16 декабря – День освобождения столицы Тверской области

16 декабря – День освобождения столицы Тверской области
фото: portal69tver.livejournal.com

В преддверии очередной годовщины освобождения Калинина в Твери на днях состоялась встреча с кандидатом исторических наук Максимом Фоменко, автором книги «Сражение за Калинин. Хроника нетипичной обороны». Книга вышла в прошлом году в знаменитой исторической серии «Война и мы». Народу на встречу собралось много – что вообще-то нехарактерно для подобных мероприятий. После встречи с читателями автор согласился ответить на вопросы нашего корреспондента.

- Максим Викторович, война закончилась почти три четверти века назад. И все равно ее изучают, выходит множество книг, посвященных самым малым эпизодам. Чем вы, как историк, объясняете такой интерес?

-Я могу это объяснить. Война была слишком значимым событием, более того – событием системообразующим. Действительно, очень высок соблазн на основе такого глобального события выстраивать свою идентичность. Именно в силу того, что изменения в политической, экономической жизни, которые мы пережили после распада Советского Союза, сильно разрушили самоощущение жителя России. И нужны какие-то бесспорные истины, которые помогают подтвердить или опровергнуть его отношение к прошлому своей страны. А самое значимое событие – это Великая Отечественная.

-Почему вы выбрали темой книги именно сражение за Калинин?

-Я сам родился и вырос в Калинине, окончил ТвГУ, последние 10 лет работаю в Москве. С детства слышал какие-то разрозненные сведения о том, что происходило в октябре 41-го в Калинине, затем прочитал известную книгу «На правом фланге Московской битвы», писал статьи, и потом издательство предложило написать книгу. Отличие ее в том, что я впервые изучал тему, привлекая источники немецкой стороны. Проблема всех исследований, посвященных сражению за Калинин, заключалась в том, что они не видели противника, противник был серой массой. Я ввел в оборот несколько десятков документов немецкой стороны – журналы боевых действий, донесения, рапорты, которые писались «по горячим следам». Благодаря этому история сражения за Калинин стала более объемной, и это я считаю несомненной удачей для себя как историка.

-Почему у книги такой необычный подзаголовок – «хроника нетипичной обороны»? Что было нетипичного для боев за Калинин?

-Очень многое. Калинин далеко не сразу стал рассматриваться немецким командованием как одна из целей операции «Тайфун», операции по взятию Москвы. И сам город не был готов к обороне. Оборонительных укреплений выстроить не успели, город защищали батальоны ополченцев, отряды сотрудников НКВД, наспех сформированные. Когда стало понятно, что немецкая группировка повернула на Калинин, буквально за несколько часов стали пытаться что-то предпринять. Например, сняли два полка 5-й стрелковой дивизии, которая следовала на Можайскую линию обороны. Эта дивизия воевала с 22 июня, она была изрядно потрепанной, из 12 тысяч человек (по штату) в ней в строю оставались 1964 красноармейца – им предстояло дать первый бой немецкой группировке, насчитывавшей около 20 тысяч человек. И этим собранным буквально с миру по нитке частям, а также постепенно прибывавшим соединениям, направленным Ставкой на калининское направление, удавалось не только четыре дня вести активные бои, но даже контратаковать. Первые бои за Калинин начались 13 октября, 17 октября советские части фактически были вытеснены на восточные окраины, удерживали не более 15% территории города. Но это была активная, можно даже сказать, «атакующая» оборона – и весьма нетипичная для того времени.

фото: из личного архива

-Зачем немцам потребовалось брать Калинин? Ведь перед ними фактически была открыта дорога на Москву…

-Вы знаете, об этом спорят до сих пор и наши историки, и немецкие. Бывший начальник штаба 4-й танковой группы Шарль де Боло, в своих мемуарах прямо написал – «Московская битва была проиграна 7 октября» из-за того, что 3-я танковая группа не была брошена в наступление непосредственно на Москву, а направлена на Калинин. Думаю, с немецким командованием дурную шутку сыграло самодовольство, головокружение от побед. Совсем незадолго до этого тяжелейшие потери понесли наши Западный, Брянский и Резервный фронты, и немцы хотели достичь сразу всех целей – и Ленинград взять, и Москву, и Калинин.

Калинин прежде всего был важным транспортным узлом: Октябрьская железная дорога, проходящая через город, шоссейная дорога и мосты через Волгу делали город транспортным узлом, потеря которого была чревата усилением блокады Ленинграда и облегчением снабжения противником своих соединений на фланге атаки на Москву. Во-вторых, нацисты планировали окружить и уничтожить части Северо-Западного и Западного фронтов. В-третьих, они выполняли задачу обеспечения северного фланга наступления на Москву, закрыв для советских войск возможность бить во фланг. Следовательно, эта операция была важна для немцев. Но, выполняя задачи, немцы удалялись от Москвы, а не приближались к ней, это можно увидеть, если взглянуть на карту.

-Получается, что Калинин оттянул на себя войска, которые должны были идти на Москву?

-Именно так. Причем на Калинин вышли самые элитные части вермахта. Немцы располагали большим количеством пехоты на бронетранспортерах, самоходными орудиями, артиллерией на механической тяге и даже огнеметными танками. Вдобавок постоянно вводились в дело новые пехотные части, что позволяло не ослаблять натиск. И даже несмотря на это, защитники города смогли в течение четырех-пяти дней активно сражаться. В моей книге приводится множество поистине героических эпизодов. Например, путепровод у Комсомольской площади защищали несколько старых трехдюймовых пушек, еще, наверное, времен Первой мировой. Им пришлось открывать огонь прямой наводкой по немецким танкам. Что такое дожидаться, когда танки выйдут на дистанцию прямого выстрела – сложно представить, это какие-то люди с железными нервами стояли за этими пушками.

-Как сами немцы оценивали ход боев за Калинин?

-Это очень интересный вопрос! Потому что немцы в своих донесениях постоянно сообщали о чрезвычайно упорном сопротивлении защитников города. При этом они отмечали, что, например, в районе Пролетарки по ним вели огонь женщины в гражданской одежде – скорее всего, девушки из рабочего батальона фабрики «Пролетарка». И знаменитый рейд 21-й танковой бригады, которую бросили на выручку, тоже не остался незамеченным. И тот факт, что немцы захватили аэродромы в черте города – в Мигалово и поселке Южном – но их самолеты постоянно обстреливали. Для немцев бои за Калинин уж точно не были легкой прогулкой. 17 октября уже под Калинином, на дороге в Торжок погиб один из самых прославленных командиров-тактиков вермахта, майор Экингер – и это произвело настоящий шок на немецкие части.

Но главное – немцы вынуждены были тратить ценные силы своих подвижных соединений, солдат и технику на отражение ударов Красной армии, несли серьезные потери.

-Сколько немцы потеряли в сражении за Калинин?

-Мне постоянно задают этот вопрос, и я понимаю, что это вопрос важный. Немецкие потери считать очень сложно, у них была довольно сложная система учета потерь, считали по десятидневкам. Я не могу назвать точной цифры, потому что до сих пор веду подсчеты по донесениям, по штабным сводкам, к которым есть доступ. Совершенно точно, что речь может идти о нескольких тысячах солдат и офицеров. Безвозвратные потери (то есть убитые и пропавшие без вести) в 150-200 человек в сутки во время боев за Калинин не были чем-то необычным. Но окончательную численность потерь вермахта пока не готов назвать.

-Интересно, что почти одновременно с вашей книгой вышел фильм «Прощаться не будем», также посвященный боям за Калинин. Что можете о нем сказать?

-У меня сложное отношение к этой картине. С одной стороны, спасибо кинематографистам, что они заинтересовались этим важным, хоть и малоизвестным эпизодом военной кампании 1941 года. С другой – какие-то сцены я просто не мог смотреть спокойно. Зачем немцы засылают агентов абвера с целью взорвать мосты, если именно мосты им было необходимо захватить целыми? Куда бегут люди в финальной атаке? Впечатление такое, что авторы фильма имели самое приблизительное представление о ходе сражения за Калинин. А ведь за эти четыре дня происходило немало героических эпизодов, каждый из которых мог бы стать основой для отличного фильма.

-Вы продолжите исследовать тему боев за Калинин?

-Да, я уже заключил контракт с издательством на книгу об освобождении Калинина в декабре 1941 года. Она должна выйти в 2019 году.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 12 декабря 2018

Заголовок в газете: Максим Фоменко: Повернув на Калинин, немцы проиграли Москву

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру