Поисковики рассказали, как в Тверской области поднимали из болота самолёт

Приходилось нырять за находками в водолазных костюмах

Приходилось нырять за находками в водолазных костюмах
фото: Александр Мистров

В Тверской области поисковики подняли из болота обломки советского истребителя-бомбардировщика ЯК-9У. Начала заполняться ещё одна страница истории боевой славы Верхневолжья. Правда, страница эта сейчас чиста на девять десятых. Осколки фактов, обрывки информации только начали складываться в единую картину. Очень медленно, в буквальном смысле ощупью, удаётся восстанавливать фрагменты давно минувших событий.

- Одним из главных орудий у нас это щуп, - поделился с журналистами на пресс-конференции один из активистов поискового движения и по совместительству зампред Общественной палаты Тверской области Валерий Смирнов. - Щуп - тонкий металлический прут, которым протыкают грунт. Если он во что-то упирается, рукой вдоль стержня лезем в грунт, по локоть (если надо по плечо) и вытаскиваем находку на поверхность. Если есть основания полагать, что на глубине лежат обломки самолёта, начинаем копать, порой на несколько метров. Так, в данной экспедиции у нас щуп достигал длины восемь метров.

А экспедиция была по-настоящему экстремальная. В понедельник, 4 марта, о ней журналистам рассказали руководители и участники поисковых отрядов. В конференц-зале холдинга "РИА Верхневолжье" также были представлены находки, поднятые из болота - обломки сгоревшего ЯК-9У.

фото: Александр Мистров

- Поиск проходил на границах Лихославльского и Спировкого районов, - рассказал Валерий Смирнов. - Место очень отдалённое и труднодоступное. Кругом болота. Именно поэтому мы отправились туда зимой, когда всё замёрзло. Летом там кругом вода и копать совершенно невозможно. Всего экспедиция длилась 20 дней, захватывая январь и февраль. Но даже в морозы у нас была проблема с водой - раскопанные ямы быстро заполнялись. Приходилось постоянно откачивать и буквально нырять за обломками самолёта, мы с коллегами по очереди надевали водолазный костюм и спускались в раскоп.

Итак, что же привело поисковиков в такое отдалённое и гиблое место? Как обычно бывает, это рассказы местных жителей о сбитом самолёте. С момента появления у поисковиков информации о крушении самолёта прошло пять лет. Не один десяток экспедиций прошёл и проплыл по тем местам, однако безрезультатно. Лишь по счастливой случайности очередная экспедиция наткнулась на возможное место крушения. Металлоискатели тревожно запищали. Что это? Самолёт, который ищут уже много лет, или утопленное неосторожным охотником ружьё? Поверхностные раскопки показали, что это, скорее всего, самолёт.

Сначала были обнаружены деревянные части фюзеляжа, из-за чего все было решили что в болоте самолёт ЛаГГ-3. В пользу этой версии говорило то, что в годы войны в окрестностях располагалось аж три аэродрома, на которых базировались ЛаГГи. Однако, когда были подняты металлические детали, стало ясно, что в болоте другой самолёт.

фото: Александр Мистров

- Самолёт ЯК-9У, которому принадлежат обломки был произведён во втором квартале 1944 года, - продолжает Валерий Смирнов. - Линия фронта к тому моменты уже находилась далеко от места крушения. Пока не подняты более крупные обломки трудно сказать, была ли это экстренная посадка или самолёт упал. Не обнаружено и тело пилота. Оно может находиться на глубине, с тяжёлыми частями фюзеляжа, но хотелось бы верить, что лётчик, или лётчики, выжили и сумели выбраться.

Поисковики стараются не строить догадок, относительно того, при каких обстоятельствах был сбит самолёт. Всё что остаётся, это раскручивать историю по имеющимся скупым данным.

Нам известно, что неподалёку от тех мест находится важный железнодорожный узел - станция "Спирово". Возможно, наш самолёт участвовал в воздушном прикрытии военного эшелона и схлестнулся в воздушном бою с немецким штурмовиком. Другое предположение - ЯК принимал участие в бою за саму станцию. Есть факты, которые могут косвенно свидетельствовать об этом. Дело в том, что неподалёку от места, куда упал ЯК, обнаружили две бомбовые воронки. Вероятно, поняв что машину не спасти, лётчик сбросил бомбовую нагрузку, с которой двигался к месту боя. Поэтому при ударе о землю самолёт не взорвался, что видно по незначительному радиусу разброса обломков, отсутствию воронки и осколков бомб.

фото: Александр Мистров

Ну и третья версия, того, как мог быть сбит в 1944 году ЯК-9У - это воздушная дуэль. С самого начала войны немецкие пилоты практиковали так называемую "свободную охоту", когда воздушный ас вылетает без конкретного задания, и сам ищет себе цели. Возможно, на перегоне наш ЯК столкнулся с таким "охотником" и был сбит.

Возможно, какой-то из этих сценариев найдёт документальное подтверждение. Поисковикам уже известен бортовой номер самолёта и теперь предстоит серьёзная работа в архивах.

Поисковики в Тверской области подняли обломки военного самолёта

Поисковики в Тверской области подняли обломки военного самолёта

Смотрите фотогалерею по теме

Стоит отметить, что в поисках разбившегося самолёта принимали участие сразу несколько отрядов: "Исток", "Звезда", "Тверичи" и "Земляки"

Всего более 20 человек. Особую благодарность руководители отряда объявляют участникам студенческого поискового отряда "Исток" "Калашниковского колледжа". Несмотря на трудные условия и холода, учащиеся трудились наравне со старшими товарищами и отлично проявили себя в командной работе. Помогли поисковикам и местные власти, помогая с размещением, информацией и техникой.

Лыжный поход по Оршинским болотам до упавшего самолёта в Тверской области

Лыжный поход по Оршинским болотам до упавшего самолёта в Тверской области

Смотрите фотогалерею по теме

К сожалению, совсем немного осталось времени, и вешние воды скроют место работ. Доступ к разбитому самолёту будет закрыт до следующей зимы. За это время вся полученная информация будет систематизирована, обломки внесут в каталоги, а из архивов извлекут всю доступную информацию.

Это уже вторая поисковая экспедиция в рамках проекта "Воздушные рабочие войны. Калининский фронт". Также в рамках этого проекта вышла книга, в которой собраны все эпизоды обнаружения разбившихся на территории Верхневолжья военных самолётов Великой Отечественной войны. К сожалению, далеко не все останки пилотов идентифицированы. Многие опознаны, но не удалось найти родственников. И по сей день ведётся работа по поиску родственников героев былых дней, которые сражались за нашу Родину.

Впрочем, окончание зимы означает прекращение работ только на болотистой местности. Уже в мае стартует "Вахта памяти-2019". Это ежегодный массированный выезд поисковых отрядов в места наиболее интенсивных боёв Калининского фронта.

В прошлом году в рамках экспедиции «Ржев. Калининский фронт», которая проходила в сентябре, были найдены останки 241 солдата. Более 550 человек из 24 отрядов России, Казахстана, Латвии и Литвы трудились над раскопками. Специально для студентов была организована профильная образовательная программа и разбит лагерь. Предстоящий сезон станет не менее масштабным.

Из тверского болота достали обломки истребителя ЯК-9У

Из тверского болота достали обломки истребителя ЯК-9У

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру