Тверская демография: что ты скажешь на это, Илон Маск?

Борьбу за человеческий ресурс выиграет тот, кто научится "упаковывать" проекты

07.06.2019 в 22:48, просмотров: 605
Тверская демография: что ты скажешь на это, Илон Маск?
фото^ KrasnoyarskMedia

На днях мне попалось на глаза одно интересное маркетинговое исследование: настолько интересное, что заслуживает как минимум большой программной статьи. Его провела рекрутинговая компания HAYS, которая специализируется на подборе персонала, зарабатывает на этом деньги, не имеет никакого отношения к политике, и ее социологии, надо полагать, можно доверять. Предметом исследования стала релокация сотрудников в регионы России: говоря проще, готовность и способность людей трудоспособного возраста к переездам внутри страны в связи со сменой места работы.

Великий перелом

Одно это уже должно возбудить человека, мало-мальски интересующегося социологией и особенностями нашего национального характера: ведь общеизвестно, что главное в жизни среднестатистического россиянина - это дом. После войн, революций и прочих катаклизмов, которые метали русского человека веками, как щепку, он больше всего ценит насиженное гнездо и не готов так же легко бросить дом из-за работы, как какой-нибудь европеец. Россиянин ценит свой угол больше, чем карьеру!

Но вот тут-то рекрутинговое агентство HAYS и делает свое удивительное, и даже, не побоюсь этого слова, эпохальное открытие: 35% опрошенных сообщили, что готовы переехать в другой регион в рамках карьерного развития, 57% ответили, что готовы рассмотреть такой вариант, и только 8% наотрез отказались переезжать.

Для ясности: было опрошено 2662 человека в возрасте от 18 лет, при этом 26% входит в возрастную категорию 29 - 50 лет, 74% - мужчины, 26% - женщины. 69% опрошенных состоит в браке, 64% имеет детей. Таким образом, списать результаты исследования на то, что рекрутеры, мол, опрашивали одиночек, у которых ни семьи, ни кола-двора, не получается.

Но это еще не все: оказывается, повышение заработной платы вовсе не единственная важная причина, толкающая опрошенных на переезд. 61% посчитали очень важной такую причину, как повышение в должности и возможности развития карьеры. На третьем месте самых важных причин - интересный функционал/проекты. Также важным оказался баланс между личным и рабочим временем, возможность обучаться за счет работодателя, инфраструктура города.

На адаптацию больше чем половине опрошенных понадобится всего от 1 до 3 месяцев. 53% готово работать на новом месте от 2-х до 3-х лет, при этом 87% готовы погостить подольше при условии финансового роста, 81% - при условии карьерных перспектив.

О чем же говорит этот опрос? А говорит он о том, что в национальном сознании происходят серьезные сдвиги, и в отношении к труду россияне дрейфуют в сторону Европы. Портрет человека, на которого предлагает ориентироваться российским работодателям в ближайшие годы HAYS, выглядит так: он не одинок, у него есть семья, но работа является для него ценностью, и он готов быть мобильным ради интересной, приносящей удовольствием работы.

А значит, если рекрутинговое агентство ничего не напутало, проводя свои опросы, уже в ближайшее время регионы России столкнутся с новым интересным вызовом: впервые за десятилетия, а может, и за века появляется мобильная трудовая прослойка, за которую можно конкурировать. Вот он, реальный шанс для территорий с демографическими проблемами, стареющим населением! При этом очевидно, что нужно делать в борьбе за "ничей" человеческий ресурс: его получит тот, кто сможет предложить интересные проекты. Я подчеркиваю это слово жирным красным. Обратите внимание: не эффективные, не окупаемые, не с бюджетным или частным финансированием. Речь тут не про трезвый рассудок и голый расчет. Главное - интересные, то есть вызывающие некие эмоции. Регион не важен, главное - интересный проект или возможность карьерного роста, - ответил 51% опрошенных на вопрос "Переезд в какой регион России вы готовы рассмотреть?".

Значит, абсолютно у всех регионов, включая нашу Тверскую область, есть шанс заполучить внутренний трудовой поток мобильных специалистов и поправить свои демографические показатели. Запомним это!

Муж в Тверь

А теперь было бы неплохо понять, насколько регионы конкурентноспособны уже сейчас в борьбе за работающего человека. Конечно, такие исследования, как у HAYS, не дают полноценной "картинки", но кое-какие выводы из итогов опроса сделать все же можно.

На первый взгляд, налицо парадокс: Тверь оказалась на 19 месте в списке самых привлекательных для релокации городов - о ней упомянуло 8% опрошенных. Одновременно она же попала и на 15 место самых непривлекательных для переселения городов с результатом 16%. Что характерно, примерно такие же результаты у других областей ЦФО. У нас проблемы с инфраструктурой, зарплатами, репутацией? С чем?

Увы, на этот вопрос ответа рекрутинговое агентство уже не дает. Но поразмышлять на тему стоит. Потому что Тверская область, как и все "исторические" регионы Центральной России, имеет негативные демографические тенденции, и областное руководство во главе с Игорем Руденей бросает все административные и бюджетные силы на решение именно этих, демографических, проблем. Потому что сейчас в регион за пару-тройку лет зашли огромные миллиардные инвестиции, и уже скоро встанет вопрос о квалифицированных трудовых кадрах. Потому что нашу молодежь вымывает в Москву и Питер: и ее нужно кем-то замещать - желательно такими же амбициозными молодыми людьми, живущими в цифровом технологическом укладе. Потому что в мире развивается новая экономика знаний, и хотя Россия тут, прямо скажем, пока в отстающих, но переконфигурация в связи с переходом на эту новую экономику внутри страны уже пошел. Битву за мобильных специалистов нужно выигрывать здесь и сейчас.

Но если в случае с коренным населением и демографическими мерами все довольно понятно: нужна поддержка рождаемости, работа по повышению продолжительности жизни, качества жизни, нескончаемая работа в социальной сфере - и тут, мы видим, регион старается изо всех сил, то в случае с мобильными "россиянами-карьеристами" требуется кое-что другое.

Вернемся к теме интересных, вызывающих эмоции проектов, на которые падки любители релокации.

Идея как товар

Если хорошенько вдуматься во все это, станет ясно: запрос сформулирован не на сами проекты, а на идеи проектов. А поскольку идеи должны иметь некую материализованную форму, стоит сделать еще одно уточнение: конкуренцию за трудовой ресурс выиграют регионы, которые смогут красиво упаковать свои проектные идеи.

Так что можно сколько угодно иронизировать по поводу таких глобальных проектов, как "Тверь Экспо" или "Тверь Сити", которые уже потрясли многих своей эстетикой и масштабом, но пока не запущены. Как парадоксально это ни звучит, они успели принести реальную пользу региону еще на стадии дизайнерских 3D-макетов: потому что это как раз и есть круто упакованная проектная идея. Она интересна, она визуальна, она понятна, и она вызывает эмоции.

Грамотно отвечать на запрос нового поколения людей, адаптированных к новому экономическому укладу, придумали не в нашем регионе и даже не в нашей стране. Но мы все, конечно, знаем человека, который умеет продавать упакованные идеи проектов лучше всех в мире. Это Илон Маск, который наглядно показал, как выигрывать конкуренцию в эпоху цифровых технологий: сначала этот гений маркетинга родил идею, а потом несколько лет, упаковав, продавал ее и только ее. "Гиперлуп" Маска - это идея, ее презентация, макеты и тучи роликов. Но у нее уже есть капитализация, и миллионы людей по всему миру готовы сорваться с места и присоединиться к проекту. Прежде чем первая ракета Маска успешно запустилась и приземлилась, много лет у проекта не было ничего, кроме крутой идеи и упаковки. Однако он оброс деньгами и трудовыми ресурсами уже на этой допроизводственной стадии. И так - со всеми проектами Маска.

Можно сколько угодно кривить губы и говорить банальности в духе "Ракеты Маска собрали бы на Челябинском тракторном заводе". Горькая правда для завода заключается в том, что он проиграл конкуренцию за инвестиции и трудовые ресурсы Маску, как только был смонтирован первый ролик, потрясший воображение. Если провести опрос в тверском интернет-сегменте, ради какого проекта люди готовы на переезд, боюсь, Маск побил бы тракторный завод с сухим счетом, хотя Челябинск ближе и роднее.

Точно такую же вещь можно обнаружить, пообщавшись на тверские темы с жителями столицы: вы вряд ли найдете человека, которого заводит и вдохновляет вакансия условного экскаваторного производства. Зато про "Государеву дорогу" слышали уже многие, и эта проектная идея, не имея, казалось бы, никакого отношения к реальным производствам, уже вовсю работает на образ региона. Для человека извне она означает, что в регионе идет движуха, что в этом месте происходит нечто интересное, а ради интересного (мы же помним, да?) можно собрать вещи и устроить трудовой переезд.

В западной публицистике, посвященной экономическим проблемам, все чаще мелькает мнение, что движок у нового технологического уклада, основанного на "цифре", не технический, а гуманитарный, и генерирует он не железо, а идеи. Так что, размышляя о тверских демографических проблемах, придется учесть и "эффект Маска": способность дополненной информационной реальности быть привлекательнее для людей, чем проекты без идей и упаковки, предложенные здесь и сейчас.