Тверской профицит: причем тут ЖКХ

Районные коммунальные скандалы – лучшее доказательство правоты региона в нелегком деле по возвращению сетей и котельных

Районные коммунальные скандалы – лучшее доказательство правоты региона в нелегком деле по возвращению сетей и котельных

Региональный бюджет – дело тонкое и непростое. На протяжении длительного времени тверская казна, скажем откровенно, не была примером для подражания. Но вот парадокс: на фоне штормящей внешней конъюнктуры и антироссийских санкций бюджет тверского региона впервые за много лет как раз и смог выйти в профицит аж на 6,2 млрд рублей, улучшив все показатели. Об этом мы рассказывали на прошлой неделе.

Анализируя секреты тверского экономического чуда, мы напомнили о консолидации коммунальных активов, которая началась три года назад с подачи губернатора, став одной из первых и самых заметных инициатив Игоря Рудени на новом посту.

Связь этого процесса с бюджетными успехами проста и очевидна: долгие годы тверское областное ЖКХ являло собой гигантскую коммунальную кормушку. Сети контролировались заезжими монополиями, а вокруг многоквартирных домов кружили управляющие компании разной степени порядочности. Подчеркнем: мы, журналисты, не имеем ничего против добросовестных участников рынка, вот только речь сейчас не о них. Сейчас, оглядываясь назад, очевидно: именно коммунальная коррупция наносила областному бюджету мощные пробоины, загоняя его годами в долги. Чтобы исправить ситуацию и вытащить бюджет из кабалы, региону пришлось рубить коммунальные канаты и отбивать сети у монополий.

Коммунальная дыра

Дело в том, что, будучи посредниками между потребителями и сетевиками, управляющие компании исправно собирали с первых деньги за услуги ЖКХ и отправляли их вторым. Те, в свою очередь, должны были рассчитываться с поставщиками ресурсов, но на деле деньги часто куда-то терялись по дороге. Вот и получалось: жильцы оплачивали «коммуналку» по завышенным тарифам, деньги утекали офшоры, потом кормушки банкротились. Оставались ресурсоснабжающие организации, которым задолжали за газ и свет: и они были вынуждены отключать то воду, то электроэнергию. А расплачиваться за чужие грехи в итоге приходилось бюджету: не могло же государство допустить срывов отопительных сезонов и социальной напряженности. Так повторялось из осени в осень.

Сейчас это уже кажется далеким прошлым, но на деле еще не так давно мы мерзли в своих квартирах зимой, а в мае отапливали улицу. Областная столица, по сути, была в заложниках сетевых монополий, которые творили все, что хотели – никто не мог, во-первых, внятно объяснить тарифную сетку, а во-вторых, пути движения денег потребителей. Жители Твери добросовестно платили по квитанциям, но долги при этом только росли. Впоследствии секреты раскрылись и оказались довольно неприглядными. В оставшуюся еще с советских времен коммунальную инфраструктуру никто даже не планировал вкладываться – тверское ЖКХ рассматривалось исключительно как дойная корова. Результаты не заставили себя долго ждать: о многочисленных прорывах теплотрасс писалось и говорилось годами.

Проблему начали решать жестко и быстро осенью-2016. Сначала регион вернул под контроль тверские трубы. Открыто озвучивалось: власть планирует разгрести авгиевы конюшни и навести порядок в погрязшем в хаосе тверском ЖКХ. Правда, все здравые люди понимали: быстро это сделать не получится – слишком серьезный урон был нанесен сетевой инфраструктуре, которая, напомним, несколько десятилетий держалась на советском честном слове. И в то же самое время мы видим, что вхождение в отопительный сезон проходит в штатном режиме, а прорывы, хоть и случаются, не носят столь массовый и катастрофический характер, как это было еще несколько лет назад.

Но самое главное случилось – деньги, которые годами не доходили до ресурсников, теперь идут по назначению. А значит, региону не приходится ежегодно закрывать чужие долги. Область в итоге экономит средства, которые раньше уходили на затыкание долговых дыр, созданных сетевыми монополиями. Более того, повысилась и собираемость налогов, которые некогда уходили в другие субъекты РФ – по месту регистрации коммунальных «прокладок» между ресурсниками и населением.

Хаос и порядок

Примечательно, что одновременно ужесточились и требования к работе управляющих компаний. Так, с января 2018 года можно по закону лишать лицензии УК, которые признаны банкротами. А с июля прошлого года запрещено открывать в одном регионе управляющие компании с одинаковыми и даже похожими названиями. Напомним также, что выдаваемая этим организациям лицензия действует в течение 5 лет, после чего им следует снова подтвердить свое соответствие требованиям. Неудивительно, что счет фирмам, лишенным права на управление многоквартирными домами по той или иной причине, уже в начале текущего года шел на десятки. Кто-то не смог продлить лицензию, другие не сумели эффективно выполнять свою работу и ушли с рынка. В мгновение ока куда-то исчезли толпы фирм – «пустышек», которые кочевали из дома в дом, «матрося» собственников жилья и бросая. И сейчас ежемесячно проверки УК контролирующими органами заканчиваются лишением лицензий.

Бизнес, который многие воспринимали как самый простой способ отъема денег у граждан, оказался невыгодным, как только тверское городское ЖКХ вернули в правовое поле. Целый ряд управляющих компаний вдруг резко потеряли интерес к тверскому жилому фонду! Так еще раз стало понятно, что все эти годы нас банально грабили, используя для этого разнообразные и порой не лишенные творческого начала схемы. Но, в конце концов, какая разница, как именно тебя грабят – итог все равно один.

С тех пор, как Тверь сбросила с себя ярмо сетевых монополий – сначала с теплосетей, потом с водоканала, прошло уже достаточно времени для подведения неких предварительных итогов. Вывод первый: еще не встречали граждан, плачущих.

В Твери, которая скинула с себя ярмо сетевых монополий, никто не плачет и не вспоминает с ностальгией коммерсантов - арендаторов из «Тверской генерации» и ООО «Водоканал». И если кто-то вдруг начнет в областном центре сейчас с пеной у рта «топить» за коммерцию в сфере ЖКХ, это будет воспринято как минимум с недоумением.

Но, к сожалению, мы видим, что в отдельных районах области все осталось по-прежнему, прекрасно иллюстрируя порочную систему, еще не так давно действовавшую в областной столице. Глядя на поведение некоторых «коммерсантов» от ЖКХ в ряде районов, можно только покачать головой и перекреститься: а ведь все это не так давно творилось и в нашей Твери!

Комбинаторы от ЖКХ

За примерами далеко ходить не надо. Так, недавно жители ряда домов в Вышнем Волочке с удивлением обнаружили весьма любопытное объявление: местные сетевики безапелляционно сообщали, что в связи с ограничениями поставок «Газпромом» голубого топлива ООО «Вышневолоцкая ТГК» вынуждено отключить горячее водоснабжение.

«МК в Твери» заинтересовала эта ситуация, и мы решили в ней разобраться. Выяснилось, надо сказать, много интересных деталей. Оказывается, вышневолоцкие сетевики аж с февраля прошлого года не платили за газ и в итоге накопили долг в размере… 176,5 млн. рублей. И поставщикам в лице «Газпрома» ничего больше не осталось делать, кроме как перекрыть вентиль.

Деньги, стоит отметить, немалые даже для Твери, а тут речь идет о Вышнем Волочке, жители которого банально остались без горячей воды, будто на дворе и не 2019 год вовсе. Так что же за компания так лихо распоряжается средствами жителей города, не предоставляя им при этом необходимые услуги?

Согласно данным из открытых источников, среди видов деятельности ООО «Вышневолоцкая ТГК» заявлено, в том числе, производство тепловой энергии и ее распределение. Уставный капитал у организации, которая должна обеспечивать горячей водой и отоплением жителей городского округа, к слову, всего 10 тысяч рублей. В учредителях – два физлица, и одно (вернее, один) из них до теплоэнергетики, судя по открытым данным, занимался «деятельностью в области фотографии» в качестве ИП. Думаем, пояснять, насколько велико расстояние между коммуналкой и фотоискусством, будет излишним.

Разумеется, это лишь верхушка айсберга, ведь только официально по тем же открытым данным выручка компании за несколько лет составила более 200 миллионов рублей. При этом опять-таки по информации из открытых источников, ООО «Вышневолоцкая ТГК» частенько выступает в суде в качестве ответчика. На момент написания статьи сообщалось о завершении рассмотрения дела в первой инстанции с суммой исковых требований около 38 млн. рублей.

В то же самое время нестабильная ситуация с горячей водой – это не единственная подстава, которую организовали местной власти и населению за два месяца до отопительного сезона любители рубить деньги на ЖКХ. Параллельно в арбитражном суде Тверской области рассматривается несколько претензий к местной управляющей компании «Бережок». Суть иска очень проста: выяснилось, что весь 2016 год ООО УК «Бережок» не платила компании «АтомЭнергоСбыт» за поставленное электричество. Сумма задолженности только за этот период составила свыше двух миллионов рублей, еще миллион с небольшим – это пени. Вдобавок ко всему «Бережок» не платил также в 2018 году, и общая сумма за оба периода с неустойками в итоге составляет примерно 3,7 млн. рублей. Нетрудно догадаться, за чей счет будут погашены эти долги: как ни крути, а отдуваться придется населению!

Но в этой истории есть вишенка на торте: учредителем и директором является… Вадим Ульянов, местный активист КПРФ, который несколько месяцев не вылезает из местных соцсетей, оседлав мусорный федеральный хайп и активно пиарясь. За это время порция хамства прилетела даже в адрес «МК в Твери»: когда мы указали борцу на проблемы в контролируемом им городском жилфонде. Тут можно бы было задаться вопросом, есть ли у «борца» совесть, но все понятно без слов.

Кстати, когда будете искать информацию об управляющей компании с поэтическим названием «Бережок», будьте внимательны: не перепутайте ее с агентством недвижимости «Бережок», также принадлежащим видному вышневолоцкому представителю КПРФ. А если перепутаете, не удивляйтесь тому, что на сайте «красного» агентства в данный момент продаются и бывшие производства, разорившиеся еще в девяностые, и та самая брошенная железнодорожная инфраструктура, по которой недавно так плакали оппозиционные площадки. Никакой политики: просто бизнес.

Вместо послесловия

Примеры, которые мы привели, наглядно объясняют, почему три года назад в Тверской области с толкача был запущен процесс консолидации активов, и насколько правильным оказалось все же это направление. А еще из них становится понятно, почему каждый раз, когда власть призывает коммунальщиков к порядку, со всех сторон несется громкий плач и скрежет зубовный. Кто же захочет выпускать без боя из рук «пылесос», который приносит десятки и сотни миллионов?

Но нам остается только порадоваться, что тверское региональное ЖКХ перестает быть той кормушкой, в качестве которой ее использовали на протяжении многих лет заезжие коммерсанты и местечковые олигархи. Напомним также, что процесс консолидации затронул не только теплоэнергетику и водоканалы: с января текущего года контролем над обращением с твердыми бытовыми отходами занимается единый региональный оператор. А в ближайшее время в области будет работать организатор пассажирских перевозок, о чем мы также неоднократно писали. Просто есть сферы, которые без всякого преувеличения являются стратегическими, а потому не должны зависеть от прихотей частного бизнеса, который, как мы понимаем, не всегда бывает порядочным. Транспорт и «коммуналка» в их числе. Так что если кому-то в Твери вдруг стало скучно без громких новостей их мира ЖКХ, загляните в отдельные территории, где коммунальная коррупция яростно воюет на политико-коммерческих фронтах, и все пройдет.

Семен ВЕЛИЧКО

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру