В Твери простились со старейшим актером

Заслуженный артист России Николай Павлович Бутрехин скончался на 89-м году жизни.

Когда ему было 70, в интервью он говорил: «Я готов петь «Оду радости». Тогда, в 1999-м, эту фразу я вынес в заголовок, ибо она во многом отражала отношение Николая Павловича к жизни и к работе в театре. И буквально до последних дней он не терял интереса к профессии. Николай Бутрехин посвятил сцене более 70 лет, 48 из них он служил в Тверском театре драмы.

Фото Марины Гавришенко

Николай Павлович Бутрехин родился в городе Великие Луки Псковской области. Он появился на свет в конце 1928 года, а записали - 1 января следующего. Мальчиком встретил Великую Отечественную войну: отец ушёл на фронт, семья переехала в Казахстан. Ещё подростком Николай окончил железнодорожное училище, начал работать помощником машиниста: кидал уголь в топку на паровозе «Иосиф Сталин». После того как родной город будущего актёра был освобождён, молодой Бутрехин поступил в Великолукский железнодорожный техникум. Однако пути его лежали в иные сферы… Однажды Николай в сердцах пожаловался знакомому, что «хочет чего-то большего». И так в 1945 году оказался в Великолукском драмтеатре: сначала трудился рабочим сцены, помогал расписывать декорации, играл в массовых сценах. А затем был замечен учеником Станиславского, Капиным, и принят в студию при театре, которую окончил в 1948 году.

С тех пор актёр Николай Бутрехин изрядно попутешествовал, работая в театрах Свердловска, Омска, Волгограда, Мурманска, Севастополя. Его первое знакомство с Калининским драмтеатром состоялось в середине 1950-х годов в Москве, куда театр приезжал на гастроли. А потом судьба распорядилась так, что в 1969 году Николай Павлович вышел на тверскую сцену, на которой сыграл немало ярких ролей. Это и Борис Годунов в «Борисе Годунове» Пушкина, Аристарх в «Энергичных людях» Шукшина, Сорин в «Чайке» и Гаев в «Вишнёвом саде», Дергачёв в «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова; 13-й председатель в одноименной постановке по Абдуллину, Худобаев в «Светит, да не греет» Островского и многие-многие другие… Свои последние аплодисменты на тверской сцене актёр услышал 18 апреля, сыграв Генерала в «Маскараде» Лермонтова.

Последний приют Николай Павлович обрел на родине, в Великих Луках.

Вера Рычкова, народная артистка России: «Я работала с Николаем Павловичем во многих спектаклях и могу сказать, что это был великий интеллигент. Он очень много читал, знал, что происходит во всех театрах страны. И еще в нем было очень ценное качество – он не боялся говорить правду, на худсоветах высказывал то, что думает. Очень трудно говорить о нем в прошедшем времени. Он был частицей театра и настолько необходим нам – только сейчас мы это понимаем. А главное, что в нем было, - это скромность. Он никогда не просил ни ролей, ни званий. Николая Павловича отличали мудрость, скромность, интеллигентность. После спектакля он целовал мне руки… Он делал все, чтобы люди любили театр».

Вячеслав Грибков, заслуженный артист России: «Это был человек необыкновенно пытливой мысли…. Николай Павлович искал интересные пьесы до последнего дня. Он разбирался в современной драматургии и столько читал! Его невозможно было представить без дела, без работы…. О нем говорили и как о садоводе удивительном, а знаете ли вы, что ещё он прекрасно рисовал, резал по дереву, и сколько всех своих творений он раздаривал людям… Он всегда щедро делился своими мыслями и чувствами. Он был настоящим творцом. Последний год приятно было зайти в театр и видеть, как вокруг Николая Павловича всегда сидит молодёжь, как навстречу ему всегда стремятся люди. И это знак его удивительной службы в искусстве. Это был большой Человек, и он навсегда останется в нашей памяти».

Тарас Кузьмин, актер Тверского театра драмы: «Мне не удалось поработать с Николаем Павловичем как с режиссёром, и как с актёром у нас на сцене было мало встреч, зато были незабываемые встречи за кулисами. Бывало, забежав в театр на минуту, я уходил из него через час, потому что где-то между гримерками встречал Николай Павловича и час не мог оторваться от беседы с ним. Он читал огромное количество пьес, приносил их в театр для постановки. Громкий и даже в чём-то скандальный спектакль «Фантомные боли» появился в нашем театре благодаря Бутрехину. Он принёс эту пьесу в театр, и она тогда даже молодому поколению показалась очень смелой, а Николай Павлович, активно следивший за театральной жизнью в стране, всегда чувствовал остроту и актуальность. У Бутрехина потрясающее чувство юмора, особенно мы ценили его «черный юмор». И я уверен, что он нашёл бы, о чём пошутит, когда мы прощались с ним».

Подготовил Святослав МИХНЯ

Справка МК

Николай Павлович Бутрехин родился в Великих Луках Псковской области 1 января 1929 года. Окончил театральную студию при Великолукском драмтеатре (1948 г.). С 1969-го по 2017 гг. работал в Тверском театре драмы. Ушел из жизни 14 августа 2017 года.

С 1978 года Николай Бутрехин — заслуженный артист России. В 2000 году награждён орденом Дружбы, в 2009 году – нагрудным знаком «За заслуги в развитии Тверской области».

Роли артиста в кино: Иван Матвеевич Зуев в «Обещании счастья» (1974 г.), Глеб Васильевич Валерьян в «Чтобы быть счастливым!» (1973 г.). Как режиссер поставил спектакли в Тверском драматическом театре: «Маленький мук» Гауфа, «День рождения кота Леопольда» Хайта, «Царь Водокрут» Шварца, «Тему с вариациями» Алешина, «Французские штучки» Брикера и Ласега, «Как Емеля Барби полюбил», «Развод перед свадьбой», «Невеста из Парижа», «Продается Жена», «Море любви» Рацера и Константинова, «Четверо с одним чемоданом» Курляндского, «Старые русские» Рацера, «От четверга до четверга» Бенедетти, «Очень простая история» Ладо, «Левая грудь Афродиты» Полякова, «Кот Леопольд-2» Хайта, «Бес в ребро» Крыма и др.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру