Почему в Твери рвутся трубы

Тверь продолжает лихорадить от старых проблем

Тверь продолжает лихорадить от старых проблем
Фото: архив редакции

Пришли морозы, а вместе с ними начали рваться трубы отопления. Не сказать, что это кого-либо удивило, ведь происходит подобное из года в год, но приятного-то в этом все же мало. Из недавнего навскидку можно назвать аварию в «Южном», а до этого – двойной прорыв на улице Докучаева в Заволжье. Нетрудно представить реакцию людей, когда не успели коммунальщики залатать один прорыв, как буквально через несколько суток целый ряд многоэтажек опять остался без тепла.

А ведь зима еще не закончилась. И морозы, как грозят синоптики, еще вернутся. Так что новых прорывов, скорее всего, не избежать. И это, повторимся, неудивительно – тепловые сети областной столицы дышат на ладан уже несколько десятилетий. Удивляет другое: волна невероятного возбуждения, поднявшаяся на некоторых тверских информационных площадках. Обычных граждан легко понять – все мы в одной лодке, и аварийные отключения тепла в самый разгар морозов не радуют никого. А вот попытка отдельных ресурсов и блогеров, как сейчас говорят, «словить хайп», выглядит, мягко говоря, странно.

Тем более что ведь никто не скрывал ни сами прорывы, ни высокую вероятность зимних аварий. А трубы рвались и прошлой зимой, и позапрошлой, и далее, как говорится, по списку. К сожалению, это стало тверской реалией, но любой человек, живущий в областном центре, прекрасно помнит, откуда растут ноги у проблемы.

Привет из прошлого

В советское время государство контролировало все сферы и стороны жизни, в том числе коммунальное хозяйство. Водоканалы, теплосети – все это находилось на государственном или ведомственном балансе и работало по единым правилам и стандартам. За «коммуналкой» следили, трубы ремонтировались, и никто не мог даже представить, что бывает иначе.

Однако в конце восьмидесятых начался процесс распада страны, который затронул и сферу ЖКХ. Скажем просто: она рухнула вместе с Советским Союзом, и много лет, начиная с девяностых, до нее никому не было дела и не было денег. Бюджеты пустовали, ремонты не велись, слово «модернизация» было забыто. Страна «ехала» на советском наследии, не особо задумываясь, что будет дальше.

А потом пришли нулевые, которые в противовес «лихим» девяностым принято называть «сытыми», или «тучными». Вот только «сытость» эта никак не сказалась на состоянии труб.

Уже тогда, спустя десять лет после развала СССР, начались первые серьезные прорывы коммуникаций. Советское наследие с честью выдержало девяностые, но бесконечным ресурсом, увы, не обладало. Именно тогда, кстати, прочно вошла в обиход горькая поговорка про микрорайон Южный, который «никому не нужный» - а проблемы с теплосетями стали обыденностью. Впрочем, похожая ситуация складывалась и в других районах Твери. Даже слепому было ясно: необходима модернизация коммунального хозяйства.

Фото: Светлана Рудакова

Но вместо модернизации случилась афера: тверские теплосети были переданы монополии под названием ТКС.

Коммунальный спрут

Как это все происходило – отдельная история, причем весьма темная. Напомним, в конце нулевых на скамье подсудимых оказалась чуть ли не вся Тверская городская Дума, и пресловутая ТКС поначалу тоже фигурировала в уголовном деле. Случай, напомним, прогремел на всю страну, часть народных избранников отправились в места не столь отдаленные, но история тверского ЖКХ уже повернула не туда.

Начиналось все вполне себе оптимистично: новые собственники городских труб обещали сотни миллионов инвестиций. Однако уже в первый отопительный сезон ТКС обвинила жителей Твери в низкой платежной дисциплине, выкатила городу долг и отключила горячую воду.

Долг в итоге пришлось гасить из бюджетных денег, но через год история повторилась, а потом снова, и снова… Тверь и тверитян откровенно шантажировали, но с этим было ничего не поделать. Между тем, аппетиты «арендаторов» росли, росли и тарифы. Квитанции за отопление и горячую воду вызывали много вопросов: жители не понимали, за что и по какому принципу они платят: мало того – каждое лето, повторимся, «отгружать» деньги ТКС приходилось еще и по невесть откуда взявшимся долгам.

Так коммерческая структура работала как финансовый пылесос, а выполнять обещанное, то есть модернизировать сети, и не собиралась! Город оказался в заложниках у коммунальщиков.

А затем на сцене объявилась новая монополия, которая была не прочь прильнуть к тверским трубам и коммунальным финансовым потокам – «ТГК-2». Примечательно, что головной офис ее располагался в Ярославле, то есть в соседнем регионе, и с самого начала было нетрудно догадаться: залетной конторе нет никакого дела до Твери и тверитян. Только деньги, только бизнес, ничего личного!

Именно «ТГК-2» познакомила тверитян с таким «ноу-хау» как сужающие устройства. За счет них параметры отопления заметно снижались, цимес заключался в том, что об этом никто не знал. Устройства устанавливались тайком, никаких поправок в квитанции при этом не вносилось – жители оплачивали услугу, якобы предоставленную в полном объеме. В итоге в Твери сложилась парадоксальная ситуация: ни чиновники, ни надзорные органы были не в силах на что-либо повлиять, а коммерческая структура, контролирующая теплосети, открыто посылала горожан и представителей власти по всем направлениям розы ветров. Методики расчетов при этом по-прежнему оставались тайной, покрытой мраком, и раскрывать ее бизнесмены не собирались.

Более того, «ТГК-2» искусственно продлевала отопительный сезон, и в Твери появилось новое понятие – «отапливать улицу». Помните, как жаркими весенними деньками мы открывали форточки, а то и целые окна, потому что духота была невыносимой? Квитанции же при этом приходили с завидной регулярностью, и нам приходилось их оплачивать: хотя в отоплении уже не нуждались. По факту, весь город попросту внаглую обирали, и никто не мог ничего с этим поделать.

Те же Фаберже

Коммунальные сети областной столицы продолжали переходить из рук в руки – вслед за «ТГК-2» ими взялась управлять «Тверская генерация». Примечательно, что на тот момент это было дочернее предприятие ярославской конторы, и для тверитян по факту ничего не изменилось.

Все те же растущие не по дням, а по часам, тарифы, те же непонятные методики расчетов – «дочка» недалеко ушла от родителя, пользуясь его наработками и продолжая тянуть деньги из горожан. Прорывы стали происходить с устрашающей регулярностью, город был изрыт вдоль и поперек, а в соцсетях все шутили, что «Тверская генерация» ищет клад. Вот только сама ситуация оставалась достаточно грустной – в отдельных местах траншеи стояли разрытые, как бельмо на глазу, на протяжении нескольких месяцев. А когда осенью 2016 года в разрытую теплотрассу упала восьмилетняя девочка, получив пятидесятипроцентные ожоги тела, дело приняло новый оборот. История теплосетей подошла к точке невозврата.

Именно тогда изрытая траншеями Тверь, а вместе с ней и вся страна, узнали, куда на протяжении многих лет уходили наши коммунальные деньги. На Леонида Лебедева, владельца «ТГК-2», было заведено уголовное дело. Сам он успел сбежать из страны, и его объявили в федеральный розыск. Выяснилось, что Лебедев - счастливый обладатель десятков элитных домов, машин, яхт и сотен миллионов долларов на счетах. Только из «ТГК-2» этот человек вывел в офшоры около 220 миллионов долларов. Нетрудно догадаться, что источниками сверхприбылей были в том числе кошельки тверитян и городской бюджет.

Итог многолетней эпопеи с теплосетями был печален: «арендатор» за границей, город перерыт вдоль и поперек, а на носу отопительный сезон. Запускать его в ручном режиме пришлось уже новой региональной власти – а точнее, лично губернатору, который осенью-2016 каждый день проводил совещания по вхождению в отопительный сезон и выезжал на инспекции ремонтов.

Посчитали – прослезились

Ветхие, изношенные сети, которые не ремонтировались десятилетиями – вот, что мы получили в наследство от эпохи коммерческого владения объектами теплоэнергетики: забитые, засоренные и насквозь проржавевшие трубы, на реконструкцию которых уже десять лет назад требовалось пять бюджетов Твери.

Достаточно поговорить со слесарями и сантехниками, чтобы понять реальное положение дел: местами коммуникации просто рассыпаются в пыль. Что, повторимся, неудивительно в ситуации, когда из них десятилетиями лишь тянули деньги, не вкладывая в модернизацию ни копейки. Не считать же, ей-богу, модернизацией заплатки на месте прорывов! Только наивный или лукавый человек может всерьез утверждать, что эту труху реально за пару лет привести в порядок. Ах, если бы трубы чинились по щелчку пальцев!

Не можем не отметить еще вот такую интересную вещь: в эпоху поборов и мутных схем на тверском информационном поле царило гробовое молчание. Откровенные финансовые пылесосы почему-то предпочитали не замечать. Зато сейчас каждая авария сопровождается всплеском негодования и потоками комментариев. С чего бы это? Ведь все прекрасно понимают, что проблеме не один десяток лет, и по сути это настоящая бомба замедленного действия. Не вчера, не полгода назад начали рваться трубы: о проблеме стоило начинать кричать во весь голос уже в нулевых. Что же мешало?

Но недаром шутят: олигархи уехали, а те, кто осваивал их пиар-бюджеты, остались. Не они ли сейчас внимательно и изучают каждый случай прорыва, каждую аварию и каждую дырявую трубу? И ведь не стыдно! Порой складывается впечатление, что иные все не могут смириться с потерей дойной коровы и до сих пор не прочь пособирать деньги с жителей Твери. Например, представители «ТГК-2» и акционеры, не поверите, до сих пор бродят по судам, то требуя какие-то деньги, то призывая признать передачу компании городу недействительной. И ведь суд многократно дал понять, что назад дороги нет, и компания теперь находится под контролем государства, а людям все неймется. Не оттуда ли несется поток злобных комментариев на тему рвущихся тверских труб?

Аварии, повторимся, не удивляют. Более того, будучи реалистами, мы уверены, что этой зимой они еще будут. Нас удивляют не прорывы, а другое - как теплосети, местами напоминающие решето, еще держатся и даже умудряются работать. И их ведь еще пытаются как-то чинить! Вот только для того, чтобы полностью привести трубы в порядок, нужны огромные деньги.

Сама ситуация не уникальна. Подобное наблюдалось по всей стране до тех пор, пока президент четко не дал понять: объекты ЖКХ являются стратегически важными, и сетевым монополиям стоит умерить аппетиты.

Будем надеяться, что государство рано или поздно предложит какое-то решение проблемы, как предложило в случае с «мусорной» отраслью при всей спорности соответствующей реформы.

Первый шаг в тверском ЖКХ уже сделан – консолидация активов проведена. Дальше нужен крупный проект с федеральным участием.

А нам, рядовым гражданам, пока что не остается ничего, кроме как смириться и ждать. То, что уничтожалось годами, не может быть восстановлено словно по волшебству. Осознавать это неприятно, но еще неприятнее и опаснее пребывать в плену иллюзий.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру