В правительстве Тверской области рассказали о деталях мусорной реформы

В правительстве Тверской области рассказали о деталях мусорной реформы
фото: i.ucrazy.ru

Новая региональная программа обращения с твердыми коммунальными отходами не предполагает строительства на территории Верхневолжья мусоросжигательных заводов. Об этом журналистам рассказали заместитель председателя Правительства Тверской области Татьяна Жарлицына и ее коллега, министр природных ресурсов и экологии Тверской области Андрей Наумов.

Наследие прошлого

Проблема утилизации мусора уходит корнями в далекое советское прошлое, поведал министр природы, а привычка складывать его на старых свалках – это удар по экологии и по нашим детям. И вообще, пора менять свое отношение к утилизации мусора. Вот почему Тверская область своевременно приняла необходимые нормативно-правовые акты и с 1 января юридически перешла не только к утилизации, но и к вторичной переработке, обезвреживанию отходов и т.д.

Какой же эффект хочет получить правительство региона от новой схемы обращения с ТКО?

- Мировой опыт показывает, что внедрение таких новшеств происходит непросто и может длиться десятилетия, - предупредил Андрей Наумов. – Но на федеральном уровне заложены большие средства, созданы программы по строительству объектов обращения с ТКО и рекультивации старых свалок – в первую очередь расположенных в границах населенных пунктов.

Глава ведомства добавил, что областное правительство принимает участие в этих проектах, в бюджете предусмотрены средства. В этом году проводятся проектно-сметные работы по рекультивации свалок, на 2020 год заложено 162 млн рублей. Выделены средства на строительство объектов переработки и сортировки. Напомним, в Верхневолжье существует территориальная схема, в которой предусмотрено 7 кластеров.

Сжигать нельзя закапывать

- Первый год работы нашего регионального оператора даст нам опыт, которого сейчас нет. С учетом этой информации территориальная схема будет в течение года доработана, окончательно определятся и будущие места расположения мощностей по переработке и сортировке. Соответственно мы уходим от захоронения мусора к его вторичной переработке и обезвреживанию.

Андрей Наумов пояснил, что такое кластер. Это несколько соседних районов. Принцип территориальной схемы переработки мусора подразумевает логистику сбора и транспортировки ТКО – чтобы исключить длинные маршруты вывоза типа «Весьегонск – Тверь». Предполагается, что в кластере будут иметься две перегрузочные станции либо объекты сортировки плюс возможность строительства полигона, исходя из объема местных отходов.

При этом министр согласился, что полигоны – вчерашний день и что, если постоянно закапывать мусор в землю, однажды мы получим «обратку». И пускай мусороперерабатывающий завод дороже полигона и тяжелее для текущего бюджета – спасибо за него прозвучит через одно-два поколения. От внуков, для которых мы сохранили живую землю. Вот по-настоящему государственное мышление.

А еще есть заводы мусоросжигательные. Но это страшное слово, запретное, потому что сразу тянет поставить знак равенства между ним и запахом горящих покрышек. Однако горение – не всегда печь с высокой температурой. Наверное, когда мы научимся строить такие предприятия, как в Австрии, похожие на музей с белым дымком из трубы, или как в Норвегии, где с заводской крыши катаются лыжники, и общественное мнение переменится.

Подушная подать

Пока же мусорная реформа держит курс на полигон. По словам Андрея Наумова, график вывоза мусора в населенных пунктах остался прежним. Локальные перебои в новогодние дни связаны с тем, что часть организаций ушла с рынка. Сегодня минприроды следит за соблюдением графика вывоза отходов, сбоев не наблюдается. Возникший было дефицит контейнеров на 90% восполнен. Планируется закупка в лизинг партии современных мусоровозов марки КАМАЗ.

Да и полигон у деревни Славное, вопреки слухам, не исчерпал своих возможностей – закончился лишь ресурс действующей карты (площадки). Уже идет юридическое оформление следующей карты.

- Сейчас будет сформирован перечень объектов, которые регион предложит по согласованию с министерством природных ресурсов РФ для использования в переходный период до 2023 года, - подытожил Андрей Наумов.

Татьяна Жарлицына рассказала, чем вызвано решение о едином тарифе на вывоз отходов для населения.

- Установленный тариф обеспечивает все расходы регионального оператора на сбор, утилизацию и захоронение твердых коммунальных отходов. До 1 января услуга по вывозу ТКО не подлежала госрегулированию и входила в состав платы за содержание жилого дома. Правительство области установило с этой даты единую норму накопления бытовых отходов для всех жителей области, независимо от того, живут они в многоквартирном доме или в частном секторе, в городе или в деревне. Соответственно единой становится и плата за вывоз мусора – 96 рублей 50 копеек с человека в месяц. При этом продолжают действовать региональные меры соцподдержки для отдельных категорий граждан, в число которых попадают и многодетные семьи.

фото: zab.ru

Татьяна Жарлицына добавила, что переход с оплаты по метражу жилья на подушную оплату был вызван множеством жалоб о том, что мусор все-таки накапливает человек, а не квартира. Новшество, поддержанное всеми регионами, конечно, скажется на увеличении расходов больших семей, однако, по словам зампреда правительства, в регионе много одиноких людей, живущих в двухкомнатных квартирах, и для них расходы на мусор снизятся почти вдвое. Таким образом, по мнению чиновницы, плюсов у новации больше, чем минусов.

Напомним, ранее губернатор региона Игорь Руденя предупредил ответственных коммунальных руководителей о недопущении случаев двойного выставления счетов за вывоз мусора – и от имени регионального оператора, и в привычной графе за содержание дома.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 23 января 2019

Заголовок в газете: Курс – на полигон

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру