Станет ли Тверь показательным европейским городом

Станет ли Тверь показательным европейским городом
фото: Юрий Сурин

Еще не так давно фразу, вынесенную в заголовок, как минимум не восприняли бы всерьез. А то бы еще и высмеяли. Во-первых, такова уж человеческая натура – негатив мы воспринимаем куда охотнее, чем что-либо положительное. Во-вторых, за последние несколько десятилетий вокруг столицы Верхневолжья сложился некий ореол депрессивного города, в котором априори не может быть ничего хорошего. Чего стоит один лишь интернет-мем: «Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на Тверь».

На таком фоне любые разговоры об улучшении городской среды изначально обречены на конфронтацию. Другой вопрос, используется ли в споре классический способ познания истины через сравнение. А ведь соотнести нынешние тверские реалии с недавним прошлым не так уж и сложно.

«Семь загибов на версту»

Идеальной лакмусовой бумажкой, позволяющей быстро оценить состояние любого города, являются дороги. О них-то мы и поговорим подробно. Менее двух лет назад в областной столице прошел масштабный ремонт магистральных улиц, затронувший огромный участок от площади Гагарина до поселка Мигалово. На проспектах Ленина и Калинина, на Вагжанова и большом участке Советской были наконец-то демонтированы трамвайные рельсы, после чего дорожники уложили новое покрытие, без преувеличения поразившее своим качеством тверских водителей. Начнем с того, что впервые в новейшей истории нашего города асфальт на большом протяжении был укатан так ровно, что соединительные швы было невозможно обнаружить даже при большом желании. Более того, с отремонтированных улиц исчезла извечная тверская проблема – возвышающиеся над поверхностью канализационные люки, источник головной боли автовладельцев.

Это был своего рода мастер-класс, продемонстрированный столичным подрядчиком – работы, напомним, выполнялись московским ГБУ «Автомобильные дороги». Тверитянам наглядно показали, как бывает, если ремонтом занимаются профессионалы, а не фирмы-однодневки с арендованным офисом и дышащей на ладан техникой. Дорогам, тем не менее, предрекали скорое разрушение – никто не верил, что уложенный москвичами асфальт «доживет» хотя бы до весны. Вот только наступил уже 2019 год, а весь огромный отремонтированный участок по-прежнему остается одним из лучших в областном центре. Шутка про сходящий вместе со снегом асфальт в данном случае впервые оказалась неактуальной.

А теперь давайте перенесемся в 2012 год, не столь пока от нас отдаленный. Оказывается, многие из нас уже забыли, что дороги в Твери напоминали лунный пейзаж, и потерять колесо в самом центре города не составляло труда даже опытным водителям. Региональная столица, город с почти полумиллионным населением превратился в Богом забытую глубинку – и саму Тверь, и область проклинали все заезжие автомобилисты. Дело дошло до того, что жители обводили особо крупные ямы краской, чтобы привлечь внимание ответственных чиновников, а заодно обезопасить участников дорожного движения. Регион гремел на всю страну, причем по довольно позорному поводу…

Дороги в итоге все же кое-как залатали, но ни о каком качестве всерьез говорить не приходилось. Мы уже молчим про то, что трамваи по Советской улице перестали ходить еще в конце девяностых, а рельсы с брусчаткой убрали те же москвичи в 2017-м. Еще и двух лет с того времени не прошло, а мы уже воспринимаем широкие и ровные магистрали как должное – к хорошему быстро привыкаешь.

Стратегия против хаоса

Недавно стало известно, что областной центр ждет очередной масштабный ремонт, причем уже в этом году. На реконструкцию дорожной сети по всему региону в 2019-м будет выделена поражающая воображение сумма – 10 миллиардов рублей, и немалая ее часть будет потрачена на тверские дороги.

Как сообщили в правительстве региона, работы пройдут во всех четырех районах Твери, в том числе будет уделено внимание грунтовым дорогам и дворовым территориям. И, самое главное, реконструкция коснется таких проблемных участков, как Крупский мост (официально – путепровод через Октябрьскую железную дорогу в створе Бурашевского шоссе), а также многострадальный проезд от Краснофлотской набережной к гребной базе на Волге. К слову, раньше до него никому не было дела десятилетиями. Также нас ждет расширение проезжей части Московского, Бежецкого и Бурашевского шоссе – в своем нынешнем виде эти дороги давно не справляются с потоком машин.

фото: администрация Твери

Но главное – это то, что ремонтные работы в областном центре не ограничились реконструкцией магистральных улиц. Сейчас речь идет о приведении в порядок всей улично-дорожной сети города. В кои-то веки мы говорим не о хаотичных метаниях, а о четкой продуманной стратегии. Начали с центра, продолжили второстепенными улицами, а в перспективе, как уже было сказано, запланированы давно не знавшие ремонта тверские дворы.

И вот здесь мы подходим к неожиданной мысли – столица Верхневолжья начинает повторять московскую модель развития.

Равнение на Белокаменную?

О том, что у тверского губернатора хорошие связи в столице, известно давно. Более того, они, эти связи, активно используются – и пример с московскими дорожниками тому доказательство. Удивительно, но близость Твери к Москве, извечно считавшаяся проклятием нашего города, похоже, начинает приносить определенные дивиденды. По факту, у нас под боком – пример для подражания, только с поправкой на масштабы. И тенденция налицо: для Твери выбрали столичную модель развития.

Естественно, никто не собирается превращать областной центр в крупный мегаполис. Это не только невозможно, но и не нужно. Говоря о столичной модели, мы подразумеваем другое: прежде всего комфортное проживание, удобство города для его жителей. Так, всего несколько лет назад в Твери появились велодорожки, сеть которых планируется расширять, все чаще ведутся разговоры об общественных пространствах – и это, как показала практика, отнюдь не мелочь. То, что является нормой в Европе и в российской столице, с недавнего времени активно прививается в нашем городе. К примеру, в тверском интернет-сегменте одним из самых ярких проектов минувшего года стал ландшафтный парк в пойме Тьмаки. Еще недавно казалось, будто на нем поставили крест, однако в ближайшем будущем он вполне может стать серьезной альтернативой горсада. Уже сейчас там есть не только лавочки с названиями рек Тверской области (кстати, все обратили на это внимание?), но и веревочный парк, который начнет работу в новом летнем сезоне. А в ближайших планах – установка освещения, после чего завоевывающее популярность среди горожан место отдыха заработает в полноценном режиме. Да и сам старый горсад, полагаем, вряд ли уже у кого-то ассоциируется с прибежищем любителей пропустить пару банок пива или чего покрепче – теперь это место семейного отдыха и проведения общегородских мероприятий. А рядом – отреставрированный Путевой дворец, который из вызывающего чувство стыда заброшенного комплекса по праву стал культурной доминантой Твери.

А помните, сколько копий было сломано еще в самом начале реконструкции бульвара Радищева? Городское сообщество раскололось на два лагеря – тех, кто ратовал за обновление, и тех, кому больше по сердцу пришлись кривые тропинки между деревьями вкупе со спорными гранитными скульптурами. В итоге и сам обновленный бульвар, и уличные часы на пересечении Трехсвятской внезапно стали целым культурным явлением в соцсетях. Не верите – полистайте ленты тверских сообществ во ВКонтакте, счет потеряете ночным фотографиям бульвара Радищева и стильного циферблата с разных ракурсов. Невероятно, но факт: у Твери постепенно начало вырисовываться собственное уникальное лицо, узнаваемое и, более того, европейское.

фото: commons.wikimedia.org

Такое на первый взгляд странное впечатление складывается у многих, кто недавно вернулся из туристической загранпоездки – вечерний пешеходный центр Твери почти ничем не отличается от улиц немецких, итальянских и польских городов. Более того, это подтверждают и наши гости из старушки Европы, которых в столице Верхневолжья немало – это и студенты, и взрослые люди, прибывающие сюда по делам либо же по приглашению российских друзей. Хватает, кстати, и тех иностранцев, что заезжают в Тверь по пути из Петербурга в Москву и обратно. Нам же самим, тверитянам, порой полезно взглянуть на родной город глазами приезжего. И одним из плюсов областного центра, кстати, уже несколько лет называют чистые улицы – а точнее, оперативность в их уборке.

Еще одним последним трендом, как уже неоднократно писал «МК в Твери», стала консолидация активов ЖКХ. Теплоснабжение, водоканал, а теперь еще и вывоз бытовых отходов – все это контролируется государством, вторя федеральной повестке.

Особо примечательным во всей этой истории является то, что чуть ли не впервые за долгие годы региональная власть действительно интересуется Тверью, вникает в городскую проблематику и активно участвует в решении насущных тверских вопросов. А как иначе? Есть проблемы, которые можно решить только с федеральными деньгами: и тут нужны лоббистские возможности регионального руководства.

В то же самое время, помимо равнения Твери на столичный уровень постепенно вырисовывается и иная тенденция – подтягивание районов к уровню областного центра. Боимся сглазить, но, если эта стратегия будет четко работать, Тверь действительно станет примером для муниципалитетов, этакой моделью для сборки с поправкой на масштабы и местные особенности.

Не будем забывать: недавно пятидесятитысячный Торжок попал в список глобальных трендов этого года по версии международных СМИ, а регион в целом вошел в десятку субъектов федерации, получающих доход от туризма. На таком фоне сделать из Твери образцовый европейский город кажется уже не столь сложной задачей, и спорный подзаголовок данной статьи вполне может стать реальностью.

Другой вопрос, что участвовать в этом процессе должны все сообща – не только власть, но и бизнес с общественностью. Ведь, как известно, мусорят в подъездах не Путин с Трампом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 23 января 2019

Заголовок в газете: Тверь: модель для сборки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру