"Красный треугольник" и другие "забросы" Петербурга

"Красный треугольник" и другие "забросы" Петербурга

Для многих Петербург – популярное место отдыха. Конечно, Исаакиевский и Казанский соборы, Эрмитаж и Дворцовая, разводные мосты и многое, многое другое. Чуть подальше – Петергоф и прекрасные города Зеленогорск и Ломоносов.

Но это слишком шаблонно. Ведь в Петербурге есть места, где вековая история переплетается с современностью, куда надо проходить по липкой грязи, мусору. Пробираться. И опасаться за свою жизнь из-за аварийности объектов. Места, присыпанные вековой пылью и известью, забытые всеми и одиноко хранящие память о былом величии. Где даже можно споткнуться о гипсовые скульптуры. И что самое интересное, далеко не все местные жители знают об их существовании.

Во время отпуска мы заглянули в такие заброшки.

«Красный треугольник»

Первый на очереди – всем известный «Красный треугольник». На подходе к бывшему заводу было сомнение, что будет возможность проникнуть туда. Поэтому, увидев вокруг еще парочку заброшенных зданий, я безумно обрадовалась и для начала отправилась к ним. Высокие здания, в которых когда-то кипела жизнь, сейчас молчат. Только ветер развевает сетку, накинутую на стены, и капли дождя нарушают эту тишину. Попыталась проникнуть внутрь одного из домов – в основном входы завалены мусором, дикая вонь. Но несколько кадров сделать удалось, наступив в экскременты и остатки картона и тряпок.

Пройдя по ближайшим доступным заброшкам, пришло время «штурмовать» «Треугольник». И тут чудо – проходим мимо КПП, здороваемся и… заходим внутрь, как ни в чем не бывало.

«Красный треугольник» - один из самых старых в России промышленных предприятий – основан в 1860 году. Сейчас производство не функционирует – и по всей территории одиноко высятся заброшенные здания из красного кирпича, первые этажи которых занимают шиномонтажи и прочее.

Здесь как на ладони все то, о чем только можно мечтать бесстрашному романтику, – здания с «пустыми или разбитыми глазницами», которые глядят то ли из прошлого, то ли в прошлое с грустью – время тут остановилось. Но сила и размах былого воодушевляет – и кажется, что если бы люди захотели, если бы люди смогли…то все бы возродилось.

Обзор территории занял целых 3 часа – видели и съемки кино, и бездомных кошек и собак, картон, слякоть, разлитое на асфальте масло, грязь, лужи. Это один из самых красивых в архитектурном плане заводов старого Петербурга.

Столетнее мороженое

Следующим утром основной целью стало посещение "Петербургского хладкомбината № 1", или"Ленинградского Холодильного Комбината Главхладпрома". Там красивая ржавая старая машина и просто высоченное заброшенное здание. Что внутри – я и не задумывалась. Ну холодильник как холодильник, предполагалось.

Раннее утро. Иду уверенно, ведь везде куда хотела - попадала легко и просто. А тут на КПП – нет, мы вас не пропустим. Только через гендиректора. Что же делать? Пошла в обход. Хоть, думаю, поснимаю из-за забора. Там же крутая машина, там же мороженое. Читала на одном из порталов, что очень много собак на территории – перелезать страшновато. Подхожу к «Фабрике мороженого». Собаки лают, солнце светит. Двое мужчин на другой КПП. Прошу: я не местная, приехала из Твери ради этого места. А мне:

- А вы со мной на шашлыки поедете?

Я аж оторопела. В душе понимаю: фоторепортаж нужен, значит, «на край» и шашлыки есть придется.

Говорю: уезжать скоро. Не успею, но с удовольствием приму приглашение в другой раз.

И вот оно, чудо. Несмотря на мой отказ, попадаю на территорию бывшего комбината. Огромные стены «кирпичного холодильника» с окнами наверху – по словам местных, именно из них во время бомбежки в войну на комбинат упали первые бомбы, обстреливали немцев. Но непроницаемость этих самых стен, их высота и небольшое количество окон (холодильник же) наводят на страшные мысли о том, что происходило на комбинате в период войны. Как гибли люди.

Мой сопровождающий упорно уговаривал меня не проникать внутрь. Но разве это можно? Конечно, полезла. Говорю:

- Да есть у меня фонарик. Он сильный. Справимся.

Уговорила, полезли. С 10-й попытки попав внутрь, ощутила сырость и затхлость. Высоченные холодные стены и непроницаемая тьма. Как в фильмах ужасов. Врубаю телефонный свой фонарик и начинаю смеяться - ну как я могла не догадаться, что здесь нужен фонарище, а не телефонное устройство? Даже ног не видно.

Рассказывают, что некоторые части комбината уже разрушились. Обходим с другой стороны – на стене видно контур здания, которое стояло вплотную. Здания уже нет. Осталась на стенах советская плитка – либо кухня, либо ванная.

Мне рассказали, что даже в войну производство не останавливалось – если «Холодильник» работал еще с 1935 года, то с 1941 года завод изменил сферу деятельности: там был устроен цех по переработке овощей и фруктов. Ну а функции холодильника остались – о мороженом, единственное, речи не шло.

Выходим на улицу, наконец-то вижу и одну из самых главных достопримечательностей этого места – старый автомобиль, ржавый и тоже одинокий.

На петербургских порталах сообщается, что скоро территорию расчистят и здесь появятся жилой квартал и торговый центр. Сказать, что я поражена – ничего не сказать. В этих местах больше истории, чем где бы то ни было – а тут… торговый центр. Нынче все завязано на деньгах – жаль, что историческая память в эту концепцию никак не вписывается со своей неповоротливостью и неприспособляемостью к продажному современному миру.

Что самое интересное в этом путешествии – на карте отмечены точки, которые выбирались за 5 минут до прибытия на Московский вокзал. Ставим в телефоне маршрут – и идём, а вот куда – теперь уже не понять. Названий исторических карта не выдает – только адреса, и вот он, сюрприз каждый раз.

Не убейтесь, пожалуйста

Иду по Октябрьской набережной – ног не чувствую, солнце жарит, а кругом промзона. Даже кофейни нет посидеть, подкрепиться, отдохнуть. Дом 38? Так, 32, 32а..О, нашла странный вход и…опять КПП? Да вы шутите, наверное. Почему памятники истории окружают сплошные КПП? Новая мода?

Пытаюсь пролезть на территорию – но не тут-то было: входы перекрыты, возможности отрезаны. Иду поникшая на КПП с мыслью: «Не уйду отсюда, пока не пустят».

Вижу двух не очень дружелюбных мужчин. Мое «пожалуйста» не работает. На жалость ну совсем не получается. Тогда стою до победного – и побеждаю. Говорят: билетик купите. Я судорожно вспоминаю, что в этом здании находится, и расставляю приоритеты. Быстро мониторю интернет и выясняю, что здесь особняк Г.И. Веге - основателя местного ультрамаринового завода. Особняк построен в 1890-х годах. Ох, была не была.

- Почем билетики нынче?

Мне называют сумму. Не раздумывая соглашаюсь – любопытство берет верх. Меня проводят к куче мусора, открывают обычные деревянные двери. Говорят:

- Не убейтесь, пожалуйста.

Вижу сваленный мусор, какие-то радиодетали, разбросанные на первом этаже. В соседней комнате, точнее, даже не знаю, как это назвать – даже нет крыши. Не понимаю, зачем я здесь, но прохожу дальше и вижу лестницу. В ее первоначальном виде, с богатой лепниной. И сердце замирает. Тихо, буквально «крадясь», я поднимаюсь по чугунной лестнице на 2-й этаж.

Ветер тут гуляет и развевает пыль и мусор – оттого постоянное ощущение чьего-то присутствия, слышатся шаги. Вижу себя в старинном разбитом зеркале – пугаюсь, говорят примета плохая. Сердце уже замирать устало – то от испуга, то от восхищения.

Вот строительные леса – будут проводиться работы по реставрации. Аккуратно прохожу в залу (вероятно, именно она находилась здесь раньше) – понимаю, что стою на таком полу, на котором страшно дышать, – и на глаза наворачиваются слезы. Здесь раньше мазурку танцевали и полонез. А что видели зеркала, сохранившиеся почти идеально? Все в светло-голубом цвете, кругом лепные розы, ангелы…Я совсем забыла о времени – просто ходила туда-сюда, стояла и вдыхала этот воздух в надежде приобщиться к воспоминаниям этого дома.

Где-то вижу телефон советский – естесственно, не работающий. Где-то на окнах лежат куски ценной лепнины – бери - не хочу. Это место, где старина пытается с нами поговорить – на своем языке ветра и непонятных пугающих стуков и звуков.

Территорию бывшего Киновиевского завода, где и располагается особняк, выкупила под застройку научно-производственная фирма «Пигмент» - и не исключено, что скоро от особняка не останется даже воспоминаний.

Как итог путешествия – связь времен в Петербурге обнаружена. Но она прячется от глаз обычного человека – ее необходимо искать. И возможность погрузиться в прошлое пока еще есть.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 17 октября 2018

Заголовок в газете: Здесь одиноко ютится прошлое

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру