Робот проектировщика не заменит

Робот проектировщика не заменит
Фото из архива ООО «Тверьавтодорпроект»

В третье воскресенье октября отмечается День работников дорожного хозяйства в России. Накануне профессионального праздника «МК в Твери» задал несколько вопросов по специальности руководителю известной в регионе проектной организации «Тверьавтодорпроект» Евгению Громову.

Фото из архива ООО «Тверьавтодорпроект»

- Евгений Федорович, давайте начнем с мостов. Насколько известно, ваша компания приложила руку к проектированию моста через речку Дойбицу в Новом Завидово. Речка неширокая, тем не менее, проект реализовывался небыстро. Какие сложности там возникли?

- Действительно при реализации проекта строительства данного моста, а именно, при погружении свай фундамента возникли сложности. Валуны, залегающие в грунте на глубине несколько метров, не позволили легко и быстро осуществить забивку свай. Потребовались дополнительные исследования и корректировка проектных решений.

- Как вы уже рассказывали нашей газете, работа проектировщиков начинается с геодезических замеров, затем идет геологическое исследование грунта под будущей стройплощадкой. Но разве общих научных представлений о строении материка Евразия недостаточно? Например, в силурийскую эру Тверская область была дном моря, затем поднялась и сформировалась из таких-то песков, известняков и суглинков, плюс морена ледниковых периодов. Их плотность давно известна. Зачем бурить 25-метровые шурфы?

- Пример моста через речку Дойбицу в Новом Завидово убеждает, что грунтовые условия настолько многообразны, что экономия на исследовании грунтов вблизи будущего сооружения, как правило, приводит к издержкам в ходе производства строительно-монтажных работ. Еще один пример – тоннель в Чуприяновке.

- Обратимся к теме приснопамятного Западного моста в Твери. Во время визита в Тверь президента в начале 2018 года прозвучали оценочные цифры стоимости работ – 10 млрд. рублей. Какую часть «съедает» проектирование? Зачем нужен новый проект самого моста? Почему нельзя воспользоваться типовым, разработанным ранее для других рек, ведь переменной величиной здесь будет только длина пролетов, а механизм сопряжения с берегом одинаков?

- Западный мост является уникальным объектом, такие мосты по размеру относят к «внеклассным мостам». Для таких мостов применение типовых проектов или аналогов, разработанных для других рек, очень опасный путь. Стоимость проектирования может достигать 5-10% от стоимости строительства, но попытка сэкономить на проектировании, например, за счет гидрогеологических или экологических изысканий, может привести к непоправимым последствиям.

- Ориентировочно названный тогда же срок его постройки – 2023 год – вам представляется сегодня реалистичным?

- Да, вполне реалистичный срок. Современный уровень мостостроения в России очень высок, все мы знаем, как быстро построен Крымский мост. Технических и технологических проблем для строительства Западного моста в Твери за 3-4 года нет, нужны соответствующие финансы.

- Относительно недавно прозвучала тема и еще одного моста через Волгу – на выезде из города в сторону Москвы. А с точки зрения дорожных проектировщиков, какие еще мосты не помешали бы Твери?

- Северный обход Твери автомагистралью М11 с мостом через Волгу первоначально планировали построить к чемпионату мира по футболу 2018 года, но позднее было принято и реализовано решение реконструкции существующего южного обхода города. Такое решение позволило сэкономить бюджетные средства. Однако в будущем отсутствие северного обхода Твери будет осложнять транспортную обстановку на улично-дорожной сети, так как сейчас транзитное движение от трассы М10 «Россия» на Бежецк осуществляется по мостам и улицам города.

Что касается Твери, места будущих мостов определены генеральной схемой развития города. Это уже упомянутый Западный мост, мосты через Волгу в створе улицы Благоева и в районе Больших Перемерок, а также мост через Тверцу в районе деревни Глазково.

Фото из архива ООО «Тверьавтодорпроект»

- Перейдем к дорогам. По инициативе губернатора в Тверской области внедрен региональный стандарт качества дорожных работ. А по вашим наблюдениям, у нас научились делать нормальные долговечные шоссе?

- Теперь можно уверенно утверждать, что да, научились. Такой результат стал возможен благодаря принципиальной нацеленности власти на повышение качества дорожных работ и требований к подрядчикам. Соответствующие стандарты были утверждены правительством области в 2017 году. Подрядные организации, желающие работать на дорожных объектах области, были вынуждены «подтянуться» – закупить новую технику, повысить квалификацию своих специалистов, освоить новые технологии. Надеюсь, что этот процесс стал необратимым и хорошие подрядные организации еще долго будут работать в нашей области.

- «Московский» асфальт, на удивление, не потрескался на морозе и не растаял со снегом весной. Выходит, оптимальная технология для ремонта тверских дорог найдена? Есть ли препятствия на пути ее широкого внедрения?

- Профессиональное название «московского асфальта» - щебеночно-мастичный асфальтобетон. Именно такой материал стали применять в Твери и Тверской области в последние годы. Практика доказала, что это хороший материал для покрытия дорог в нашем регионе и технологических проблем для его широкого применения уже нет. Можно только отметить более высокую стоимость щебеночно-мастичного асфальтобетона в сравнении с традиционным.

- Впрочем, качественные дороги умели делать издавна. Говорят, жители Калининградской области до сих пор ездят по автобанам, построенным, извините, еще при немцах. В чем секрет их долговечности?

- Никакого секрета долговечности немецких автобанов нет. Здесь происходит подмена понятий. Шоссе, построенных еще при немцах, давно не существует, если говорить о тех, которые построены в первой половине ХХ века. Срок службы автодороги составляет 30-50 лет, по его истечении возникает необходимость реконструкции. На автобанах времен Восточной Пруссии в более поздний период были проведены дорожные работы, которые и позволяют ездить там современным большегрузным и высокоскоростным автомобилям. Верно только одно (и это не секрет) – качественное выполнение работы, характерное для немцев, залог долговечности и надежности. В России стали понимать и следовать этому «секрету».

- Недавно в интернете прошла информация, будто в Китае новые дороги строят со скоростью 1 км полотна в час! Реально ли, на самом деле, так организовать технологический процесс без ущерба качеству?

- Действительно, в интернете имеется подобная информация. Обычная рабочая скорость асфальтоукладчиков наших подрядчиков составляет около 300 м/час (5 м/мин.), что позволяет обеспечить надлежащее распределение асфальтобетонной смеси и ее качественное уплотнение. Увеличение скорости более чем в 3 раза теоретически возможно, но стремиться сделать такую скорость нормой – нереальная задача. Скорость 1000 м/час – это рекорд ради рекорда, который не может быть нормой, так же как спортсмен не повторяет показанный однажды рекордный результат на каждой тренировке.

- В Твери, особенно в часы пик, ощущается переизбыток автотранспорта. Иногда даже хочется, как в Японии, разрешить выезд по четным числам четным номерам, и наоборот. Может быть, дорожные проектировщики подскажут более остроумный и гуманный выход? Появятся ли в городе новые транспортные артерии или уже негде? Не грозит ли расширение старым улочкам?

- Эта группа очень актуальных для города вопросов требует серьезного изучения. Хочу обратить внимание на закупку, осуществленную департаментом дорожного хозяйства Твери, по разработке комплексной схемы организации дорожного движения в границах городского округа «Город Тверь» (закупка №0836600003319000580). Техническим заданием этой работы предусмотрены комплексные исследования, а к каким результатам придут разработчики, можно спросить у работников департамента и у победителя тендера уже в декабре 2019 года.

Фото из архива ООО «Тверьавтодорпроект»

- На реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Тверская область в ближайшие пять лет получит из федерального бюджета почти 18 млрд. рублей. А вы, проектировщики, рассчитываете в связи с этим на какие-то амбициозные задачи и проекты?

- Такой размер расходов на развитие дорожной сети Тверской области не является «амбициозной задачей», скорее, это выход из многолетнего безденежья, которое привело к резкому ухудшению дорожной сети области. На фоне качественных федеральных дорог многие территориальные дороги Тверской области выглядят заброшенными, пришло время приводить их в порядок. Мы как проектная организация уже принимаем участие в реализации этой программы, готовы и дальше активно работать по ней.

- Есть ли у вас какая-то пока нереализованная профессиональная мечта? Например, создать что-то, что сохранит ваше имя в веках, как трехлучевая композиция центра Твери ассоциируется с именами архитекторов Никитина и Казакова.

- Этот пример задает очень высокую планку, наши мечты намного скромнее. Хорошо делать свою работу, поддерживать репутацию добросовестного исполнителя сегодня уже хорошо. Но есть и мечта. Вспомним известное изречение «Кадры решают все». Хотелось бы, чтобы тверские специалисты решали все дорожные проблемы региона. А сейчас многие дорожники, выпускники Тверского государственного технического университета, работают не по профессии. Причины разные, но понятно, что без надежных высококвалифицированных специалистов, желательно из своего региона, сложно содержать сеть дорог Верхневолжья протяженностью 15 тыс. км в безопасном и качественном состоянии.

- В нашу жизнь все активнее проникают роботы и прочий искусственный интеллект. Появился даже список новых профессий ближайшего будущего и перечень отмирающих профессий. А как на этом фоне себя чувствуют дорожные проектировщики? Роботы вас не заменят?

- Опасности, что роботы заменят наших специалистов, не чувствуем, хотя понимаем, что технический прогресс неизбежен. Вспомните, какими проектировщики были в эпоху «кульмана и готовальни». Теперь эти профессиональные атрибуты забыты, современные автоматизированные системы проектирования изменили требования к сотруднику, однако не исключили его из рабочего процесса. Когда роботы и искусственный интеллект войдут в практику проектирования, просто потребуются проектировщики нового поколения.

- Будем надеяться, внедрение роботов не отменит профессиональных праздников. А вы что пожелаете коллегам в День работника дорожного хозяйства?

- В любой профессиональный праздник люди, отдавшие своему делу годы, острее ощущают его важность для развития государства и испытывают чувство гордости от причастности к этому. Дорожники - особая группа людей. Большие расстояния, неблагоприятные погодные условия являются обычными условиями работы, которые выдерживают не все. Желаем всем труженикам отрасли здоровья, профессиональных успехов и хороших заказчиков.

на правах рекламы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру