Партии или общественники: Кто вырастит политиков Тверской области

Партии или общественники: Кто вырастит политиков Тверской области
Куда податься молодёжи?

Во времена СССР словосочетание «молодежная политика» не было в ходу, однако само явление, пусть и со своими особенностями, имело место. Начиналось все со школьных организаций – октябрят и пионеров, продолжалось комсомолом, где юный кадровый резерв репетировал заход в большую власть, а в конце пути была партийная номенклатура. Разумеется, не для всех, но важен сам факт – определенный политический лифт у советской молодежи имелся в наличии. 

Сегодня с новым поколением работает разве что «Единая Россия». И в данном случае это не реверанс в сторону партии власти, а скорее, принятие того факта, что молодежная политика в нашей стране и, в частности, в Тверской области по большому счету отсутствует. 

Разговоров о молодежной политике ведется много, с этим сложно поспорить. Однако целенаправленной работы по выращиванию политиков не ведется. Между тем, именно молодежь является самой активной частью населения. И если нет возможности реализовать свой потенциал, молодые люди далеко не всегда встречают добросовестных наставников, в итоге энергия уходит в иное русло. Именно поэтому все чаще звучат фразы о «потерянном поколении» - по сути своей это очень тревожный знак. 

От бури к штилю

Важно понимать, что матерые политики тоже когда-то начинали свой путь. И в большинстве стран молодежь заходит в политику на плечах партий. В том числе оппозиционных. Но что же сломалось у нас? Ответ прост: кризис молодежной политики в нашей стране тесно связан с кризисом системной оппозиции. 

Перенесемся в относительно недавнее прошлое, а именно – в начало двухтысячных, когда российская партийная система была в расцвете сил и подавала большие надежды. У каждого мало-мальски значимого политического объединения имелось свое молодежное крыло, на базе которого проводились конференции и семинары, а также встречи с уже состоявшимися политиками. Но самое главное – юные сторонники той или иной партии сразу же оказывались вовлеченными в политический процесс. Наверное, каждый второй читатель, кому сейчас слегка за тридцать, вспомнит свой опыт работы на сборе подписей или раздаче листовок. Безусловно, это есть и сейчас, но, давайте скажем откровенно, вяло и больше для галочки. 

Каждые значимые выборы проходили тогда в атмосфере широко развернутой агитации, партии бились за молодых сторонников, пусть даже временных. И каждый, кто так или иначе затем связывал свою карьеру с политикой, познавали всю выборную «кухню» с самых низов – например, бегая по подъездам и заполняя подписные листы. И со сборщиками, и с агитаторами проводилась большая работа, ведь важно было не только сунуть бумажку с портретом кандидата, но и ответить на вероятные каверзные вопросы. Политическая жизнь бурлила, и молодые люди в рамках проводимых кампаний начинали познавать процесс целиком, от основания до самых высот. Именно тогда, подчеркнем, выявлялись лидеры, которые затем шли дальше, и некоторых из них мы сейчас действительно наблюдаем в местной политике. При этом речь сейчас идет о выходцах из рядов самых разных политических партий. 

Студенчество давно показало себя как наиболее активная часть населения. Фото: Игорь Докучаев

Но шли годы, и системная оппозиция фактически перестала участвовать в выборах, заболела коммерцией, и все молодежные площадки постепенно сошли на нет. Какие-то слабые отголоски еще наблюдались на стыке десятилетий, но вскоре заглохли и они. Это, пожалуй, самая печальная веха в новейшей политической истории как страны, так и нашего региона в отдельности. 

В волонтеры я пойду

На молодежную политику, выражаясь уличным языком, «забили», но не будем забывать: запрос на участие в политической и просто активной общественной жизни у нового поколения по-прежнему велик. Разумеется, энергия должна была найти выход – порой активную молодежь заносит в разные, в том числе несистемные степи. Там, в отличие от живущих прошлым парламентариев, говорят с теми же студентами на их языке, без трескучих лозунгов и дежурных словесных конструкций. Немудрено, что активные парни и девушки с гораздо большей охотой слушают блогеров, нежели политика со стажем, который буквально прирос к своему креслу. В этом плане системная оппозиция проигрывает несистемной. 

Но было бы, разумеется, неправильно утверждать, что вся молодежь ушла в Facebook. Неплохой и при этом довольно мощной альтернативой стали общественные движения – в стране настоящий бум добровольческих объединений. В итоге мы получили огромное количество волонтеров, занятых в самых разнообразных проектах. Ведь что важно для молодого человека со здоровыми амбициями? Безусловно, проявить себя, найти применение своим талантам и присущей возрасту неуемной энергии. Экологи, урбанисты, помощники спасателей, активисты движений за защиту животных, помощи одиноким старикам и детям из неблагополучных семей – и все это, как правило, без политики. Более того, многие волонтеры намеренно дистанцируются от любых партий, и это желание обоснованно. 

В то же самое время весьма остро встал вопрос о преемственности в той же политике, о поколенческой смене кадров. Сегодня он как никогда актуален – как уже было сказано выше, общественники предпочитают не связываться с политическими течениями, четко разграничивая приоритеты. Но рано или поздно кто-то должен будет готовить смену молодых политиков, причем это касается не только действующей власти, так и оппозиции. А наличие серьезных кадров в рядах последней, как бы это ни прозвучало странно, выгодно обеим сторонам. Политика – среда конкурентная, которая превращается в болото в отсутствии острой борьбы. Стоит ли удивляться, что оппозиционные кандидаты на любых выборах практически не запоминаются, что, в свою очередь, сказывается на показателях? 

Системная оппозиция в нашей стране серьезно деградировала, и этот процесс продолжается. Давно ли вы слышали о каких-то действительно значимых проектах, воплощенных в Тверской области оппозиционными политическими партиями? Уверены, мы не откроем Америку, когда скажем, что пустующую поляну заняли не только общественники, но и журналисты. Взять хотя бы тот же образовательный форум «Медиасмыслы», который проводится с участием «МК в Твери». 

Современный волонтёр работы не боится! Фото: Игорь Докучаев

Безусловно, работа с молодежью может проводиться на уровне СМИ и общественных организаций. Но важно не забывать и о политике как о неотъемлемой части нашей жизни. Нравится нам это или нет, но жизнь в стране напрямую зависит именно от политических процессов. И вот здесь с представителями нового поколения должны работать профессионалы, заинтересованные в кадровом резерве. И не верьте, когда вам будут говорить, что современная молодежь инертна, не верит идеалам и ни в чем не заинтересована. Проблема отцов и детей поднималась еще в классической литературе, а противопоставлению «мы и они» лет столько же, сколько всему человечеству. Каждое последующее поколение – это новый взгляд на действительность, свежий подход и нетрадиционное решение острых вопросов. Но молодежь, которая подрастает сейчас, в наше время, действительно во многом отличается – она умная, живо интересующаяся всем, что происходит в мире и, самое главное, она задается вопросом о своем месте в обществе. Такой потенциал нельзя игнорировать, мы не можем себе позволить потерять целое поколение активных людей. 

Аргумент самый простой: если дать нынешней молодежи расти, лет через 10-15 мы будем жить немного в другой стране, потому что они придут на смену объективно стареющим политикам. Только разговаривать с новым поколением нужно не свысока, а как с равными. И обязательно конструктивно. 

Высказать своё мнение в анонимном голосовании можно здесь. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру