"Первые": Как тверские русскую артиллерию создавали

"Первые": Как тверские русскую артиллерию создавали
фото: тверские пушкари с сайта rufor.org

Поскольку совсем скоро мы отметим День защитника Отечества, вспомним о наших земляках, оставивших свой след в истории самого грозного рода войск.

Пушкарь Микула

В 1938 году в запасниках Калининского областного музея нашли старинную мортиру. Когда ее выволокли на свет, выяснилось, что это ржавое, грязное, грубое изделие было изготовлено, скорее всего, в XV веке. Изначально, как потом стало известно, мортиру нашли в усадьбе ржевских помещиков Лавыревых, они подарили ее музею, а там засунули мортиру в дальний угол и забыли на полвека. А между тем спросите сегодня любого историка оружия, что такое «тверская мортира», и он ответит: один из древнейших образцов русского артиллерийского оружия!

Благодаря историкам (кстати, одну из популярных работ по истории артиллерийского дела в Европе написал, в это трудно поверить, классик научного коммунизма Фридрих Энгельс) мы знаем, как делали пушки 500 лет назад. Собирали их по принципу бочек: ковали железные полосы и стягивали их коваными обручами. Казенную часть (куда засыпали порох) и дульную (куда закладывали ядра) в горячем состоянии соединяли друг с другом. По тем временам это были самые что ни на есть высокие технологии, хай-тек. И тверская мортира сделана точно так же. Хотя внешне она достаточно грубая и необработанная, швы пригнаны настолько плотно, что их не различить невооруженным глазом. Да что там говорить – согласно классификации, разработанной немецкими историками оружия Якобсом и Келлером, тверская мортира входит в пятерку наиболее качественно изготовленных средневековых «стволов».

фото: артиллерист 1812 года с сайта liveinternet.ru

Вопросы, впрочем, остаются: кто ее сделал? Кто из нее стрелял? Почему мортиру нашли в поле близ Ржева? По поводу города удалось выяснить: в середине XV веке тверской князь Борис Александрович ходил с войском на осаду Ржева, который в то время представлял собой неприступную крепость. Поэтому в летописи особенно отмечалось, что при осаде тверичи применяли артиллерию: «биаху овии пушками, а инии пращами, а друзии камение метаху, а овии стрелами, яко ж дождем пущаху». Именно артиллерия и сказала последнее слово в осаде: «…толь бо грозно, но яко ж от великого того грому многым человеком падати». Весной 1447 г. Ржев сдался на милость победителя.

После Ржева тверской князь отправился приводить к покорности другой удельный город - Углич. И там главную роль сыграла артиллерия. Как только грянули мортиры, поставленные под стены города, защитники Углича поняли, что осаду им не выдержать. В замечательном романе Валерия Язвицкого «Княжич» эффект от применения тверских мортир описывается так: «Стены крепости в нескольких местах окутались дымом, на стенах в дыму падали люди… вдруг заскрипели ворота, лязгая железными засовами и цепями, и одни за другими отворились во всех башнях. Вышли из главных ворот попы с крестами и с хоругвями, а с ними почетные горожане». Углич сдался тверскому князю.

Слава о тверских пушках, способных взламывать самые неприступные крепости, разнеслась в самые дальние края. Татарский хан Едигей повелел отправить ему лучших пушкарей и мастеров-оружейников, чтобы они наладили производство «громов пушечных» на месте. Тверской князь Борис от выполнения этого поручения уклонялся и в итоге мастеров в Орду не отправил. Зато своему дальнему родственнику – московскому князю Василию – отказывать не стал: «Князь великий Борис послал к нему своего сына боярского и с ним пушечника с пушками именем Микулу Кречетникова. Таков беяше той мастер, яко и среди немец не обрести такова». В этом фрагменте впервые (и единственный раз) упоминается имя реального тверского мастера-пушкаря Микулы Кречетникова. А слова «бяше той мастер» означают, что даже среди немцев (немцы и итальянцы были главными оружейниками в Европе) такого мастера нет. Такое признание дорогого стоит.

Почему именно Тверское княжество стало центром пушечного ремесла на Руси? На эту тему есть разные версии. Скорее всего, в Тверь, которая меньше всех пострадала от татарского нашествия, стали съезжаться ремесленники, которые со временем и наладили производство собственной артиллерии. О высоком уровне кузнечно-литейного ремесла в Твери в XV столетии говорят и археологические находки на территории бывшего Тверского кремля, и письменные источники. Сохранились даже упоминания о том, как в мирные дни по велению князя тверские пушкари проводили своеобразные «стендовые испытания» – строили ледяные стенки и на потеху горожанам разносили их огнем из мортир в осколки.

Тверь стала центром пушечных ремесел. Соответственно, когда отношения между Москвой и Тверью испортились, московский князь Иван Великий прежде всего стал развивать пушечное дело. Он понимал, что пока в Москве не научатся делать пушки не хуже тверских, о покорении Твери можно даже не мечтать.

При Иване в Москве появилась особая Пушечная изба, где производилось литье пищалей, а название улицы Бронной до сих пор напоминает о том, что когда-то здесь были мастерские, где делали «броню» - пушки, защитные кожухи и прочий потребный для артиллерии инвентарь. Сохранились имена иностранных мастеров, которые привозились из Италии в Москву, – «пушечный мастер Якоб с женой», «Алевиз, мастер громкого боя и Пегра-пушечник». В 1483 г. русский мастер Яков отлил в Москве 16-пудовую пушку. Самым знаменитым из приехавших мастеров стал Аристотель Фьораванти – тот самый, что построил каменный Успенский собор. Фьораванти также был мастером литейного дела и наладил литье пушек в Москве. Литые пушки были более надежными, чем собранные «по принципу бочки», которые изготавливали в Твери.

Это и решило судьбу Тверского княжества. В 1490 году московское войско осадило Тверь. После нескольких залпов из пушек нового образца, отлитых Фьораванти, тверские жители решили сдаться. Скорее всего, тверской пушкарь Микула Кречетников не дожил до этого дня…

 

«Великий устроитель русской артиллерии»

20 ноября 1805 года русская армия потерпела кромешное и унизительное поражение в битве с французами под Аустерлицем. Позорный разгром вызвал немедленный «разбор полетов». И среди главных причин поражения назвали то, что у русской армии, как выяснилось, была чрезвычайно слабая артиллерия. Русские орудия под Аустерлицем били куда попало, но только не в цель; пушки были разных систем, вплоть до трофейных мортир, привезенных еще из суворовских походов; к разным типам орудий требовались разные ядра, и тыловые службы сходили с ума, путаясь, на какие батареи какие боеприпасы везти…Словом, катастрофа.

Решить эту проблему поручили тверскому дворянину графу Алексею Аракчееву, считавшемуся в ту пору лучшим знатоком артиллерийского дела в России. Его вызвали из тверского имения Грузино, назначили командиром специально созданного Артиллерийского департамента, сказали: бери любые полномочия, любые деньги, но чтобы русские пушки стреляли как надо. К сожалению, в историю Аракчеев войдет как изобретатель «аракчеевщины», безумной административной системы, получившей его имя. Но это случится гораздо позже, а заслуги тверского дворянина Аракчеева в деле реформы артиллерийского дела оказались практически забыты…

Познания в области артиллерии Аракчеев приобрел благодаря собственному упорству. Он каждую свободную минуту посвящал чтению литературы по баллистике, математике, артиллерийской науке. Аракчеев постоянно носил с собой тетрадь, куда записывал любые новые сведения, имевшие отношение к артиллерии. Когда спустя год после Аустерлица в Россию стали возвращаться из французского плена русские артиллеристы, Аракчеев приглашал их для беседы. Усаживал гостя за стол, давал лист бумаги с карандашом и просил самым подробным образом рассказывать о бое: как палили наши пушки, где стояли французские батареи, что запомнилось. Все услышанное Аракчеев немедленно записывал в свою «артиллерийскую» тетрадку. Он не упускал ни единой мелочи, записывая все вплоть до размеров жалованья французских пушкарей и цвета орудийных лафетов.

фото: граф Алексей Аракчеев с сайта aelib.ru

Аракчеев (и это надо отметить особо) позаботился о судьбе русских артиллеристов, попавших в плен под Аустерлицем. Поручика Демидова после возвращения из плена командир его полка решил примерно наказать, в назидание другим - перевести из артиллерии в пехотный полк. Узнав об этом, Аракчеев отправился к императору Александру и объяснил: Демидов хоть и побывал в плену, но имеет реальный боевой опыт, а такими людьми не разбрасываются. Приказ немедленно отменили.

Аракчеев выяснил, что одной из причин поражения была слабая теоретическая подготовка офицеров. Отныне каждый артиллерийский офицер сдавал экзамены по математике, баллистике, артиллерийскому делу, причем экзамены принимал сам Аракчеев, и списать у него было невозможно! В Новгороде по инициативе графа был создан кадетский корпус, где юным кадетам читали артиллерийские науки. Но главным в теоретической подготовке стал первый в истории русской армии устав, «Наставление батарейным командирам», который написал сам Аракчеев. Этот устав почти сто лет являлся основным документом, по которому жили русские артиллеристы.

фото: артиллеристы 16 века с сайта ermaknsk54.ru

Если перечислять все нововведения, придуманные для русской артиллерии Аракчеевым, слово «первый» будет упоминаться десятки раз. Аракчеев выяснил, что для разных типов орудий требуется различное количество лошадей, и учредил несколько хозяйств, где готовили лошадей «артиллерийской породы» - выносливых, крепких. Впервые за каждым орудием было «записано» необходимое количество конной тяги. Аракчеев первым придумал перевозить снаряды в ящиках – эта система существует до сих пор. Первым определил, сколько человек должны обслуживать орудие той или иной системы в бою и походе. Первым распорядился проводить в артиллерийских полках учебные стрельбы. Первым добился, чтобы все стволы для артиллерии изготавливались согласно чертежам, и ввел строгие допуски на качество оружейной работы.

Достаточно сказать, что после реформ Аракчеева русскую артиллерию стали называть «богом войны», а саму систему организации «орудийной службы» много лет называли «аракчеевской». Это название станет высшей наградой Аракчееву за его труды на поприще преобразователя русской артиллерии. Именно в артиллерии тогда сконцентрировались наиболее высокообразованные и профессиональные кадры российского офицерского корпуса. И даже враги признавали важность сделанного Аракчеевым: во французских газетах графа называли не иначе как «великим устроителем русской артиллерии». Император Александр также высоко оценивал его деятельность. Он регулярно объявлял графу свое «удовольствие» и даже «совершенное удовольствие». По величайшему указу царственной особы Аракчеева произвели в генералы от артиллерии.

Но главный эффект аракчеевской реформы Россия ощутила в 1812 году, во время войны с Наполеоном. Отечественная война стала триумфом русской артиллерии. Французы были поражены, что спустя всего семь лет после Аустерлица русские пушкари оказались совершенными в своем деле – меткими, организованными, умелыми… В мемуарах наполеоновских генералов о «чуде русской артиллерии» говорится постоянно! А историк В.Томсинов, написавший биографию графа Аракчеева, оставил в ней такие слова: «Модернизированная русская армия выполнила свое главное предназначение – отстояла независимость своей страны, сокрушила главного мирового агрессора того времени и освободила Европу от наполеоновского порабощения. Этому успеху в немалой степени способствовала и модернизация артиллерии».

Остается добавить, что спустя много лет, когда умирающий граф Аракчеев составлял завещание, все свои капиталы, а также мундир, шпагу и заветную «артиллерийскую» тетрадку он завещал тому самому Новгородскому кадетскому корпусу – единственному, где готовили будущих артиллеристов…

Читайте также: 

"Первые": Тверская область оставила свой след в истории оружия"

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 20 февраля 2019

Заголовок в газете: Великие пушкари

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру