В Твери строительные отходы стирают в порошок

В Твери строительные отходы стирают в порошок
фото: Дмитрий Ходарев

Плиты перекрытий, фундаментные блоки, колодезные кольца, лотки и множество других изделий из железобетона для зданий и мостов, дорог и благоустройства – вот хорошо известная в Тверской области и за ее пределами продукция Тверского завода железобетонных изделий №4.

Его история начиналась в 1978 году, когда в промзоне Лазурная на окраине Калинина начал работать цех по производству промышленных и строительных конструкций. За минувшие 40 лет производство окрепло, расширилось, да и работает здесь теперь новое поколение профессионалов. На их долю выпало, как ни парадоксально это звучит, освобождение планеты от железобетона.

Нет-нет, завод не закрывается. Дело в другом. По экологической шкале отходы железобетонных изделий относятся к 5-му классу опасности, то есть они не вредят окружающей среде. Но они ее загромождают.

К примеру, в районе ТЭЦ-3 большой участок земли занят отслужившими бетонными лотками, в которых когда-то лежали трубы «Тверской генерации». А с этого года, согласно договору с ТЖБИ-4, тепловики прекращают складировать их на грунт и бесплатно сдают на завод. Взамен им выдают необходимый для отчетности официальный акт, что такое-то количество боя ЖБИ действительно взвешено и принято, а не свалено в ближайшем перелеске. Отметим, что сдать тонну железобетонного мусора на официальный полигон ТКО стоит около 600 рублей, так что выгода для коммунальщиков налицо.

фото: Дмитрий Ходарев

Но зачем лишний железобетон железобетонному же заводу? Оказывается, на предприятии научились давать старым плитам вторую жизнь. Для этого их дробят и буквально стирают в порошок. В марте этого года здесь запустили щековую дробилку, которая похожа на ковш и насаживается на стрелу экскаватора. Этот ковш загребает с земли осколки бывшей плиты или сваи, которую гидромолот предварительно разбил на части. Затем словно две большие шершавые ладони внутри ковша перетирают содержимое, измельчая его до размеров от 0 до 60 мм, превращая во вторичный несортированный щебень и песок. Эта субстанция тоже имеет ценность в строительстве. Лабораторные испытания показали, что щебеночно-песчаная смесь из дробленого бетона соответствует требованиям ГОСТа для покрытий и оснований автомобильных дорог и даже аэродромов. В дальнейшем щебень планируют делить на фракции под нужды различных заказчиков.

Вторичный щебень – материал на сегодня еще мало востребованный, но имеет все тенденции для того, чтобы стать серьезным конкурентом природному щебню или ПГС. Чем же он может составить конкуренцию?

Первое – это широкая сфера применения. Он подойдет для отсыпки временных дорог, съездов, частных дворов, стройплощадок, котлованов. Хорош для укрепления слабых грунтов и в качестве нижнего слоя дорог местного значения и дренажного материала для фундаментов. Второе – меньшая цена по сравнению с природными материалами. Это идеальный строительный материал для тех случаев, когда требуется надежность, прочность, а выделенный бюджет – небольшой.

- Мы думаем об эффективности своего производства, и здесь главная задача – сокращать затраты, - рассказывает директор ТЖБИ-4 Анна Рыбакова. – Сейчас в заводской лаборатории отрабатывается технология использования щебеночно-песчаной смеси в качестве наполнителя для производства новых железобетонных изделий. Благодаря этому наша продукция станет дешевле и более конкурентоспособной.

Предлагая строителям бесплатно сдавать на завод обрезки свай, обломки плит и блоков, которые превратятся потом в щебень или новые плиты и блоки, ТЖБИ-4 решает не только свои производственные задачи, но и – так уж удачно легла карта – общегосударственную, по сбережению нашей среды обитания. Завод очищает землю от отслужившего свое бетона со скоростью 10 кубометров в час – такова производительность щековой дробилки. Пока это устройство единственное на всю Тверскую область.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 12 июня 2019

Заголовок в газете: Бетону не место на этой земле

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру