Тверской больнице купца Аваева исполняется 140 лет

Проезжая по улице Софьи Перовской, мимо Тверского областного центра специализированных видов медицинской помощи им В.П. Аваева многие задумываются, а причем тут храм, расположенный прямо на территории? В год юбилея Аваевской больницы, думаем, можно еще раз напомнить нашим читателем историю постройки этого уникального комплекса, сохранившегося до сих пор и имена его меценатов.

Два брата-мецената

Итак, здание одной из крупнейших больниц Твери строилось в 1875-1878 годах по проекту тверского архитектора Петра Фёдоровича Фёдорова на средства видного тверского общественного деятеля, потомственного почетного гражданина, купца 1-й гильдии Василия Петровича Аваева. Ходит легенда, что он задумал ее построить, когда лечился от гонореи и столкнулся с медициной того времени. Лечение было платным и дорогостоящим, а оснащение больниц примитивным. Да и условия пребывания в них крайне тяжелыми. Причем в Тверской губернской больнице было всего 86 коек, в Торжке — 30, в Бежецке и Ржеве - по 25, а в других и того меньше.

Сначала планировалось деревянное здание, но по проекту больница получалась выше на 2 аршина (аршин — 0,71 метра) установленной нормы для деревянных построек, и его не утвердили. Но Василий Петрович был человек упорный и, чтобы сохранить проект Фёдорова, который ему очень нравился, решил строить больницу каменной. На открытие и содержание устроитель сразу передал 100 тысяч рублей. Его распоряжение было следующим: “Из общих 100 тысяч рублей 10 тысяч предполагается на устройство больницы, 90 тысяч следует хранить вечным вкладом в Тверском общественном банке под 6,5% годовых”. Отчисления с процентов шли на содержание больницы. За строительство император Александр III пожаловал Василию Петровичу Аваеву орден Станислава 2-й степени.

Планировали открыть лечебное учреждение в 1877 году (это видно по надписи на фронтоне), но Василий Петрович заболел и 20 июля 1877 года скончался «от ревматизма». Похоронен был совсем рядом с больницей: у церкви Иоанна Предтечи. А достраивал уже его брат Гаврила Петрович. Братья вместе торговали зерном и владели солидным капиталом. Кстати, за купеческие свидетельства гильдий взимались единые пошлины на всей территории России. В середине 80-х годов свидетельство 1-й гильдии оценивалось в 565 руб., 2-й гильдии - от 120 до 40 рублей (в Твери — 95 рублей). В нашей губернии купцов 1-й гильдии было десять, а 2-й уже сто. Для примера: средняя зарплата в Российской империи у работников фабрик и заводов и служащих младших чинов в 1880 году составляла от 16 до 24 рублей в месяц, а пенсия отставного майора - 33 рубля в месяц.

Нашлись и критики

Главный корпус Аваевской больницы был выполнен в неорусском (псевдорусском) стиле, с пышными наличниками и карнизами и с не очень характерным для Твери декором из "романских", "мавританских" и "русских" элементов. Он выделяется среди других зданий выстроенных в стиле представительных купеческих домов того времени.

Больница была окружена садом и двумя флигелями. На 2-м этаже открыли 24 места для больных, а на 1-м (в мужском отделении) на 12 человек. Там же был приют для душевнобольных. В больницу купили современное оборудование и даже серебряные приборы. Система вентиляции позволяла за 40 минут проветривать все помещение, не понижая температуру ни на градус. А ещё на территории был большой яблоневый сад, там, где сегодня располагается стоматполиклиника ТГМУ.

В больницу принимали только православных, в основном это были неимущие жители Твери, но на территории был специально построен флигель, где оказывалась первичная помощь больным другого вероисповедания. Затем они проходили лечение уже в платных больницах. Василий Аваев, правда, за это подвергся критике со стороны газетчиков, но то было его право. Ведь он был глубоко верующим православным и жертвовал свои личные сбережения (огромные по тому времени).

Открыли больницу 24 октября 1878 года (так как в этот день был праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», которую учреждению подарил Василий Петрович Аваев). И раз мы вспомнили икону, то уж никак не сможем обойти и строительство храма при больнице.

Первые врачи Аваевской больницы

Тут особое место занимает Елизавета Ивановна Аваева, жена брата Василия Петровича (а не вдова, как пишут во многих источниках, т. к. у Василия семьи не было) – Гаврилы Петровича. Это она рядом с Аваевской лечебницей тоже на свои личные средства возвела домовую церковь в 1899 году по проекту тверского архитектора Александра Фёдорова, сына Петра Фёдоровича Фёдорова. Ее назвали в честь любимой иконы Василия Петровича – иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».

Домовая больничная церковь в наше время была заброшена и заново открылась лишь в 2008 году. Интерьер ее практически не изменился, пропала только сама главная икона. Службу в ней сейчас ведет протоиерей Вячеслав Баскаков, который говорит: «Для меня этот храм и его прихожане - единственная Семья...»

Реконструкторов ждал сюрприз

Другой флигель (№52) и лечебный корпус (№№54а—56) были построены в конце 19-го века. В это же время территория больницы распространилась на противоположную сторону улицы. Новый корпус Аваевской больницы (№47/11) появился в 1892 году. Другое здание(№47), построенное во 2-й половине 19-го века, использовалось как жилой дом для врачей.

Аваевская больница никогда не прекращала выполнять свои функции по оказанию медицинской помощи людям. После революции там были госпиталь, станция переливания крови, онкологический диспансер, поликлиника областного кожвендиспансера а сейчас здесь находится Тверской областной центр специализированных видов медицинской помощи имени В.П. Аваева.

Архитектор Пётр Фёдоров

Главный корпус больницы, сооруженный по проекту Петра Федорова, приведен практически в идеальное состояние, и это едва ли не единственный подобный случай в Твери, как сообщает портал «Тверские своды». И тут нельзя не отметить титанический труд главврача Аваевского центра - заслуженного врача РФ Каринэ Конюховой. Велико участие в проекте реставраторов Валерия Кустового и Ольги Петрочининой. Их работа осложнилась тем, что первоначально в проекте реконструкции больницы не было церкви. Ее обнаружили случайно, в начале реконструкции комплекса, и строительные планы пришлось слегка поменять.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 28 февраля 2018

Заголовок в газете: Орден императора, и вечная слава потомков

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру