Скоро в Тверской области заработает новая схема обращения с отходами

Скоро в Тверской области заработает новая схема обращения с отходами
фото: oagb.ru

«Мусорная реформа» на пороге

Это событие ждали. Его начали обсуждать задолго до появления самых приблизительных проектов и проведения первых официальных заседаний. Еще много месяцев назад эксперты-экологи дружно выражали ему поддержку, но при этом все сходились во мнении, что тема сложная и неблагодарная: бурных общественных оваций однозначно не будет.

О чем это мы? Ну конечно, о новой территориальной схеме обращения с отходами, которая вступит в силу в Тверской области, как и в прочих регионах страны, с 1 января. Подчеркиваем: «мусорная реформа» запустится по всей стране. Пора разобраться, чего, собственно, добиваются авторы нововведений, что реформа даст нам, гражданам, в чем ее неоднозначность, и насколько глобальными будут «мусорные» процессы в Тверской области.

Родом из СССР

Разбирая в аналитических статьях разного рода экономические и социальные вопросы, мы порой с гордостью приводим в пример советский опыт. Но в истории с мусором нам остается лишь развести руками: по неведомым причинам в стране, запускавшей в космос ракеты, на уровне государства десятилетиями никто не задумывался об экологии и охране окружающей среды. Слово «экология» попросту не входило в советский тезаурус. Человека, хозяина природы, огромных пространств, лесов и полей, учили извлекать из «имущества» пользу, а не заботиться о нем. Дела экологические казались на фоне покорения космоса, пустынь и вечной мерзлоты мелкими, смешными, ретроградными.

Так что объективно нужно признать: наши мусорные беды родом из советского прошлого. Это тогда рядом с городами появились так называемые «полигоны» - обычные мусорные кучи, куда сваливалось все подряд. Сваливание домашнего мусора в близлежащем лесу общественно не порицалось, на государственном уровне с явлением не боролись. Каждую осень и весну у домов, на огородах, на дачах, во дворах горели костры – граждане жгли мусор и палили траву. О сортировке мусора, переработке, бездымных технологиях никто в то время, конечно, не задумывался.

За примерами далеко ходить не нужно: достаточно вспомнить печальную историю свалки на Бежецком шоссе под Тверью, которая появилась в советское время как временный полигон, а потом превратилась в постоянную огромную свалку. В последние годы своей активной работы она постоянно горела: ее никто не поджигал, это шли химические реакции в нижних слоях слежавшегося мусора, который складировался с нарушениями.

Мусорный хаос, отсутствие системы и экологичных подходов в сфере обращения с отходами после развала СССР породили огромную проблему. Вокруг «полигонов» и несанкционированных свалок, у которых появились арендаторы, начала разрастаться коррупция. Ковать «мусорные» рубли было легко и просто: устанавливая монополию на вывоз и складирование мусора, повышая тарифы, открывая нелегальные сортировочные, тайком складируя мусор из других регионов, тайком складируя за мзду всевозможную вредную «запрещенку». Так мусорная сфера превратилась в одну из самых золотоносных и коррумпированных сфер отечественной жизни, за которую шли бесконечные криминальные и местечковые чиновничьи баталии.

Список доходных мусорных статей мы, к слову, взяли не с потолка. Много лет назад нам довелось участвовать в большом расследовании, связанном с деятельностью свалки на Бежецком шоссе. Тогда мы увидели своими глазами весь мусорный ужас Твери: вагончики с таджиками-нелегалами, которые жили на свалке и там же сортировали бумагу, стекло и металл, увидели цветную пленку на воде в колодцах дачных кооперативов, расположенных в пяти километрах от свалки, а еще умершие деревья, «левые» неучтенные мусоровозы и многое другое…

Так вот: это происходило повсеместно, и никаких реальных механизмов борьбы с мусорной коррупции не существовало. Потому что в мусорной сфере на уровне государства десятилетиями не было главного – системы.

Разум и основной инстинкт

Так наша страна (Тверская область тут не исключение) поросла мусором. Мусорные монбланы красуются на въездах в наши города, кучи мусора тихо свалены в лесах, в местах отдыха на реках и озерах лежит мусор.

Вот цифра, в которую стоит вдуматься: каждый год по оценкам экспертов на территории Тверской области образуется больше 2 миллиардов килограммов мусора. Эти миллиарды не перерабатываются, не утилизируются (на всероссийском уровне, к сведению, утилизируется только 7 % мусора): они копятся рядом с нами, захламляя города, деревни, леса, поля и реки. Эти миллиарды горят, отравляют воздух и воду.

Ясно и другое: страна, которую захватывает мусор, не сможет навязать серьезную социально-экономическую конкуренцию. В Европе давным-давно везде созданы полигоны, мусороперерабатывающие предприятия, созданы логистические схемы, ведется экологическая пропаганда, население приучено сортировать мусор. И вот что удивительно: оказавшись за границей, как показывает практика, россияне без проблем адаптируются к этим правилам и сортируют мусор, как положено – а точечные эксперименты такого рода у нас частенько проваливались. Все дело в отсутствии системы?

Ни для кого не секрет: тема мусоропереработки в отечественном общественном поле – болезненная и даже протестная. Не раз обжегшись на липовых проектах и липовых инвесторах, россияне приобрели своего рода фобию: любой проект по мусоропереработке сходу воспринимается в штыки, ведь за ним мерещатся хитрые схемы, дымящие трубы, безжизненная пустыня… В итоге получаем парадокс: любой разумный человек понимает, что мусороперерабатывающие технологии нужны, и без них никак. Но никто не хочет, чтобы их применяли где-то рядом, даже в радиусе десятков километров.

Между тем, в Европе мусороперерабатывающие производства расположены порой непосредственно в городах. Можно годами жить рядом с таким объектом и даже не догадаться, что он существует и работает: технологии на месте не стоят.

Наверное, стоит просто построить несколько таких навороченных производств, чтобы россияне увидели: когда это реальный проект под государственным контролем, это не страшно и не вредно.

Впрочем, это в любом случае произойдет: потому что «мусорная реформа» уже на пороге.

Камень, ножницы, бумага

В Тверской области она будет идти следующим образом.

Во-первых, с нового года у нас появится региональный оператор, ООО «Тверьспецавтохозяйство», который будет нести полную ответственность за сбор и контролируемую утилизацию твердых коммунальных отходов в Тверской области. За оператором будет во все глаза следить государство, контролируя все его административные и финансовые шаги, а он, в свою очередь, будет контролировать происходящее на мусорных полигонах.

О полигонах стоит сказать особо. Сейчас полигоны, которые действительно соответствуют этому красивому слову и внесены в государственный реестр, можно посчитать по пальцам. Остальные только именуются полигонами, а в реальности являются банальными свалками – их в области официально 36, а есть еще 140 несанкционированных. Так вот: с 1 января остаться в работе должны только несколько полигонов, а свалки, не входящие в государственный реестр, должны закрыться и рекультивироваться.

Мусор же поедет на полигоны не сразу: сначала он будет отправляться по новым логистическим схемам на пункты сортировки – представители власти уверяют, что это будут высокотехнологичные, безопасные станции. Таджиков с вагончиками мы на них точно не увидим!

Проблему загруженности станций решат очень просто: будет создано 7 межмуниципальных кластеров, где и построят сортировочные станции. В них будут свозить мусор из ближайших районов. Точная география станций и их количество пока под вопросом: над картами ломают голову экологи и экономисты. Главное в этом вопросе – искусство компромисса: если построить станции на далеких глухих кордонах, это резко увеличит транспортные расходы на вывоз мусора, а значит, в итоге выльется в рост тарифа.

Поэтому во всем мире для удобства и экономии такие станции строят рядом с населенными пунктами: но в России этот вопрос давно перешел в плоскость политики. Напугать россиян мусором очень просто: и далеко не все понимают простую вещь – чем дальше сортировка с переработкой, тем больше придется платить по строке «вывоз и утилизация отходов ТБО». Вот на самом деле где кроется главная дилемма: а вовсе не в экологии, которой современные технологии мусоропереработки и сортировки давно не враги.

Что касается экологии, то тут гражданам придется поработать руками. Как в Европе, жители Тверской области будут сортировать стекло, бумагу, пластик и «влажные» отходы, а во дворах появятся специальные контейнеры. Кого-то данная информация, подозреваем, расстроит: есть миф, что научиться сортировке может только «упорядоченный» немец или швед, а русскому человеку с его широкой душой тесно в узких мусорных рамках. Но, как мы сказали выше, это полная ерунда: Европа привыкала к тому, что нельзя купить вечером алкоголь и курить на остановках, пару десятилетий, а мы – пару лет. Ну а сортировку уж точно освоим быстрее.

А теперь о главном, и эта новость безоговорочно хорошая. В Тверской области будет принят единый для всех тариф на вывоз мусора – его установит РЭК. Времена, когда владельцы мусорных полигонов лоббировали свои тарифные интересы в местных Думах и Собраниях депутатов, подкупая народных избранников, канут в лету.

Нетрудно увидеть за всеми звеньями новой мусорной цепи довольно четкую и продвинутую систему обращения с отходами, взятую не с потолка, а из опыта продвинутых в этом плане стран. Чиновники называют все происходящее скромным словом «схема», но это классическая реформа: государство пытается в одном большом прыжке догнать мусорное отставание от стран, с которыми нам предстоит конкурировать за геополитическое и экономическое лидерство.

Есть у происходящего и еще один серьезный аспект. Реформа наносит мощнейший удар по коррупции в мусорной сфере. Просто представьте, сколько «кормушек» перекроется с закрытием несанкционированных свалок, с принятием единого тарифа, с появлением регионального оператора, которого не обойдешь и не объедешь…

Не исключаем, что «мусорная мафия» готовит ответ. Не удивимся, если увидим неких заряженных деньгами «экологов», «возмущенных общественников», «обеспокоенных граждан», как это уже бывало с принятием других антикоррупционных реформ.

Будем надеяться, что наши читатели вникнут в суть дела и во всем разберутся сами, опираясь на информацию из первых уст, а не демотиваторы в социальных сетях. В конце концов, жить в грязи, судя по тому, что мы слышим и читаем, достало всех: в этом-то уж точно жители Тверской области солидарны.

Юлия ОВСЯННИКОВА

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 24 октября 2018

Заголовок в газете: "Мусорная реформа" на пороге

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру