Тверские эксперты рассказали, что будет при отключении интернета

Тверские эксперты рассказали, что будет при отключении интернета
фото: https://www.nur.kz/

Безусловно, одной из самых обсуждаемых тем текущей недели стала новость об отключении России от глобальной сети и создании собственной. Подчеркнем, пока что в теории. Но если раньше автономная российская сеть, которую в шутку даже прозвали «чебурнетом», была скорее мемом, то сейчас разговоры об этом ведутся уже на самом высоком уровне – соответствующий законопроект, внесенный в декабре 2018 года, был поддержан правительством, некоторыми думскими комитетами и Минкомсвязью. И если нововведения все же будут приняты, то уже в первой половине этого года, а конкретнее до 1 апреля, россиян, а значит, в том числе жителей Тверской области, может ждать тестовое отключение. Продлится оно недолго, но сама перспектива стоит, согласитесь, обсуждения.

Из-за чего сыр-бор?

Сегодня, когда Россия живет под давлением санкций, от наших дорогих «западных партнеров» теоретически можно ожидать каких угодно пакостей, вплоть до отлучения нашей страны от международных сервисов и систем. Разумеется, это весьма жесткие меры, и применять их будут лишь в самом крайнем случае – если политика имеет четко очерченные границы, то у бизнеса их нет. Торговля и международное сотрудничество в различных сферах являются серьезными сдерживающими факторами, и то же отключение России от банковской системы Swift, о котором говорилось несколько лет назад, ударило бы и по мировой экономике. Поэтому всерьез воспринимать попытки спекулировать на подобных темах все же не стоит.

Но что же тогда может грозить интернету, точнее, его российскому сегменту в частности? И почему нас могут отключить? В пояснительной записке авторов законопроекта говорится об «агрессивном характере принятой в сентябре 2018 года Стратегии национальной кибербезопасности США». По сути, нас поставили в один ряд с Ираном и Северной Кореей, чьи хакеры, как сообщается, «провели ряд безответственных кибератак», нанесших «ущерб американским и международным компаниям». В том, что нас частенько обвиняют в подобного рода преступлениях, уже никого не удивляет. А вот слова о безнаказанности, исходя из той же пояснительной записки, могут служить сигналом жестких мер по отношению к России в будущем.

Именно поэтому отечественные законодатели озаботились защитными мерами «для обеспечения долгосрочной и устойчивой работы сети Интернет в России, повышения надёжности работы российских интернет-ресурсов». Кому-то, возможно, это покажется паранойей, но определенная логика здесь, позволим заметить, все-таки есть. По мнению некоторых экспертов, доля отечественных сайтов, расположенных за рубежом, достигает 45% (по другим данным, их порядка 20%). И если представить такую ситуацию, когда России решат сделать глобальную «темную», ущерб в случае отключения будет действительно серьезный. В качестве примера можно привести египетские события 2011 года (массовые протесты), когда крупнейшие местные провайдеры закрыли доступ к всемирной сети по требованию властей – по некоторым оценкам, убытки составили до 18 миллионов долларов за день. Но здесь есть нюанс: инициатором, напомним, выступило правительство. А вот в Сирии в 2012 году, если верить Эдварду Сноудену, интернет удалось обрушить американскому АНБ. Правда, случайно. Как поведал бывший сотрудник ЦРУ в одном из интервью, спецслужбы взломали систему сирийского провайдера для перехвата данных местных властей. Однако в результате одной ошибки интернет рухнул по всей стране. Так что вероятность внешнего вмешательства все же не исключена.

Чего ждать?

Если законопроект примут в окончательном чтении, разработка отечественного аналога интернета начнется уже в этом году. Параллельно, как уже говорилось, жителей Верхневолжья, как и всех россиян, будет ждать кратковременный искусственный сбой в работе всемирной сети. Точная дата еще не определена, по крайней мере, она не называется. Неизвестно и время, на которое нас лишат интернета. Говорится лишь о том, повторимся, что продлится это все недолго.

Пробное отключение позволит властям проверить, насколько устойчив Рунет, то есть отечественный сегмент глобальной сети, по сути, путем «шокотерапии» выяснить наш уровень зависимости от мирового интернета. По факту, это не должно выглядеть как общероссийский информационный «блэкаут», доступ будет ограничен лишь к зарубежному сегменту. Но так как, напомним, значительная часть отечественных сайтов все еще базируется за границей, проблемы возникнут и у них. Не секрет, что на иностранных серверах расположены и отдельные тверские ресурсы, что примечательно, глубоко оппозиционные, так что на время тестового отключения мы их точно лишимся. А если события начнут развиваться по худшему для России сценарию, и автономный отечественный интернет заработает в штатном режиме, сайты на иностранном хостинге уйдут в небытие. По крайней мере, пока ситуация не изменится.

Здесь стоит отдельно отметить, что речь идет именно о техническом размещении баз данных на зарубежных серверах, а вот сайты с международными доменами первого уровня (например, те же .com и .org) пострадать не должны. Даже несмотря на то, что организация ICANN, занимающаяся распределением доменных имен, зарегистрирована в США. Технически у ICANN есть возможность заблокировать не только международные домены, но и национальные, однако организация ни разу ею не воспользовалась. Более того, подчеркнула, что доменные имена принадлежат не государствам, а интернет-системе. Так что опасаться того, что 927 тверских сайтов, участвующих в рейтинге Liveinternet (в том числе и наш ресурс «МК в Твери») заблокируют «с той стороны», точно не следует. У Роскомнадзора, контролирующего информационную сферу государственного органа, фактических полномочий гораздо больше. Но вернемся к ожидаемому тестовому «блэкауту».

Повторим, массовое отключение ждет нас до 1 апреля – именно до этого срока законодатели должны будут внести поправки в будущий нормативный акт. Однако не все разделяют оптимизм касательно отечественного автономного интернета. Так, например, сомнения высказали представители Счетной палаты – по их мнению, проект должным образом не просчитан в финансово-экономическом плане. И их можно понять: сами инициаторы закона оценивают его реализацию в 20 миллиардов, а эксперты рабочей группы «Связь и ИТ» и вовсе называют цифру в 134 миллиарда, причем ежегодно. Так что создание автономного российского интернета с точки зрения финансов уже выглядит чересчур затратно.

Сайты, которые находятся на зарубежных хостинг-площадках, придется переносить, нужно будет что-то решать с крупными сервисами и онлайн-играми, еще одна проблема – аутентификация пользователей при помощи соцсетей. Если «Одноклассники» и ВК находятся на отечественных серверах, то как быть с «Фейсбуком» и «Твиттером»? Ведь далеко не секрет, что отечественные пользователи нередко ими пользуются, и вход на различные сервисы (в том числе интернет-магазины) порой не осуществляется по отечественным соцсетям. И потом, как быть в тех случаях, когда доступ к личным кабинетам просто будет потерян, когда западные соцсети окажутся под запретом?

В общем, касательно российской автономной сети вопросов пока больше, чем ответов.

Есть ли альтернатива?

Наиболее известными и показательными примерами «борьбы с зарубежным интернет-влиянием» являются Северная Корея и Китай. Первые пользуются национальной сетью «Кванмён», которая на самом деле является крупным «интранетом», то есть общегосударственной «локалкой». Но там вообще все плохо с точки зрения, к примеру, российского пользователя – мало того, что тематика корейской сети весьма ограничена, так еще и материалы перед загрузкой на сайт подвергаются жесткой цензуре. На этом фоне гораздо выгоднее смотрится пример Китая, где доступ к всемирной сети работает, просто защищен на высоком уровне.

В Поднебесной еще в 1998 году начали разрабатывать проект под названием «Золотой щит», в эксплуатацию же его ввели в 2003-м. Система, носящая неофициальное название «Великий китайский Firewall», фильтрует содержимое интернета, отсекая неугодные правительству Китая материалы. Так, вы ни за что не найдете в местном сегменте материалы по событиям на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Фильтрации подвергается критика КПК (при этом критиковать отдельных чиновников допускается), а новости, взятые с зарубежных сайтов, не могут быть опубликованы без специального одобрения. Полностью заблокированные ключевые слова, как правило, связаны с демократией (кстати, само это слово тоже подцензурно): «репрессии», «митинг», «красный террор», «независимость Тибета», «права человека» и еще целый ряд других.

«Твиттер» и «Фейсбук» в Китае заблокированы, как и Youtube, а также другие сервисы Google, в том числе сам знаменитый поисковик. Вместо них в Поднебесной работают собственные аналоги вроде видеохостинга Youku.com, а зарубежные Yahoo и Bing подчиняются алгоритмам «Золотого щита». Недоступны в КНР и такие крупные мировые СМИ как New York Times, Bloomberg и LiveLeak.

Мы не будем сейчас оценивать китайский пример с точки зрения свободы слова и морали, однако в плане практичности он явно опережает как сугубо локальный северокорейский «Кванмён», так и российский, пока что гипотетический, автономный интернет. Хотя средства на его разработку потрачены тоже немалые (по некоторым данным, проект стоил 800 миллионов долларов), он все же представляет собой лишь гибкую систему фильтрации содержания мировой паутины. Вопросы морали, повторимся, требуют в этом случае отдельного рассмотрения.

У нас пока предлагается пойти (если гипотетически представить, что до этого все же дойдет дело) по наиболее сложному и жесткому пути. С одной стороны, информационная безопасность стране нужна, с другой – не слишком ли высокую цену мы за нее заплатим? И дело тут даже не в огромных финансовых вливаниях. Все-таки единый «рубильник», одним махом лишающий россиян доступа к всемирной сети, может стать рычагом давления, и тут становится важным, у кого именно он окажется в руках. Но, повторимся, пока это всего лишь раздумья, а поступающие законодательные предложения слишком сырые, чтобы устраивать дискуссии.

От редакции. «МК в Твери» попросил экспертов прокомментировать ситуацию с автономным интернетом.

Сергей Большаков, руководитель тверского антикризисного центра «Кибердружины», сокоординатор федерального проекта «Кибердружина»:

- Я считаю, что полное отключение от интернета России не грозит. Технически это сделать можно, конечно, однако здесь есть важный момент: прежде всего, это не будет выгодно никому. Ни нашей стране, ни остальному миру. Слишком сильны связи в сфере бизнеса, и особенно в IT. Изоляция России в киберпространстве принесет только убытки, причем поистине грандиозные.

Сама же идея создать автономный интернет видится мне утопической. Во-первых, это очень затратно – представьте, нужно будет организовывать дополнительную

сетевую и серверную инфраструктуру. Во-вторых, это сильно осложнит жизнь многих пользователей. Не будем забывать, что основная масса компьютерной техники произведена за границей, то же самое и с программным обеспечением. И если сейчас мы легко можем зайти на сайт нужного нам производителя или разработчика ПО, чтобы получить официальную справочную информацию или тоже программное обеспечение, то в случае добровольной изоляции это будет уже проблемой. Проект, о котором мы сейчас говорим, очень амбициозный, затратный и, подчеркну, невыгодный нам самим.

Что же касается предстоящего тестового отключения, то здесь многое будет зависеть от времени. Если это пара минут, то ничего критичного. Если же интернета мы лишимся, к примеру, на час, это будет серьезным испытанием. Пострадают фондовые биржи, пострадает связь между бизнес-партнерами, у кого-то, возможно, сорвется сделка. И наивно думать, что Тверскую область это не затронет – у нас много компаний, которые работают с иностранными поставщиками, с зарубежными клиентами. Пострадает сектор банковских переводов, особенно международных. Да, в конце концов, любой рядовой тверитянин может столкнуться не только с тем, что он час просидит без интернета, но и с проблемами, связанными с оплатой интернет-покупок. Представьте себе: вы делаете заказ, скажем, на каком-нибудь зарубежном русскоязычном сайте, и в самый ответственный момент пропадает связь. Оплата не прошла, отсюда задержка с оформлением покупки, а то и последующий поиск пропавшего в результате ошибки платежа. Пострадают геймеры, ведь многие игровые платформы и серверы находятся за рубежом. И к этому тоже стоит отнестись серьезно – есть те, кто зарабатывает на играх или на ведении стримов. Есть такие люди и в Твери.

В общем, чем дольше продлится это отключение, тем больший ущерб получат организации, да и рядовые пользователи.

Денис Домашенко, тверской разработчик ПО:

Если Россию отключат от мирового интернета, это приведет к экономическим проблемам как российских, так и международных IT-корпораций. А зачастую грань здесь очень зыбкая – так, например, я работаю в зарубежной компании, у которой есть филиал в Твери. Так что отключение не только нарушит наши партнерские связи, но и запросто может лишить рабочих мест тех, кто занят в этой сфере. Да и в целом это будет катастрофа: ведь после ограничения доступа к мировой сети пропадет доступ к популярным мессенджерам и соцсетям, таким как Skype, WhatsApp, Viber, не говоря уже о многострадальном Telegram, Facebook, MySpace, Instagram. Также пропадет доступ к огромной базе знаний: Wikipedia, сайты с материалами для изучения языков программирования, форумы с обсуждением проблем и ошибок в разработке и т.д., так как все эти базы знаний базируются вне российского сегмента сети. Есть и в нашей стране такие базы, но они покрывают не больше 10% того объема, который необходим для продуктивной разработки серьезных приложений с применением передовых технологий.

С точки зрения самой разработки, это отключение приведет к разрыву связи с современными технологиями – New IT. Разработчики библиотек и фреймворков ведут постоянную работу над исправлением ошибок, улучшением и упрощением разработки. Использование свежих версий дополнительного ПО гарантирует ускорение разработки, уменьшение количества ошибок, оптимизации работы создаваемого продукта. Устаревшие технологии не позволяют создавать эффективные программы для постоянно растущей нагрузки на сервера, где эти приложения выполняются. Отключение, если оно все же произойдет, нанесет удар по уровню наших технологий. Мы ведь лишь недавно преодолели разрыв, связанный с «утечкой мозгов» в восьмидесятых и девяностых.

Последствия же тестового отключения, разумеется, не будут столь ужасными, однако рабочий процесс все же пострадает: у нас перестанут работать внутренние ресурсы, необходимые для успешной работы компании, пропадет и связь с внешним миром. В итоге мы, по сути, будем тупо смотреть в наши мониторы без возможности даже протестировать созданное программное обеспечение. И хорошо, если это продлится недолго.

Нам важно мнение наших читателей, поэтому "МК в Твери" проводит опрос по данной теме.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Задраить шлюзы! или Firewall по-русски

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру