Раввин Твери рассказал о женщинах и когда к ним нельзя прикасаться

Раввин Твери рассказал о женщинах и когда к ним нельзя прикасаться
фото: Кристина Белякова

В Твери живут представители почти 20 национальностей, и, надо признаться, мы не очень хорошо знакомы с их обычаями и традициями. Даже о важнейших темах внутренней жизни разных народов носители иных культур имеют весьма смутное представление.

Возьмем для примера центральный пункт в линии жизни человека «родился-женился-умер», а именно тот единственный момент, когда решение делается осознанно и самостоятельно. Разговор об этом важнейшем событии – женитьбе (замужестве) – будет не совсем обычным, потому что гость редакции –  раввин города Твери Йошуа Розенцвейг, и речь будет идти с точки зрения еврейской традиции.

– Если Адаму было сказано, что он в поте лица будет есть хлеб, то Еве: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою», – так начал этот разговор Йошуа Розенцвейг. – Это означает, что либидо женщин сильнее мужского. Связано это с не всегда осознанным стремлением к материнству. Родители девушки знают, что на них лежит обязанность с наступлением определенного возраста выдать дочь замуж. Если же она в брак не вступает, то вольна устраиваться в жизни как может. Что можно требовать от слабой женщины?

Один из трех путей

– Расскажите, пожалуйста, о брачном ритуале.

– Жена приобретается тремя путями – деньгами, документом и близостью. Перед лицом свидетелей мужчина вручает ей кольцо или другой предмет со словами «Вот этим ты посвящаешься мне в жены» и ксуву, в которой записано, что он обязуется ее кормить, поить, обувать, жить с ней как муж.

Слышали жаргонное словечко «ксива»? Так украинские и польские евреи называли «ксуву», то есть брачный договор. Из иврита много слов пришло в русский язык, например, «шмон». В одесской тюрьме каждый день в восемь часов вечера проводился обыск. «Шмона» на иврите значит «восемь».

Если мужчина при свидетелях вручил жене кидушин (переводится как «посвящение») – более или менее ценный предмет стоимостью не меньше пруты (мелкой серебряной монеты весом в ячменное зерно) – и сказал при этом: «Будь же мне посвящена по закону Моисея и Израиля», а она взяла это при двух свидетелях-евреях, которые соблюдают субботу, то все, брак заключен. Такая простота бывала источником коллизий, не всегда забавных. Исторические хроники сохранили их описание.

– В каком возрасте девушка выходила замуж?

– Закон не выдает четких инструкций, до какого возраста необходимо отдать девушку замуж. Но в устной Торе сказано, что это можно сделать после того, как ей исполнилось 12 лет, и при наступлении половой зрелости. Категорически не принято у нас выдавать против воли. Написано, что отец имеет право обручить ее сразу после рождения, но там же для самодуров-отцов сказано, что не следует пользоваться этим правом, надо дождаться, когда она вырастет и скажет, за кого хочет выйти.

13-летний мальчик может вручить девушке кидушин и подписать ксуву, что обязан ее содержать. Но поскольку евреям жилось тяжело – действовал запрет на профессии, ограничения в занятиях, – возникла практика, что родители жены содержали зятя некоторое время.

Отец обязан содержать свою дочь, пока она живет в его доме, и имеет право освобождать ее от обетов – до тех пор, пока у нее не появится муж. Есть у нас такая процедура – разрешение от обета, опрометчиво данного перед Всевышним. Проводит ее, как правило, раввин. А от обета перед человеком может освободить только этот человек.

Что касается сына, то отцу предписано сделать ему обрезание (или дать поручение тому, кто умеет это делать), обучить Торе, ремеслу, плаванию и женить его. По правилам, он предлагает сыну три кандидатуры в жены. Если они его не устраивают, тогда отец может устраниться – пусть теперь сам ищет.

Проблемы воспитания

– Как долго у молодых продолжался досвадебный период?

– Встречаться до свадьбы? Боже сохрани! И в наше время есть такие круги – в Израиле, Америке, Европе, в которых жених и невеста впервые видят друг друга только на свадьбе. Сказано, что женщина может выходить замуж вслепую, потому что может сделать из мужа то, что ей надо. И там же, в Талмуде, написано, что женщина мечтает иметь мужа хотя бы размером с пшеничное зернышко, чтобы иметь возможность сказать другим женщинам: «А мой муж говорит так-то», чтобы ощущать поддержку благодаря его авторитету.

Один человек как-то рассказал, что его, когда он приехал в 70-х годах в Америку, решили женить на девушке из религиозной семьи. Молодые люди созвонились и пошли в кафе – со временем даже в этих кругах происходят изменения. Парень уже знал, что перед дверью девушку не надо пропускать вперед, но – проклятое воспитание подвело. И поэтому больше они не встречались.

И упаси боже подавать руку! Прикасаться к женщине, если это не твоя жена, мама, сестра или дочь, нельзя. В отношениях мужчины и женщины надо придерживаться скромности. Разрешишь себе рукопожатие, за ним последует что-то более серьезное. Любое прикосновение вызывает определенные чувства. И к чему это?

Сказано, что, если мужчина смотрит даже на палец женщины с целью получить удовольствие, он совершает большой грех. У Пушкина в «Каменном госте» Дон Гуан замечает под покрывалом узенькую пятку. Лепорелло говорит, что с него и довольно – воображенье в минуту дорисует остальное.

Не все знают, что при тверской синагоге существует музей. Кстати, в нем можно увидеть образцовую еврейскую семью. Фото: Кристина Белякова

Нельзя лишать жену украшений

– Где свадьба, там, с большой вероятностью, к сожалению, и развод.

– Если жена хочет развестись с мужем, она приходит в раввинский суд и говорит... Что в таких случаях говорят? Пьет – не повод для развода. Вот если пьет и лишает одежды и пропитания, тогда да. Или если лишает жену украшений, цена которых ему доступна. И уж тем более если он пренебрегает ею как женщиной. Супругов пытаются примирить, а если это не удается, что ж, развод лучше сожительства ненавидящих друг друга людей. Если оснований для развода достаточно, женщина получает деньги по ксуве, и они расходятся.

В конце X века нашей эры по инициативе бесспорного лидера еврейства рабби Гершома было принято формальное запрещение давать жене развод без ее согласия. Раньше бывало так, что муж бросал жену, не дав ей развода, и она не могла выйти замуж и завести себе новую семью. Теперь это исключалось. Ашкеназские, то есть европейские общины могли объявить отлучение тому, кто возьмет себе жену, не разведясь с первой. Гершом знал, о чем говорил, –  у него самого было две жены, уже в те времена случай совершенно исключительный. С античных времен не сохранилось сведений, чтобы кто-то имел больше одной жены, кроме тех евреев, которые жили в восточных странах, где это было принято.

Действует еще один закон, в соответствии с которым женщина не имеет право  выйти замуж за мужчину, в прелюбодеянии с которым ее обвиняют.

Если замужняя дама вела себя с мужчиной недопустимо вольно, но доказательств, что она была с ним близка, нет, муж все равно может потребовать развод. И по предписанию суда она может выйти замуж за кого угодно. Но не за того человека, в супружеской измене с которым она заподозрена. Так что, если понравился какой-то мужчина, надо потерпеть до развода, чтобы потом иметь право сочетаться с ним браком.

В Твери это возможно

– Как осуществляется расторжение брака?

– Разводное письмо, как и многие важные документы, пишутся при свидетелях на пергаменте птичьим пером. В наше время мало людей, которые могут это делать, это поручают писцу, он называется сойфером. При бракосочетании ксува не обязательно должна быть выполнена на пергаменте. Жениться всегда проще, чем разводиться.

Письмо, написанное по сложным и строгим правилам, изложенным в Талмуде, вручается при свидетелях жене. Если супруги живут в разных странах или городах, то назначенный опять-таки при свидетелях посланец отправляется в путь, чтобы отдать ей, тоже при свидетелях, разводное письмо.

В письме, состоящем из 12 строк, пишется следующее: «Я, такой-то, называемый еще так-то (приводятся все имена, включая уменьшительные, чтобы не было сомнений, что это действительно он), свою жену, называемую так-то (по паспорту, на самом деле и так далее), в городе таком-то, находящемся на реке такой-то, отпускаю, и будь же она разрешена любому человеку».

Гидроним, не знаю почему, возможно, как самое устойчивое географическое название, обязателен.  Во всяком случае, развестись можно только в городе, где есть хоть какая-то река. Если нет, надо ехать туда, где есть. В Твери бракоразводный процесс возможен.

После этого по прошествии 90 дней, когда выясняется, что женщина не беременна, она снова может выйти замуж.

Аскетизм не приветствуется

– В последние годы стало чуть ли не модным стремиться к уединению, не связывать себя узами брака. Что вы об этом думаете?

– У нас категорически запрещен обет безбрачия и даже намерение безбрачия. Каждый мужчина должен жениться, каждая женщина должна выйти замуж. В старые добрые времена, если парню 20 лет, а он еще не женат, община могла принудить его жениться. Основанием для отсрочки могли быть большие успехи, которые он делает при изучении Торы. Он может избегать семейной жизни, потому что боится обязательств. Инфантильных мужиков всегда хватало, а в наше-то время особенно. Заявление известного эрудита Анатолия Вассермана о том, что он дал обет безбрачия и, более того, целомудрия, вызвало у меня большое удивление. Он не имеет право давать такой обет и даже не должен с себя его снимать. В истории с Вассерманом этого не требуется, потому что обет был, как сейчас выражаются, нелигитимным, не имеющим силы.

Женщина может не хотеть выйти за кого-то конкретного, но вообще-то ведь хочет. Чтобы женщина боялась брака, не хотела выйти замуж, такого не бывает, нет, не бывает.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру