Тверские кладоискатели открыли пляжный сезон

Тверские кладоискатели открыли пляжный сезон

Корреспондент «МК» в Твери» встретился с охотниками за древними сокровищами

Леониду Зоркину - 35 лет, он частный предприниматель. Без малого 10 лет он занимается поиском старинных артефактов. Хобби Леонида разделяет и его супруга Галина. Она родом из Бежецкого района. Супруги, гостя у родственников в выходные и праздники, иногда прогуливаются по живописным проселочным дорогам и пашням тверского края, прихватив фотоаппарат и металлодетектор. Строгие нововведения в законодательстве, запрещающие заниматься поиском исторических ценностей со спецсредствами и нарушать культурный слой, возраст которого превышает 100 лет, этой весной практически поставили жирный крест на хобби семьи Зоркиных. А ведь так хорошо все начиналось…

«Привет» от Павла I

- Еще в юные годы, как и любой советский мальчишка, я много раз перечитывал книгу «Остров сокровищ» и мечтал когда-нибудь тоже найти или, как сейчас говорят, «поднять» клад, - рассказывает Леонид. - В школе интересовался историей, ходил в краеведческий музей – изучал быт, нравы, ремесла своих предков. В студенческие годы в библиотеке на глаза мне попалась подшивка журнала со схемой изготовления простейшего металлоискателя. Я собрал его, но из-за отсутствия опыта или недостатков прибора найти так ничего и не удалось…

Прошло еще лет пять, и случайно в одном из магазинов по радиоэлектронике я увидел заводские металлодетекторы - красивые, удобные, с информативным дисплеем. Так я и приобрел свой первый простейший прибор «Фишер Ф4» (название прибора не случайно – Мелвин Фишер – «король кладоискателей», чьи находки с затонувших испанских галеонов на побережье Флориды в США – украшения, монеты и слитки из драгоценных металлов потянули на общую сумму в полмиллиарда долларов. – Прим. автора).

Первую свою настоящую находку, наверное, не забуду никогда! Весна, необъятное поле, которое разделяет извилистая река, просыпающаяся после долгой зимней спячки природа, чистый воздух, пение птиц, у края поля развалины старинной церкви. От всего этого великолепия шла голова кругом…

Не спеша, шел по полю с включенным металлодетектором, по старой карте здесь проходила дорога из села на деревню. Как обычно, прибор реагировал на всякие пробки из цветных металлов, алюминиевую и медную проволоку… Зазвучал отчетливый сигнал, которому я поначалу и не придал особого значения, поскольку не изучил еще всех тонкостей прибора. Но решил копнуть. Мой восторг от выкатившейся из комка земли крупной имперской медной монеты был неописуем! Руки задрожали. Отложив в сторону прибор и подняв монету, аккуратно протер перчаткой. Что первым делом бросилось в глаза - это большая, прописная буква «П» с римской единицей ближе к канту монеты. Данный вензель мне ни о чем не сказал, и только перевернув монету и увидев год – «1798», понял, что эта монета принадлежит эпохе правления императора Павла!

С тех пор чего Леонид только не находил, но настоящие музейные раритеты не попадались. Искатель кладов признается, что всегда был рад любой интересной исторической находке, но все же жаждет обнаружить заветные 2 золотых рубля одной монетой периода правления Петра I.

Тверские монеты – самые ценные

У Алексея Минько, руководителя клуба «Тверской кладоискатель» и владельца магазина, торгующего преимущественно старинными и современными монетами, есть заветная мечта: найти сразу целый клад из серебряных монет какого-нибудь из уделов Тверского княжества. Он признается, что некоторые редкие монеты на рынке оцениваются и в 60 тысяч, и в 200 тысяч рублей каждая, но клад ценится еще больше. Как признается Алексей, ему обидно, когда тверские монеты попадают в частные коллекции других регионов России и зарубежья. Сам он не раз уже предлагал помощь в обучении сотрудников тверских музеев поиску с помощью новейших металлодетекторов. Как это ни сложно, но он пытается изменить мнение о копателях, которых зачастую считают вандалами. Алексей сотрудничает с Военно-историческим обществом, участвует в Вахтах памяти, помогает поисковикам. Он не первый год пытается наладить связь с археологами, с официальными представителями РАН, сообщал о найденных культурных объектах и передавал в дар краеведческому музею свои уникальные находки с точным указанием места поисков. Однако доверия так и не заслужил – даже археологической картой с ним делиться не намерены. По новому законодательству для того, чтобы начать частные археологические поиски, необходимо предоставить открытый лист на раскопки, в том числе с разрешением на спецсредства. Все это оформить очень непросто. А представители полиции разбираться не будут: для них любая пашня – потенциальный культурный слой, и они просто конфискуют до суда любой металлодетектор. Поэтому большинству копателей официально можно ловить удачу лишь на своих грядках и городских пляжах… К слову, на пляжах тех стран, где имеет хождение евро, металлоискатели по понятным причинам окупаются за несколько дней – монетки в 5-10 евро стоят зачастую подороже наших исторических серебряных.

Сахар для «земляного дедушки»

Наш законопослушный собеседник Леонид Зоркин выезжает в последнее время на пляжный «коп» примерно раз в месяц, чтобы навыки не потерять, а чаще просто встречается с товарищами по хобби, так называемыми «камрадами», чтобы пообщаться, поделиться опытом, повспоминать совместные экспедиции. Это увлекательное хобби объединяет людей с разными профессиями.

Хоть и значительно поредело братство копателей, но сезон для кладоискателей все же открылся. Леонид с грустной улыбкой посетовал:

- Что можно посоветовать начинающему кладоискателю, когда ты связан по рукам и ногам? Если все-таки решили заняться приборным поиском, то надо прекрасно понимать и осознавать ответственность и какими последствиями это чревато - не залезать на археологические памятники, курганы, не трогать подозрительные предметы времен войны и уж тем более не забирать их домой, не копать на погостах, кладбищах, церквях. Быть культурным по отношению к местному населению из близлежащих деревень и сел. А также закапывать ямы за собой и за другими кладоискателями. Местные не будут выяснять, кто там до вас ходил и не закапывал ямы, скажут - вот корова ногу сломала, а вы будете отвечать. Также не стоит конфликтовать с председателями колхозов, вытаптывать и выкапывать посевы, за это можно по шее получить и уехать в полицию, возмущения типа: «Я не знал?», «Тут еще не взошло!» или «Мне из деревни дядя Яша разрешил тут походить!» - это все не прокатит!..

В Тверском клубе кладоискателей мне рассказали, что у каждого искателя есть свои приметы и суеверия. Считается, что брать деньги на «коп» - плохая примета. Также нельзя забывать про «земляного дедушку» – ему опытные кладоискатели стараются захватить кусочек сахара в подарок – тогда и находки будут удачные, и от лишних глаз он убережет…

Находки были и… пропали

Напоследок Леонид Зоркин решил рассказать пару баек из своей жизни:

- Лет шесть тому назад мы пытались отыскать одну полузабытую деревеньку. Нашлись подтверждения, что эта деревня пропала еще в 1700-х годах и что все дороги, как ни странно, обходили ее стороной. Начали прикидывать примерное место расположения по Планам генерального межевания 1790 года. По спутниковым картам не составило труда вычислить это место. Дорог, конечно же, тех уже не осталось, а современные проходили от этого дремучего леса километрах в пяти. Приняли решение идти вдоль реки по берегу. Уже в лесу, вопреки прогнозам Гисметео, прямо над нами сгустились тучи, и с каждой минутой становилось все темней и темней. Гроза с дождем застала нас практически врасплох! Дойдя на места, включили металлодетекторы и начали шаг за шагом исследовать нужный квадрат. Первый час поиска приборы молчали - ни малейшего отклика на металл, и это было странно. Решили взять немного правее от точки и пройтись по небольшому склону. Начали обследовать, и снова мистика какая-то - у моего прибора разряжаются аккумуляторы, которые с вечера до поездки зарядил и которых на два полных выхода хватает. Ладно - с собой ношу всегда дополнительный комплект батареек. Сигналы не заставили себя долго ждать, но вопреки всему железа вообще не было - ни гвоздя, ни дверной петли. В начале собирали медные оплавки, видимо, пожар сильный был, но потом пошли чешуйки время правления Ивана Грозного и Михаила Федоровича Романова, порядка 16 копеек нашли. Старинный крест – «пропеллер» выкопал с полутора штыков лопаты, несколько перстней 16-го века. И вот пруха: у товарища выпал мощевик целый. Восторгу и радости не было предела!

Перекусив, взяли путь обратно к машине. По обычаю, дойдя до машины, фотографируем для отчета в соцсетях находки, я руку просунул в карман рюкзака, а там рваная дыра, причем положить находки в коробочку и не заметить такой дыры попросту невозможно. Камрад еще уныло произнес: «Черт меня дернул свои находки в рюкзак тебе положить!..» А самое интересное - у рюкзака ткань плотная, веткой не разорвешь такую. Впоследствии мы возвращались еще несколько раз на то место, но ни находок - нами потерянных вещей, ни даже следов той странной деревушки не обнаружили. Навигатор показывал, что мы кружимся вокруг отмеченной точки и, как бы мы ни меняли курс, все равно ходили вокруг. Вот такая история с нами приключилась, хотите верьте - хотите нет!

_____________

В 2004 году на северном берегу Лазури, когда-то застроенном домами купцов и мещан, в куче строительного мусора нашлась разбитая бутылка из-под пива «Калинкин». Ее прятали, видимо, в подвале дома № 18 по улице Л. Базановой. В бутылке были бумажные деньги на общую сумму 11 290 рублей: 38 кредитных билетов 1899 -- 1912 годов стоимостью в 10, 25, 50, 100 и 500 рублей и 17 кредиток Временного правительства. Историки предположили, что клад заложен в 1918 году. Владелец, скорее всего, имел отношение к военным поставкам. Он, вероятно, погиб или оказался в длительном отсутствии, за время которого инфляция превратила этот клад в копилку экономических курьезов.

В 20-х годах ХХ века в Тверской губернии был найден клад из 109 древнеримских и византийских монет. Клад разошелся среди коллекционеров.

В начале 1991 года близ Весьегонска, в обвале берега реки Мологи, нашлись сразу два монетных клада XIX века. Первый -- в глиняном горшке -- состоял из медных монет времен Николая I. Сколько было монет, неизвестно. Второй клад находился в глиняном кувшине, заполненном доверху серебряными монетами, достоинством в 10, 15 и 20 копеек (1850 -- 1879 гг.). Оба клада выкупили коллекционеры.

Согласно легенде, жители одной из деревень неподалеку от поселка «Труд» в Фировском районе затопили в колодце в XVII столетии массивный церковный колокол из серебра для того, чтобы он не попал в руки поляков. Колокол ищут уже триста лет, но пока безрезультатно.

В 2014 году клад из серебряных женских украшений начала XIII века был обнаружен во время раскопок при реставрации здания бывшего Реального училища (сегодня – Тверской государственный объединенный музей). В нем находились десятки предметов, изготовленных из серебра в технике скани и зерни. Среди них – аграфы (кольца с напускными ажурными бусинами), звездчатые и лучевые колты, а также – рясна и цепи, которые прикреплялись к головному убору. Там же был найден серебряный створчатый браслет, декорированный гравированным орнаментом в виде плетенок и зооморфными изображениями. Это самый крупный клад, найденный в Твери за 100 лет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру