Аншлаговая постановка вновь на сцене Тверского ТЮЗа

14.02.2018 в 13:27, просмотров: 474

Театр юного зрителя в этом театральном сезоне фонтанирует постановками, на которых в зрительном зале яблоку негде упасть. И это не только премьеры. Составители репертуара ТЮЗа то ли по стечению обстоятельств, то ли намеренно используют хитрый ход: аншлаговые спектакли подают зрителю дозированно, 1 раз в месяц, а то и в два. И потому каждый раз они могут восприниматься как премьера. К примеру, такова «Пустота» по пьесе Максима Черныша. За прошлый год мне лично сходить на нее так и не удалось, потому что количество выходов за сезон можно пересчитать по пальцам. Зато каждый раз как будто бы первый, и для того, чтобы вместить всех желающих, требуются приставные стулья.

Еще бы: не только заядлый театрал, но и не такой уж заинтересованный зритель желает увидеть постановку, номинированную на Национальную театральную премию «Золотая маска». Как он выглядит, спектакль-лидер?

Энд не хэппи

Выглядит, надо сказать, отлично. Необычные режиссерские находки и решения, неожиданные повороты сюжета, нетрадиционное отсутствие даже не хэппи-энда, а хотя бы света в конце туннеля – все это делает спектакль очень современным и без всякого налета провинциальности. Молодой актерский состав, хорошая физическая и хореографическая подготовка артистов добавляют очарования и экшена постановке. «Пустота» – макет современного общества со всеми его грехами, проблемами материальными, нравственными, психологическими, где люди – маленькие винтики большой системы. И научные работники, и чиновники, и офисные «белые воротнички», начиная с топ-менеджера Дмитрия (актер Андрей Иванов – номинант на «Маску»). Но за периметром рабочей зоны они снова превращаются в людей со своими желаниями, страстями, пороками. Всеми правдами, а по большей части неправдами они пытаются найти свое счастье, но современное общество настолько погрязло в эгоизме, меркантильности, а по сути, окунулось в пустоту, что сделать это не так-то просто. В спектакле кто-то может узнать себя, своих соседей, начальников, подчиненных. Он ничему не учит, просто показывает современную жизнь и предлагает над ней задуматься.

На просторах действительности

Тему людских пороков и многообразия человеческой натуры – вечную и неустаревающую –раскрывает еще одна современная постановка ТЮЗа, вернувшаяся после большого перерыва на сцену, – «Мертвые души». «Школьное» произведение Николая Гоголя (в инсценировке Михаила Булгакова) заслуга молодого, но уже известного питерского режиссера Натальи Лапиной. Ее спектакли, поставленные в разных городах и даже странах, не раз становились лауреатами крупных театральных фестивалей. Тверскому зрителю Лапина знакома по любимой зрителями постановке «Алисы» Льюиса Кэррола.

Премьера «Мертвых душ» состоялась в 2015 году, а до того времени спектакль лишь эпизодически появлялся в репертуаре, а потом и вовсе случился большой перерыв из-за частичной смены актерского состава. Неделю назад его представили заново: у «Мертвых душ» получилось второе рождение.

Этот спектакль тоже можно отнести к списку тех, что составляют золотой фонд Тверского ТЮЗа.

«Мертвые души» – прекрасная, нескучная и очень современная интерпретация классики. Так же как у Гоголя, главный герой Павел Иванович Чичиков (актер Михаил Хомченко) путешествует по усадьбам помещиков, а по cути, по просторам русской действительности. Не случайно все декорации, независимо от формы и предназначения, напоминают нам верстовые столбы с черно-белыми (как жизнь героев) полосками. Кстати, простота декораций (также отличительный признак хороших нестандартных постановок ТЮЗа) тем не менее не мешает из каких-то малопонятных конструкций мгновенно складывать и менять любое место действия, будь то парадная зала или большая дорога. А жизнь губернского города напоминает разноцветное лоскутное одеяло, которое заменяет открывающийся занавес. Двуличность персонажей подчеркивает такая деталь: один и тот же человек играет разных героев (Александр Романов, Татьяна Романова).

Вообще выделить самую яркую игру артистов непросто. Привлекает внимание все, начиная от обаятельного Чичикова, который скорее выглядит не прожженным дельцом, а уставшим от жизни господином, до второстепенных персонажей, в том числе и ноздревского жеребца, псов Собакевича. Очень к месту всегда приходится со своим ликбезом для зрителя начитанный Селифан (выпускник Щепкинского училища Алексей Измайлов). Дочь губернатора, ставшая героиней сплетен (Наталья Бульканова), вообще не сказала за спектакль ни единого слова, изобразив все свои эмоции и желания жестами, танцами, мимикой. Также молчалив и от этого не менее комичен зять Мижуев (Константин Павлов), вовсе не настраивает на печальный лад и мертвый прокурор (Сергей Зюзин).

Спектакль будет интересен взрослым, а не только старшеклассникам, которые проходят произведения Гоголя в школе. А вот с детьми помладше, честно говоря, советуем повременить: перипетии судеб героев будут им пока непонятны. В этом пришлось убедиться в антракте, слышалось, как дети терзают родителей вопросами, на которые не все из них могут ответить.

Но в основном приходится видеть в соцсетях вот такие мнения зрителей:

«Не подумаешь, что Гоголя, да еще и "Мертвые души", можно поставить так легко и необычно для восприятия... Два с половиной часа прошли как одно мгновение».

«Поднимается "ситцевый" занавес - декораций нет ... но я уверена, что действие будет ошеломляющим... как и всегда в нашем ТЮЗе! Восторг! Ярко! Динамично!»

* * *

«Я понимаю, что бесчестие у нас так сильно укоренилось, что быть честным позорно и стыдно… Уже помимо законного правительства образовалось другое, сильнее законного. Уже все в нашей жизни оценено и цены объявлены по всему свету. И никакой самый смелый, самый мудрый правитель не сможет поправить зла, пока каждый из нас не почувствует, наконец, что должен восстать против неправды. Я обращаюсь к тем, кто не забыл, что такое благородство мысли, к тем, у кого еще жива душа, я прошу вспомнить о долге, который нужно отдавать здесь, на земле».

Н. В. Гоголь