В Тверском музейно-выставочном центре работает выставка картин Сальвадора Дали

В Тверском музейно-выставочном центре работает выставка картин Сальвадора Дали
Фото: Анастасия Чистякова

Прежде чем говорить о выставке, для начала следует высказать слова восхищения ее устроителям, сотрудникам музейно-выставочного центра, за их творческое отношение к работе. Теперь мало того что в нашем городе можно увидеть отличные экспозиции, так еще и есть возможность стать зрителями и участниками прекрасно дополняющих их перформансов, мастер-классов, экскурсий и лекций. Если на выставке Фриды Кало посетители мастерили калаверы, то на этот раз они разгадывали смысл пластичного перформанса, пили чай и кофе из бумажных стаканов, на которые тут же, на их глазах, наносились рисунки, известные по самым растиражированным работам Дали.

К выставке «Сальвадор Дали. Священное послание», которая через несколько дней закрывается (кто еще не видел, спешите!), с полным правом применимо определение «уникальная». Здесь представлена самая масштабная графическая серия гениального художника – 105 иллюстраций к Ветхому и Новому Заветам. Ни одной из этих работ нет в собраниях российских музеев – в полном объеме они есть только в частных коллекциях. А всю серию нельзя увидеть ни в одном музее мира.

Зрители, без всякого преувеличения, испытали культурный шок: этот был не тот Дали, к которому многие привыкли, – он открылся неожиданной стороной даже для тех, кто его вроде бы хорошо знает. Хотя можно было встретить узнаваемые образы и символы, в частности, любимые художником рогатки и костыли. Они подпирают части Вавилонской башни – после того как ее оставили люди, прошло много времени, недоделанное строение стало разрушаться. Эта картина создает ощущение катастрофы, космического одиночества.

Фото: Анастасия Чистякова

На этих работах запечатлено огромное количество персонажей Ветхого и Нового завета. Есть и такие, которые не то что изобразить на бумаге, но даже вообразить невозможно, например, Божий гнев. У Дали это жуткая черная набегающая туча, которая грозит заполнить собой все пространство.

Поражают необычные ракурсы многих работ этой графической серии. На картине «И положил Его во гробе» на переднем плане – две ступни, и, только если приглядеться, становится заметной вся фигура лежащего человека. Экспериментируя, Дали выбивается из привычной цветовой гаммы, цитирует Леонардо да Винчи.

Хотя искусство ХХ века, казалось бы, далеко ушло в своих интересах от тем Ветхого и Нового Завета, но Библия продолжает волновать величайших мастеров, становясь для них источником поэтических образов. Однако Сальвадор Дали предпринял рискованное предприятие, и ему удалось передать языком сюрреализма библейские истории и в этом смысле сломать существовавшие в изобразительном искусстве традиции. Каждая картина представляет собой попытку интегрировать фантазии, свободу, чувства художника в удивительно емкий и загадочный мир библейских историй. Мистик Дали с интересом заглядывал в подсознательное, пытался проследить его движение. Мысли и образы, возникавшие под воздействием погружения в мир человеческой истории со дня сотворения мира, дарили свободу форме, содержанию и цвету.

На выставке неожиданно было все, и в первую очередь обращение эксцентричного художника, заслужившего славу мастера провокаций, к библейской теме. Произошло это благодаря его другу, коллекционеру Джузеппе Альбаретто. В надежде на то, что Дали, которому тогда было уже 59 лет, пересмотрит свою жизнь, станет ближе к церкви, он предложил ему создать иллюстрации к Библии. Художник был свободен в выборе тем. Он приводит цитаты из Библии, рассказывающие о том, какое событие изображено, дает названия для иллюстраций. Вот некоторые из них: «Возьми, возьми, распни Его!», «Возопив громким голосом, испустил дух», «И лев, как вол, будет есть солому», «Суета сует», «Армагеддон», «И проклял филистимлянин Давида», «Стой, солнце!».

Через четыре года после завершения этого цикла все работы, выполненные в смешанной технике, сочетающей акварель, гуашь, тушь, пастель, карандаш, были переведены в литографию.

И когда в 1967 году из печати вышла книга, снабженная работами Сальвадора Дали, мир ахнул, увидев новый, неоднозначный, прекрасный вариант Библии. Она была напечатана в пяти томах большого формата, общий вес которых был почти 100 кг. Каждая книга обтянута кожей, инкрустирована драгоценными камнями и золотом.

17-й, авторский экземпляр Библии стал одним из самых ценных экспонатов тверской выставки.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру