Цифровая кровь: чего лишаются и что получают тверские киберспортсмены

Теперь слово "геймер" может звучать гордо

06.08.2019 в 14:42, просмотров: 387
Цифровая кровь: чего лишаются и что получают тверские киберспортсмены
Был проблемный подросток, стал киберспортсмен. Фото: tayga.info

Приставку «кибер» (cyber) используют, чтобы придать слову технологичный, цифровой окрас. Киберденьги, например, или киберпреступность. А еще есть киберспорт. С ним в Тверской области полный порядок, и уже больше года действует соответствующая федерация – кстати, официально зарегистрированная. Теперь наш регион полноправно представлен в уже Всероссийской федерации киберспорта. Что это дает? В первую очередь – доступ к официальным турнирам. А они, между прочим, сулят юным спортсменам неплохие призовые. Так, например, в июле 2019-го американский подросток выиграл 3 миллиона долларов на чемпионате мира по игре Fortnite. 

Очередь к новинкам игрового мира на крупнейшем фестивале Comic Con. Фото: Сергей Савинов.

Серьезный спорт

- Мы представляем все дисциплины, зарегистрированные в России в качестве спортивных: «Боевая арена» (DOTA2), «Соревновательные головоломки» (Hearthstone), «Стратегия в реальном времени» (Starcraft 2, Warsraft 3), «Технический симулятор» (World of Tanks) и «Спортивный симулятор» (NHL, NBA), - рассказал «МК в Твери» председатель Тверской федерации киберспорта (ТФКС) Вадим Абрамкин. - Кроме того, ФКС России работает над признанием еще двух дисциплин: «Шутеры» (CS:GO) и «Файтинги» (Mortal Kombat, Tekken). Также ФКС России продолжает сотрудничество с Российским футбольным союзом в рамках футбольной дисциплины «Интерактивный футбол» (FIFA), проводя совместно с РФС официальные кубки и чемпионаты страны по киберфутболу. На данный момент перед нами не стоит задача привлекать участников в ряды тверской федерации, так как мы проводим отборочные турниры, участвовать в которых могут люди, не состоящие в ней. Списки победителей передаем уже на следующий этап - всероссийский.  

Официально участвовать в турнирах можно начиная с 14 лет. Но у некоторых игр есть более высокий возрастной ценз из-за сцен насилия. К слову, чтобы поехать на соревнования, нужно получить справку у терапевта и оформить спортивную страховку. На данный момент в Тверской федерации всего четыре человека. Членство дает им возможность попасть на некоторые закрытые турниры и получить всевозможные «плюшки» от спонсоров. Но, как заявляют организаторы тверской ФКС, вступить в их ряды может каждый желающий, надо только подать заявку.  

Показ мод на Comic Con - девушки в образах самых современных игровых процессоров. Фото: Сергей Савинов.

- Мы проводили отборочные соревнования на Кубок России 2018 по играм DOTA2, Clash Royale, а также StarCraft и Hearthstone, - продолжает Вадим Абрамкин. - Победители участвовали в следующем этапе и защищали честь области среди других регионов. Команда по DOTA2 прошла дальше всех остальных и заняла, насколько я помню, 8-10 место. Средний возраст участников соревнований 18-20 лет – это молодые юноши, студенты, учащиеся старших классов, которые увлечены игровой сферой и желающие развиваться в ней профессионально. Девушки в компьютерном спорте, конечно, есть, но их доля гораздо меньше. Я бы сказал, одна девушка на 50 юношей. Хотя непрофессионально играет больше – соотношение примерно 1 к 20. Мы стараемся создать тусовку («комьюнити») среди игроков, многие из них познакомились, сдружились и общаются вне турниров ФКС, участвуют в других состязаниях. 

Турнир по КС. Тут непонятно, стресс уходит или приходит. Фото: Краснодарские известия

Впрочем, не только на турнирах можно проявить себя как профессионал. Фанаты онлайн-игр иногда устраивают «междусобойчики». Знакомые по игре ребята скидываются небольшими суммами (обычно от 100 до 1000 рублей) и устраивают «зарубы» команда на команду. Победители забирают банк. Тут все строится исключительно на доверии. Такие матчи проводят в основном школьники и студенты. А бывает, что и взрослые дяди решают тряхнуть стариной после напряженного дня на работе. Некоторые фанаты онлайна даже умудряются подрабатывать тренерской деятельностью, что, впрочем, большая редкость. 

- Несколько лет назад ко мне обратились ребят, играющие в авиасимулятор, в который я на тот момент «рубился» уже много месяцев и набрал очень неплохой рейтинг, - рассказал инженер Алексей. – Они попросили меня потренировать их перед каким-то турниром. Вроде бы школьным. Я не уточнял, даже не знал, из какого они города. Через наушники держали связь, отработали действия эскадрильей, заход на цель, прикрытие и так далее. Недели две летали, поняли у кого какие сильные и слабые стороны, кто что должен делать. Деньги присылали за каждую тренировку – они скидывались по 50 рублей. Заработал две тысячи: вроде немного, но приятно, даже почувствовал себя настоящим экспертом. 

Косплей любимых игровых персонажей достиг уровня настоящего искусства. Фото: Сергей Савинов.

Как видим, киберспорт давно вышел из подполья, и теперь это официально признанная сфера. Трансляции турниров собирают миллионные аудитории, а юные геймеры становятся звездами интернета, делая обзоры на новинки и выкладывая записи прохождения игр. При этом есть и обратная сторона явления. 

Увлечение подростка компьютерными играми может серьезно осложнить отношения в семье. Действительно, это благодатная почва для конфликтов. Но кто может предугадать, из-за чего вообще могут ссориться дети и родители? Это давняя история, которая началась задолго до изобретения компьютеров. Сейчас конфликты приняли другую форму, но остались неизменными по содержанию. Как и в любом сложном явлении, тут нелегко найти правых и виноватых, каждый вносит свою лепту.

Мы поговорили с девушкой, для которой увлечение играми стало отправной точкой серьезных жизненных изменений. Ею оказалась стройная общительная блондинка, совсем не похожая на стереотипного компьютерного «задрота» (то есть чрезмерно увлеченного), который бежит от суровой реальности в выдуманный цифровой мир. Так как речь идет о личных переживаниях, девушка попросила не называть ее реального имени, а использовать один из многочисленных игровых ников, и представилась как М'кей. 

Исповедь киберспортсменки 

- Я отучилась в Тверском государственном техническом университете, сейчас работаю главным бухгалтером, - рассказывает М'кей. - Онлайн-играми увлекаюсь где-то с 14 лет. Начинала с World of Warcraft. Сейчас больше предпочитаю single player (на одного игрока – ред.), в основном на PS4 (игровая приставка Sony PlayStaion 4 – ред.). Что касается онлайна, то «Underlords» - это последнее игра, во что я играла. В тверской федерации киберспорта формально состою, но играла и тренировалась последний раз примерно год назад. Я играла в первых проводимых Вадимом Абрамкиным турнирах просто так, ради идеи. Насколько помню, компьютерный клуб был на улице Спартака. 

Наша героиня утверждает, что в играх всем давно наплевать, какого ты пола. Лет 8 назад это имело какое-то значение, потому что все думали, что девушки не играют в RPG (от англ. Role Playing Games, жанр ролевых игр на «прокачку» персонажа – ред). Тогда отношение было более джентельменское, и «плюшки» в виде дарового снаряжения нередко просто дарили. Теперь все изменилось. В онлайне царит истинное равноправие. Это своеобразная цифровая копия реальных человеческих отношений. И, как в реальном мире, будет ли человек развиваться или деградировать, зависит главным образом от него самого. 

- Моя мать несколько лет назад была очень предвзята к компьютерным играм, - продолжает М'кей. - Каждый раз, когда я играла, она была предельно возмущена этим фактом и выгоняла из-за компьютера. Для меня это было средством расслабления, и я не особо понимала, почему меня каждый раз шпыняют. У кого-то книги, у кого-то телек. Каждому свое. Как раз лет в 15-16 у меня, появилась подруга, к которой я уходила на выходные с ноутбуком, чтобы не мешать домашним своими «тупыми играми». А в 18 лет я пошла работать помощником бухгалтера в одну московскую фирму. Уставала изрядно. Поэтому своими игровыми похождениями могла заниматься только по выходным, иногда появлялось время по вечерам. Потом в фирме произошел казус, и на меня свалили кучу обязанностей. Работа и учеба в университете навалились как-то сразу и серьезно давали о себе знать. Я все так же уходила к подруге, мать все так же думала что я играю в свои «игрульки» и это на меня плохо влияет, и вообще, что я скорее всего ухожу гулять и пьянствовать. В общем, в один день ей это надоело. Помимо обычных скандалов начались настоящие истерики. Я ей говорила, что, судя по всему, нам вместе не ужиться и что хочу съехать. Денег на тот момент зарабатывала достаточно, чтобы снять комнату. Мне, само собой, съехать не позволили. 

М'кей искала в играх отдыха, а нашла новый круг общения и стимул к развитию. Фото: Личный архив героя публикации.

Однако череда ссор продолжилась. Несмотря на вполне успешную учебу и наличие постоянной работы по профессии, девушка не получала признание матери. Так через некоторое время напряжение достигло апогея, и наступил переломный момент.  

- После кибертурнира я собрала у себя друзей, все было вполне прилично, но после этого терпение у мамы кончилось, и меня выгнали из дома, - вспоминает М'кей. - Не скажу, что мать плохая или что она была неправа. Я ее понимаю, отчасти я такая же истеричная мадам. Но пилить ребенка за игры никому не советую, это может плохо обернуться. В итоге я съехала и стала жить самостоятельно, обеспечивать себя сама и таким образом как бы повзрослела. Отношения с мамой у меня с тех пор наладились. На самом деле онлайн-игры могут принести пользу, не совсем очевидную для непосвященного человека. Например, интересные знакомства с людьми из других городов и стран. С некоторыми я до сих пор очень часто общаюсь. Ребята, с которыми я играла в WOW (сокращение от World of Warcraft – ред.), зовут к себе в гости. Общаемся уже около 8-10 лет. Но так и не сложилось увидеться вживую. Еще онлайн-игры помогают не забывать английский, так как во многих нет перевода, а если участники из разных стран, общаются чаще всего именно на английском. С одним своим парнем я познакомилась в игре, но это был не самый удачный опыт. Сейчас у меня прекрасные отношения с другим молодым человеком. Не сказать, что он ярый фанат онлайн-игр, но все же поиграть любит. С ним как раз возобновили игру в WOW, патч (дополнение – ред.) Battle for Azeroth. 

Кибертурнир прошлого. Фото: pikabu.ru

Мнение психолога

Екатерина Новикова, постоянный эксперт «МК в Твери», сертифицированный гештальт-терапевт: 

- Киберспорт развивает в подростках навыки коммуникации, тренирует реакцию, многофункциональность, усидчивость и умение игнорировать внешнюю обстановку. Именно поэтому относиться к нему следует как к любому виду спорта: тренировки, строго определенные по времени, должны чередоваться с обычной, «реальной» жизнью. Насыщенной прогулками, общением с семьей, друзьями, хобби, не связанным с компьютером и виртуальной реальностью. 

Необходимо уделять особое внимание тайм-менеджменту, работе с постановкой целей, обучению игроков навыкам психической стойкости. Однако и слишком жесткого ограничения со стороны родителей быть не должно. 

Назвать киберспорт злом однозначно нельзя. Но в процессе игры геймеры могут сталкиваться с тревогой, депрессиями и другими проблемами психического здоровья. Они склонны к игровой зависимости. Конечно, далеко не в каждом игроке может развиться серьезная проблема психического характера. Но каждый будет сталкиваться со стрессом, неуверенностью и негативом в разных формах. Необходимо заниматься психологическим информированием и тренировать навыки, чтобы научиться преодолевать эти препятствия. 

Фильмы, книги, игры - теперь эти сферы нашли воплощение в реальности. Фото: Сергей Савинов.