликтов. Сергей Владимирович выказал, по его словам, наивную надежду, что новый сериал даст возможность вглядеться в лица людей, ушедших и настоящих, и чуть улучшить жизнь.

Явным духовным лидером киносмотра стал Александр Прошкин. Выборг тепло отметил 75-летие Александра Анатольевича. На мастер-классе автор «Холодного лета 53-го» остро поставил вопрос об историческом кино, ответственности интеллектуалов и власти за собственную историю, раскрыл секреты магии «эгоистической профессии» режиссера («Мы любой ценой хотим жить вымыслами, мифами»), рассказал, как сделать героя на экране (и Ломоносова, и Вавилова, да и Пугачёва мы во многом представляем благодаря фильмам Прошкина).

Особенно ценно то, что мэтр участвовал в основном игровом конкурсе. Открытием «нового Прошкина» стала «Охрана» – работа режиссера в непривычном жанре комедийной мелодрамы. Трогательные и печальные одновременно женские истории – переплетенные девичьи грезы невероятно красивых барышень, стоящих на охране завода провинциального городка. На фоне всеми узнаваемой калязинской колокольни (к радости жителей Тверской области), как аллюзии на балабановскую «колокольню счастья», исполняются причудливым образом их мечты о любви. Молодые девчонки, по мысли Прошкина, осуществляют охрану всего, что дорого и ценно для человека. «Мы живем ради того, чтобы падать в обморок от прикосновения!» – откровенно поделился режиссер. Картина, приглянувшись даже самым въедливым критикам, вызвав светлую грусть и надежду, оставалась одной из основных претенденток на главный приз, однако, увы, была обойдена вниманием жюри.

Третье направление

В рамках фестиваля состоялся спецпоказ и бурно обсуждаемой, уже засветившейся на ММКФ современной версии «Утиной охоты» Вампилова под многообещающим названием «Райские кущи». Вместо диссидентства позднего застоя Прошкин мастерски пронзительно обнажил крах любви, приведший и к физической гибели героя, что расходится с привычным финалом пьесы. «Райские кущи», пожалуй, наиболее четко и безжалостно обозначили нынешнее циничное время с всеобщей игрой в работу, дружбу, любовь, семью, даже в пристрастие – охоту, игрой в жизнь.

Разговор с современностью вели и конкурсные ленты. Поднятая два года назад фильмом «Она» наболевшая проблематика «понаехавших» развивается в двух картинах. Ироническая трагикомедия «Норвег» любимицы Выборга, молодой, талантливой Алены Званцовой и пронзительный «Побег из Москвабада» дебютантки Дарьи Полторацкой были в явных лидерах игрового конкурса.

«Училка» уступила, несомненно, по чистоте интонации классическим школьным фильмам, сравнение с которыми и с зарубежными аналогами неизбежно. Между тем все злободневные вопросы заострены в картине до предела: и реформа образования, и разночтения в нашей непредсказуемой истории, и спутанные нравственные координаты. А главное, по словам Ирины Петровны Купченко, – утраченная святая роль Учителя, авторитет которого никак не поддерживается обществом. Неподдельная искренняя реакция зала, 4 раза устроившего фильму овацию, послужила поводом для бурной дискуссии о качестве остросоциальных продуктов, их идеологическом посыле и разрыве зрительского и профессионального восприятия. Вот такой он получился – «обычный урок истории». Фильм заслужил 1-е место по «Выборгскому счету» во многом благодаря неподражаемой Ирине Купченко. Любимая актриса получила и компромиссный спецприз жюри без четкого определения – не за конкретную «лучшую женскую роль», но с формулировкой «За безупречное мастерство, достоинство и честность».

«Училка», однако, в полной мере ответила взятому еще с прошлого года курсу на кино зрительское как отход от привычных стандартов т. н. «фестивального» кино – это «воздушные поцелуи» зрителю, обещанные Арменом Медведевым. А уж разбираться во вкусах народа смотрящего и тем более их воспитывать – как раз и задача «уроков истории».

Знаковыми в контексте «уроков истории» стали уже нашумевшие фильмы, снискавшие призы «Кинотавра» и международных кинофестивалей: «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой (член жюри игрового кино) и «Ангелы революции» Алексея Федорченко. Каждая из картин в мифологическом ключе пытается осмыслить советское прошлое.

Тонко, пристально и с любовью разбирались с историей, точнее, историческими личностями, документалисты, продемонстрировав, что и неигровое кино может быть жанровым. В духе политического детектива Сергеем Дебижевым снят «Последний рыцарь империи», посвященный крупному мыслителю и – неожиданный факт – атлету Ивану Солоневичу. Фильм получил Главный приз в неигровом кино. 90-летняя история Российского государственного симфонического оркестра кинематографии в фильме Сергея Капкова «Симфония экрана» мастерски задала традиционную для Выборга тему музыки в кино. Щемяще поэтические «Мальчики и девочки «Доктора Живаго» Олеси Фокиной представляют отношения молодежи со временем, путь современного юношества к Пастернаку. Точная по интонации музыка Романа Львовича придает поколенческой теме особое звучание. Итак, приметой прошедшего XXIII выборгского кинофестиваля «Окно в Европу» стало, по определению Алексея Гуськова, «третье направление в кинематографе», возвращающее его к экспериментальному творчеству 90-х. Удивительно, но сия констатация не вызвала ни у кого страха и раздражения, а лишь всплеск витальной энергии, что все мы стоим на «Охране» отечественного кино, и надежды, как в «Норвеге», что колесо доедет…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру