Ангелы и люди: в Твери прошли гастроли Алтайского драматического театра

Ангелы и люди: в Твери прошли гастроли Алтайского драматического театра

На минувшей неделе жители областной столицы открыли для себя две постановки – «Эти свободные бабочки» и «Два ангела, четыре человека». Свои версии пьес на сцене Тверского академического театра драмы показали артисты из Барнаула.

Выступление труппы Алтайского краевого театра тверские зрители смогли увидеть благодаря проекту «Большие гастроли-2019», в рамках которого, кстати, уже наши артисты побывали у своих коллег в Барнауле. Спектаклями «по обмену» в данном случае стали «Ужин дураков» и «Энергичные люди».

Первой показанной тверитянам постановкой стали «Эти свободные бабочки» по пьесе Леонарда Герша (спектакль шел два дня, 12 и 13 сентября). В центре сюжета – американский юноша по имени Дональд (или, коротко, Дон) из приличной семьи, который сбежал от опеки матери и теперь живет на съемной квартире в Нью-Йорке. Волею случая его соседкой оказывается «плохая девчонка» Джил, в свои девятнадцать лет уже успевшая выскочить замуж и через неделю развестись. Что у этих двоих может быть общего? Казалось бы, абсолютно ничего. Однако между Доном и Джил почти сразу проскакивает искра, даже несмотря на то, что парень оказывается слепым с детства…

За короткий промежуток времени эмоции героев сменяют друг друга как стеклышки в калейдоскопе, а когда в квартире Дона неожиданно появляется его мать, знаменитая писательница, события принимают и вовсе неожиданный оборот. Отношения с родителями, дружба, любовь, предательство, верность – все эти вечные понятия раскрываются в одной маленькой пьесе. Поступки героев не хочется оценивать, но хочется искренне им сопереживать. И в этом, безусловно, заслуга актеров, игра которых пришлась тверским зрителям по душе.

Однако в то же самое время мнения ценителей Мельпомены разделились относительно введения в спектакль массовки. В оригинальной пьесе действуют всего четыре героя, а в постановке Алтайского театра их стало гораздо больше – к Дону и Джил добавились эксцентричные соседи, живущие своей параллельной жизнью и решающие собственные проблемы. Кто-то оценил этот ход как весьма любопытный, другие же, напротив, посчитали дополнение излишним. Однако в целом спектакль был принят тепло, и отдельных аплодисментов по праву заслужили исполнители ролей Дона и Джил – Дмитрий Плеханов и Татьяна Данильченко.

А завершился театральный марафон барнаульцев в Твери постановкой пьесы Виктора Шендеровича «Два ангела, четыре человека». Спектакль по произведению известного российского журналиста и литератора был показан на большой сцене Тверского театра драмы 14 и 15 сентября.

В один прекрасный (или же, наоборот, ужасный) вечер к обычному россиянину по фамилии Пашкин является ангел. И не просто так, а с шокирующим заявлением: его, мол, Пашкина, земной путь окончен, и следует подготовиться к приходу ангела-ликвидатора. О чем первым делом подумает любой на месте Пашкина? Конечно же, о том, что столкнулся с аферистом или же с сумасшедшим. Вот только выгнать незваного гостя не удается, как не выходит у Пашкина и сбежать из собственной квартиры. Ангел в образе мужчины средних лет в плаще и шляпе рассказывает Пашкину обо всей его жизни, с ее ошибками и глупыми поступками, и грозит

карами. И вот тут еще полный сил хозяин квартиры понимает, что все происходящее – нелепая, абсурдная, но при этом страшная правда.

Вот только перед нами отнюдь не трагедия. Ангел распивает с Пашкиным початую бутыль коньяку и… прибытие ликвидатора переносится. А потом и вовсе выясняются весьма интересные подробности, от которых у Пашкина волосы буквально встают дыбом. Веселая круговерть трагикомедии набирает обороты, в дело вступают новые действующие лица, и уже никто не может угадать, чем же закончится история. И Пашкин со всеми его недостатками оказывается не таким уж плохим, и ангел, больше смахивающий на мошенника, открывает новые грани своей сложной личности. А под конец зритель уже забывает о таких условностях как «ангелы» и «люди». В каждом из немногочисленных героев пьесы легко угадывается человек из нашего окружения – друг, сосед, коллега или просто знакомый. Да и ситуации, которые поначалу кажутся абсурдными, невероятным образом напоминают нашу действительность. Ведь вопросы-то, поднятые в спектакле, по сути, снова сходятся в ключевой точке – смысле человеческого существования, который никто так и не смог объяснить за тысячи лет.

А еще, как ни странно, в постановке затрагивается пресловутый и старый как мир квартирный вопрос. От сложного к простому, от возвышенного к обыденному – таким путем проходит зритель за время спектакля. И эта обыденность, что удивительно, заставляет задуматься сильнее, чем гладко выстроенная философия.