Плиты перекрытий, фундаментные блоки, колодезные кольца, лотки и множество других изделий из железобетона для зданий и мостов, дорог и благоустройства – вот хорошо известная в Тверской области и за ее пределами продукция Тверского завода железобетонных изделий №4.
Его история начиналась в 1978 году, когда в промзоне Лазурная на окраине Калинина начал работать цех по производству промышленных и строительных конструкций. За минувшие 40 лет производство окрепло, расширилось, да и работает здесь теперь новое поколение профессионалов. На их долю выпало, как ни парадоксально это звучит, освобождение планеты от железобетона.
Нет-нет, завод не закрывается. Дело в другом. По экологической шкале отходы железобетонных изделий относятся к 5-му классу опасности, то есть они не вредят окружающей среде. Но они ее загромождают.
К примеру, в районе ТЭЦ-3 большой участок земли занят отслужившими бетонными лотками, в которых когда-то лежали трубы «Тверской генерации». А с этого года, согласно договору с ТЖБИ-4, тепловики прекращают складировать их на грунт и бесплатно сдают на завод. Взамен им выдают необходимый для отчетности официальный акт, что такое-то количество боя ЖБИ действительно взвешено и принято, а не свалено в ближайшем перелеске. Отметим, что сдать тонну железобетонного мусора на официальный полигон ТКО стоит около 600 рублей, так что выгода для коммунальщиков налицо.
Но зачем лишний железобетон железобетонному же заводу? Оказывается, на предприятии научились давать старым плитам вторую жизнь. Для этого их дробят и буквально стирают в порошок. В марте этого года здесь запустили щековую дробилку, которая похожа на ковш и насаживается на стрелу экскаватора. Этот ковш загребает с земли осколки бывшей плиты или сваи, которую гидромолот предварительно разбил на части. Затем словно две большие шершавые ладони внутри ковша перетирают содержимое, измельчая его до размеров от 0 до 60 мм, превращая во вторичный несортированный щебень и песок. Эта субстанция тоже имеет ценность в строительстве. Лабораторные испытания показали, что щебеночно-песчаная смесь из дробленого бетона соответствует требованиям ГОСТа для покрытий и оснований автомобильных дорог и даже аэродромов. В дальнейшем щебень планируют делить на фракции под нужды различных заказчиков.
Вторичный щебень – материал на сегодня еще мало востребованный, но имеет все тенденции для того, чтобы стать серьезным конкурентом природному щебню или ПГС. Чем же он может составить конкуренцию?
Первое – это широкая сфера применения. Он подойдет для отсыпки временных дорог, съездов, частных дворов, стройплощадок, котлованов. Хорош для укрепления слабых грунтов и в качестве нижнего слоя дорог местного значения и дренажного материала для фундаментов. Второе – меньшая цена по сравнению с природными материалами. Это идеальный строительный материал для тех случаев, когда требуется надежность, прочность, а выделенный бюджет – небольшой.
- Мы думаем об эффективности своего производства, и здесь главная задача – сокращать затраты, - рассказывает директор ТЖБИ-4 Анна Рыбакова. – Сейчас в заводской лаборатории отрабатывается технология использования щебеночно-песчаной смеси в качестве наполнителя для производства новых железобетонных изделий. Благодаря этому наша продукция станет дешевле и более конкурентоспособной.
Предлагая строителям бесплатно сдавать на завод обрезки свай, обломки плит и блоков, которые превратятся потом в щебень или новые плиты и блоки, ТЖБИ-4 решает не только свои производственные задачи, но и – так уж удачно легла карта – общегосударственную, по сбережению нашей среды обитания. Завод очищает землю от отслужившего свое бетона со скоростью 10 кубометров в час – такова производительность щековой дробилки. Пока это устройство единственное на всю Тверскую область.