Первый путеводитель по Волге создал тверской предприниматель

Проект "Первые" выходит на воду

Проект "Первые" выходит на воду
Портрет Николая Боголюбова кисти художника Крамского. Фото: postergrad.ru

Первоначально туризм был занятием элитарным, характерным для узкой прослойки состоятельного общества, но к середине XIX века в России сформировался целый класс людей, имевших желание – и, главное, возможность! – путешествовать. Широкому развитию экскурсионной деятельности в Российской империи способствовало создание Общества любителей естествознания в 1853 году. Подобные общества стали появляться в крупных губернских городах, и теперь путешествие могло стать научной экспедицией, если, например, вы привозили домой засушенные цветы для гербария. А еще путешественники стали больше внимания уделять не только красотам природы, но и местным достопримечательностям – храмам, историческим памятникам, музеям… В 1895 году появилось Российское общество туристов, в 1901 году – Русское горное общество. Оба они были ведущими туристскими организациями вплоть до революции.

Первым делом – «самолеты»

31 января 1851 года в Твери появилось новое акционерное общество, которое получило название «Самолетъ». Владельцами «Самолета» стали отставной капитан российского флота Владимир Александрович фон Глазенап и титулярный советник Максимилиан Густавович Бехагаль фон Адлерскрон. Их целью было обеспечить дешевое пароходное сообщение между Тверью, Рыбинском и Ярославлем. Тверское акционерное общество «Самолетъ» просуществовало до 1906 года, когда после коммерческого поглощения оно стало частью Волжского пароходного синдиката. К тому времени «в штате» «Самолета» по Волге бегало более 40 комфортабельных пассажирских пароходов.

Откуда взялось название? В начале XIX века плавали по Волге старинные суда - расшивы, беляны, гусины – с помощью парусов, гребцов или просто по течению реки. Затем появились первые пароходы, передвигавшиеся своим ходом, их называли «самолетами».

Тверское пассажирское пароходство «Самолетъ» было одним из самых популярных среди тех, кто любил речные прогулки и путешествия. Прежде всего, рейсы «Самолета» отличала пунктуальность: по рейсам можно было сверять часы. Высокая скорость судов обеспечивалась не только за счет мощной паровой машины, но и благодаря необычной форме корпуса с острой носовой частью. Однако больше всего говорили об особом комфорте и уюте «самолетовских» пассажирских пароходов. Салоны, как и рестораны, удивляли искусным убранством: колоннами, карнизами, орнаментами из красного дерева… В салоне стояли мягкие кожаные кресла к дивану, пианино, инкрустированные шахматные столики, большой покрытый сукном стол для игры в преферанс. Все располагало к спокойному отдыху и развлечению пассажиров. Через огромные венские стекла открывался вид на живописные волжские просторы. Вечером от хрустальной люстры струился спокойный мягкий свет.

Пассажирские пароходы общества «Самолетъ» отличались и своей раскраской (три полосы на трубах – красная, белая и еще раз красная), и даже оригинальными гудками! Можно представить, сколько тогда по Волге бегало пароходов, и каждый судовладелец стремился сделать так, чтобы его судно узнавали издалека. Поэтому для пароходов общества «Самолетъ» придумали особые гудки – не басовитые, как было принято на Волге, а как бы приглушенные, словно звук доносится сквозь густой туман. Сами сотрудники общества «Самолетъ» утверждали, что это сделано специально для того, чтобы пароходные гудки во время движения не нарушали покой и отдых пассажиров!

фото: myryazan.ru

В каютах 1-го и 2-го классов на верхних палубах «самолетовских» пароходов путешествовала, как правило, состоятельная публика: фабриканты и лавочники, крупные военные и гражданские чины, коммерсанты. Однако среди них нередко можно было встретить и видных инженеров, модных писателей, художников, композиторов. На нижней палубе тоже имелись пассажирские помещения: на носу – 3-го класса, на корме – 4-го. Это были общие помещения с двумя ярусами лежачих мест. Для этой категории пассажиров работала своя столовая. Пассажирам «нижних» классов запрещалось подниматься на верхнюю палубу, где гуляла «чистая» публика.

А еще каждый пассажир парохода общества «Самолетъ» получал бесплатно экземпляр красочно изданной книги под названием «Волга от Твери до Астрахани». Это была главная «фишка» общества «Самолетъ» - собственный авторский путеводитель, первое подобное издание в России. И появился он в Твери.

Очень своевременная книга

Увеличивающееся с каждым годом число путешествующих по Волге подало мысль правлению общества «Самолетъ» издать особенную книгу для путешественников. «Книга эта, будучи чужда всяких научных претензий, должна давать путнику по возможности ясное и верное понятие о всех замечательных поволжских местностях», - писал глава общества В. Глазенап в письме правлению «Самолета» (материалы пароходного общества были опубликованы в начале 2000-х гг.).

Долго искали человека, которому можно было бы поручить такое ответственное дело – написание первого волжского путеводителя. Почему-то сразу решили отказаться от услуг профессиональных писателей. И в результате привлекли к написанию путеводителя Николая Боголюбова. Он был известным художником, путешественником, историком и постоянное место жительства имел в Воронеже. Сначала директор общества «Самолетъ» Глазенап пригласил Николая Боголюбова совсем для другого дела. Он задумал давать пароходам имена великих современников и хотел, чтобы портреты этих людей висели в кают-компаниях соответствующих, названных в их честь, пароходов. Неизвестно, почему этот проект остался нереализованным, зато Боголюбову предложили бесплатно совершить путешествие по Волге для составления путеводителя. Он согласился и летом 1861 года вместе с братом Алексеем отправился в путешествие.

фото: kazak-saratov.ru

Наследники Радищева

Мы забыли сказать, что оба брата Боголюбова были прямыми потомками Александра Радищева, сыновьями его дочери Феклы Александровны Радищевой и ветерана Отечественной войны 1812 года полковника Петра Гавриловича Боголюбова. Радищев стал печально известным благодаря своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву», которую издал анонимно в количестве 650 экземпляров в июне 1790 года. За эту книгу, где приводились далеко не самые радостные картины российского крестьянского и помещичьего быта, увиденные Радищевым в путешествии, императрица Екатерина Вторая назвала его «бунтовщиком хуже Пугачева». Александра Радищева 30 июня 1790 года заключили в Петропавловскую крепость и приговорили к смертной казни, но потом императрица заменила наказание десятью годами ссылки в сибирский острог Илимск. Благодаря Радищеву на страницы его произведения попали Вышний Волочек, Тверь, Завидово, Городня и другие населенные пункты Тверской губернии.

Бывает же такое: первый писатель-путешественник Александр Радищев написал своеобразный «путеводитель», описывающий поездку между двух столиц. А его внуки стали авторами первого путеводителя по Волге. Вот такие необычные причуды судьбы…

Главы путеводителя «Волга от Твери до Астрахани» начинали писаться в исходной точке путешествия, в Твери, в конторе общества «Самолетъ». Сюда же, в Тверь, Боголюбов отправлял написанные главы из разных точек своего путешествия. В конторе их читали, вносили необходимые правки, уточняли статистические и научные сведения. Сообщалось, что над путеводителем работал целый штат сотрудников пароходства, но дело того стоило – в «Самолете» хотели, чтобы их путеводитель получился безупречным по содержанию. Младший брат Николая Боголюбова Алексей тоже не сидел сложа руки – для первого издания он изготовил поразительной красоты гравюры и политипажи с видами волжских городов.

«Волга от Твери до Астрахани» отличается исключительной дотошностью в описании городов, повседневной жизни людей в городках и деревнях, через которые проследует путешественник вниз по великой реке. Не одна страница отведена в нем подробному перечислению цен на ярмарках и в магазинах – составлен он явно не для простых фланеров, а для людей дела. Практическая составляющая, выражающаяся в таких прейскурантах на товары и услуги, останется и в последующих путеводителях.

Каждая глава посвящена описанию одной из губерний, через которые проходил Волжский водный путь. В путеводителе рассказывается о многих больших и малых городах Золотого кольца, в их числе — Ярославль, Кострома, Углич, Плес, Юрьевец-Поволжский. Описаны населенные пункты, исторические и природные достопримечательности Тверской, Ярославской, Костромской, Нижегородской, Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской и Астраханской губерний. Речь идет как о крупных городах, губернских и уездных центрах, так о и менее заметных, таких, как Молога, Васильсурск, Свияжск и других.

Более того, этот путеводитель можно использовать как справочник, поскольку в нем дается подробнейшая физико-географическая характеристика бассейна Волги — описываются протяженность реки, средняя глубина и ширина, особенности русла на разных участках. Говорится о типах грузового и пассажирского речного транспорта, который курсировал по Волге в 1860-х годах. Вот, например, что пишется в путеводителе о Твери, вернее, тверском судоходстве: «Река Тверца, как уже сказано, впадает в Волгу. Среднее число судов, заходящих в Тверцу, ежегодно доходит до 1900, с грузами общей стоимостью 8 миллионов рублей серебром. Разгружаются в Твери для отправления клади Николаевской железной дорогой; для местного употребления ежегодно разгружается до 800 кораблей с грузами на сумму в 3 миллиона рублей».

фото: ancsgroup.ru

А вот еще: «Вследствие благоприятных обстоятельств жители деревень Тверской губернии, прилегающих к водным путям, занимаются проводом барок бечевой и нанимаются в судорабочие. По статистическим сведениям, в одну навигацию Тверская губерния выставляет на эти работы 40 тысяч лошадей и 50 тысяч рабочих. Зимою и в тех случаях, когда товары идут сухопутьем, перевозка их доставляет также немалые выгоды крестьянам, которые подвозят пеньку и сало из юго-восточных губерний России к Ржеву, главнейшему складочному пункту, откуда товары развозятся в С.-Петербург, Москву и Ригу».

К сожалению, о том, чем Николай Боголюбов занимался после того, как завершил работу над первым волжским путеводителем, сведения сохранились обрывочные. Например, в биографии художника-передвижника Ивана Крамского упоминается, что Боголюбов очень нежно относился к Крамскому и, когда его молодой товарищ оставался без копейки денег, предоставлял ему бесплатно кров, а также давал самое важное, без чего не может живописец, – мастерскую, холст и краски. За это Крамской написал портрет Николая Боголюбова – это единственное оставшееся его изображение. «Для Крамского Николай Боголюбов, прежде всего, был одним из лучших представителей русской интеллигенции», - говорится в книге. В Воронежском музее Радищева, одним из основателей которого стал Николай Боголюбов, рассказали, что Боголюбов впоследствии написал еще около десяти книг об отечественном судостроении и службе русских моряков: частью - по известным источникам, частью - на основании собственных его наблюдений.

Мы не знаем также, посещал ли он Тверь уже потом, после своего возвращения в Воронеж, но составленный им первый путеводитель по Волжскому водному пути на протяжении почти полувека оставался главным источником информации о Волге для путешествующих.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру