Исполнилось 75 лет с момента создания Главного управления контрразведки «СМЕРШ»

Исполнилось 75 лет с момента создания Главного управления контрразведки «СМЕРШ»
Радист Георгий Поляков (второй справа) во время сеанса радиообмена с немецким разведцентром

Образованный 19 апреля 1943 года, "Смерш" считается самой знаменитой и таинственной советской спецслужбой военного времени, о ней и сегодня известно не так много. В историю Второй мировой войны эта спецслужба вошла как наиболее эффективная. «Смерш» был создан в критический момент Великой Отечественной войны и коренным образом изменил систему военной контрразведки.

Аббревиатура «Смерть шпионам» наводила ужас на диверсантов и предателей. Название спецслужбе дал сам Сталин. Вначале было предложение назвать подразделение «Смернеш» (то есть «смерть немецким шпионам»), на что Сталин заявил, что на советской территории полно шпионов и из других государств, с которыми также необходимо вести борьбу, поэтому лучше назвать новый орган просто «Смерш».

Созданное подразделение было ответом на усилившиеся агрессивные действия спецслужб Германии. Так, еще в 1942 году в спецшколах и учебных пунктах вербовщиков германской разведки Абвера одновременно проходило подготовку до 1500 человек. Обучение длилось от 1,5 до 3 месяцев. Вместе взятые все разведывательные школы, пункты и курсы за год выпускали примерно около 10 тысяч шпионов и диверсантов. В 1943 году активность агрессии достигла своего пика, масштабы заброски агентуры в советский тыл выросли почти в 1,5 раза по сравнению с 1942 годом.

Агент или уголовник

Не секрет, что накануне Великой Отечественной войны далеко не все советские граждане поддерживали существующий строй в стране, и далеко не всем, находившимся и в тылу, и на фронте, хватало патриотического духа, чтобы сопротивляться трагическим обстоятельствам военного времени. В частности, было много случаев, когда оказавшиеся в немецком плену советские военнослужащие принимали предложение Абвера пройти обучение в спецшколах, рассчитывая после переброски через линию фронта явиться с повинной. Именно с такими агентами противника военные контрразведчики часто проводили операции за линией фронта. Весомым аргументом при получении согласия на сотрудничество с ними была гарантия освобождения от уголовной ответственности за шпионаж.

Еще одной категорией агентов были немецкие военнопленные, которые ближе к концу войны все охотнее шли на сотрудничество с советской военной контрразведкой.

Главная задача подразделения заключалась не только в оказании противодействия немецкому Абверу, но и в необходимости внедрения советских контрразведчиков в высшие эшелоны власти фашистской Германии и разведшколы, уничтожение диверсионных групп.

Уже вскоре после создания Главного управления контрразведки был осуществлен ряд успешных операций по внедрению агентов в немецкие разведшколы и подразделения Абвера. Наработаны методики выявления и задержания немецкой агентуры. Для успешных действий советских войск на фронте появилось такое направление работы "Смерш", как ведение радиоигр с разведцентрами противника. Установление радиоконтактов с немецкой разведкой и дальнейшие оперативные мероприятия зачастую позволяли вскрывать стратегические планы германского командования, что способствовало улучшению ситуации на фронтах.

В годы войны 152 радиостанции снабжали разведслужбы Германии ложной информацией, побуждая их к активному развитию якобы благоприятно складывающейся оперативной ситуации. Тематика радиоигр была разнообразна. Ведущее направление принадлежало, конечно, военно-стратегической дезинформации, передававшейся немцам с целью обеспечить успешное ведение боевых операций Красной Армии. Результатом стали наиболее важные радиоигры: «Бурса», «Двина», «Знакомые», «Развод», «Танкист», «Узел», «Явка» и т.п., внесшие свой вклад в успех Курской битвы (1943), Белорусской и Ясско-Кишиневской операций (1944), и другие. Благодаря умелому ведению радиоигр около 500 хорошо подготовленных агентов противника, значительное количество вооружения, радиосредств, денег и продовольствия попали в руки контрразведчиков.

Суть игры проста: взятые с поличным (с портативной радиостанцией, предназначенной для приема и передачи сообщений на коротких волнах) немецкие агенты под контролем советских контрразведчиков передавали своему руководству дезинформацию. Она не должна была вызвать подозрения у противника, поэтому ложные сведения требовалось подбирать аккуратно, чередуя их с правдой.

На сегодняшний день рассекречено немало оперативных игр, которые внесли большой вклад в разгром противника. Одна из них – блестяще проведенная радиоигра «Янус».

Первый начальник ГУ "Смерш" Виктор Абакумов

Абверкоманда-103

Началась она 2 сентября 1944 года, когда к начальнику Семлевского районного отдела НКГБ (в Смоленской области) старшему лейтенанту Кухлину неожиданно зашли два человека. Один из них, Иван Базалий, представился командиром немецкой диверсионной группы, сброшенной ночью в лес с самолета. Второй назвался Епифановым, начальником штаба этой диверсионной группы. В процессе беседы выяснилось, что в лесу скрывается группа из 16 человек, которая намерена сдаться советским властям.

Руководство Главного управления контрразведки «Смерш», проанализировав ситуацию, 5 сентября приняло решение о проведении радиоигры, исполнителями которой стали перевербованные немецкие агенты - старший группы Иван Базалия, старший радист Георгий Поляков и радист Николай Крылов.

Первые радиограммы ушли 9 сентября. Противнику сообщили, что при высадке десантников разбросало далеко друг от друга, в результате чего потерялись половина группы и весь багаж. У Абвера срочно запросили «помощи», а дабы подстегнуть «хозяев», заставить их побыстрее принимать нужные решения, Базалий 18 сентября отправил еще одну довольно резкую телеграмму. «Меня с уцелевшими людьми поражает ваше длительное молчание. Продукты вышли, снаряжения и боеприпасов нет. Прошу обеспечить всем необходимым и картами. Работать здесь можно, кое-что делаем. Ярошенко».

Видимо, все это подействовало на руководство «Абверкоманды-103». Немцы ответили, что груз пришлют, кроме того, они отправили в помощь группе еще «пять новых ребят, надежных и деловых». Базалий радировал в ответ, что тронут вниманием и заботой руководителей, доверие начальства оправдает.

Работникам ГУКР «Смерш» пришлось приложить еще немало усилий, чтобы руководство «Абверкоманды-103» отбросило подозрения в отношении команды Базалия.

Только в ночь на 21 декабря 1944 года в заранее намеченном районе немецкий самолет выбросил груз весом 3250 килограммов, а также четверых парашютистов, одетых в форму офицеров Советской Армии. Все было организовано так, что они даже и не заподозрили, в чьи руки попали. Радиоигру решили продолжить. В немецкий тыл ушла телеграмма о том, что груз получен успешно, прибывшие в полном здравии, всем шлют привет и «русское национальное спасибо».

Иван Базалий (справа) дает показания сотруднику «Смерш»

Диверсанты – на «холостом ходу»

Но вскоре наступил 1945 год, Красная Армия все дальше углублялась на территорию Германии. Поддерживать связь с Абвером с каждым днем становилось все труднее. Потом гитлеровцам стало не до диверсантов, находившихся в смоленских лесах, нужно было спасать свою шкуру. Руководство ГУКР «Смерш» приняло решение радиоигру «Янус» прекратить.

В результате этой операции была парализована, переведена на «холостой ход» деятельность огромного числа диверсантов и антисоветских пропагандистов. Неплохим оказался и «материальный улов».

Кроме оружия и материальных средств, которые группа Базалия принесла с собой, было захвачено: походная типография, 10 тысяч экземпляров подрывной литературы, фиктивные документы, штампы, печати и бланки различных воинских и гражданских учреждений (в количестве 2 тысяч экземпляров), 103 тысячи рублей, 2 ручных пулемета, 20 винтовок, 4 автомата «ППШ», 7 пистолетов, 14 цинков с патронами, 1300 кг взрывчатых веществ, различное снаряжение и огромное количество продуктов питания.

Всего за время Великой Отечественной войны благодаря умелому ведению радиоигр советскими контрразведчиками было нейтрализовано и поймано около 4000 немецких диверсантов, 500 хорошо подготовленных агентов, перехвачено значительное количество вооружения, радиосредств, денег и продовольствия.

Справка "МК"

Главное управление «Смерш» подчинялось непосредственно Иосифу Сталину как председателю Госкомитета обороны. На передовой офицеры «Смерш» постоянно находились в войсках и не только выполняли свои прямые обязанности, но и непосредственно участвовали в боях. Нередко в критические моменты принимали на себя командование ротами и батальонами, потерявшими командиров, проявляя при этом чудеса героизма. Также офицеры были призваны препятствовать переходу через линию фронта вражеских агентов. На них возлагалась задача по выявлению случаев дезертирства и осознанного членовредительства, перехода советских военнослужащих на сторону противника. Служба военных контрразведчиков была крайне опасной, ведь им приходилось противостоять людям, прошедшим спецподготовку, зачастую представителям военной элиты Третьего рейха с многолетним опытом участия в боевых операциях. Действовать «смершевцам» приходилось в составе небольших групп, а иногда и вовсе в одиночку.

«Смерш» изобличил тысячи шпионов на территории Союза и за его пределами. В 1943–1944 годах «Смерш» и его фронтовые управления вели контрразведывательную работу на территории противника, практиковали заброску в немецкий тыл агентурных групп. Они вербовались в школы Абвера и другие спецорганы гитлеровской Германии. Их задача состояла в сборе сведений о разведорганах и спецшколах противника, во внедрении в них, а также в захвате кадровых сотрудников, их агентов и немецких пособников. В результате этих операций военные контрразведчики получали возможность заблаговременно выявлять планы противника и действовать на опережение.

Особую роль советские разведчики сыграли в срыве летом 1943 года немецкой наступательной операции «Цитадель», получив и переправив в Центр данные о развертывании крупных танковых сил противника в районе Орла, Курска и Белгорода.

"Смершевцы" занимались разоблачением вражеских агентов на освобожденных территориях, проверяли благонадежность солдат, бежавших из плена, вышедших из окружения и оказавшихся на оккупированной территории.

Накануне Берлинской наступательной операции в Управлении контрразведки «Смерш» были созданы специальные опергруппы по числу районов Берлина, в задачу которых входил розыск и арест руководителей германского правительства, а также установление хранилищ ценностей и документов, имеющих оперативное значение. Берлинская операция «Смерш» помогла захватить видных деятелей нацистского режима, которым впоследствии были предъявлены обвинения в совершении преступлений против человечества.

«Смерш» довелось защищать и тех, против кого сражался. Во время подписания Акта о капитуляции Германии контрразведчики обеспечивали безопасность Вильгельма Кейтеля по дороге из Берлина в Карлсхорст, где должна была состояться историческая процедура: накануне 9 мая в столице поверженного рейха шли бои; в случае гибели фельдмаршала подписывать капитуляцию со стороны вермахта оказалось бы некому.

ГУКР «Смерш» просуществовал недолго, около трех лет - с апреля 1943-го по май 1946 года. Однако его опыт изучается и применяется контрразведками всего мира. Примечательно, что за три года существования «Смерш» в рядах контрразведчиков не было случаев предательства.

Автор благодарит за предоставленные материалы ветеранов военной контрразведки.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 10 мая 2018

Заголовок в газете: Тайны "Януса"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру