Разведчики недр: как тверские продвигали науку о земных недрах

Разведчики недр: как тверские продвигали науку о земных недрах
фото: соцсети

Сегодня мы расскажем о том, как уроженцы нашего региона достигали успехов в самой, может быть, загадочной дисциплине – геологии. Интересно, что на территории Тверской области нет крупных месторождений, и в этом смысле наш край природа несколько обидела. Зато выходцы из наших мест становились крупными светилами геологических наук.

Первый лауреат

В 1926 году молодое советское государство учредило Ленинскую премию за достижения в сфере науки и техники. Первыми лауреатами этой премии (она несколько раз меняла название – была и Сталинской, и снова Ленинской, а сегодня это Государственная премия РФ) стали известные в стране ученые: генетик Николай Вавилов, агрохимик Дмитрий Прянишников, химик Алексей Чичибабин, фармаколог Николай Кравков. Среди имен лауреатов этой почетной государственной премии мы видим и нашего земляка – геолога Владимира Обручева. Советская Россия и Обручев ценили друг друга — государство давало ученому рабочие ресурсы, достойные задачи, признание, деньги. А он в ответ давал стране рекомендации по добыче полезных ископаемых, статьи, учебники и, главное, талантливых учеников.

Что сегодня средний тверитянин знает о Владимире Обручеве? Самые продвинутые вспомнят, что фильм «Земля Санникова» снят по одной из его книг. Удивительно именно то, что Обручева сегодня вспоминают не как ученого, а как писателя (кстати, одного из первых советских фантастов). Хотя сам Владимир Афанасьевич свои литературные опыты ставил куда ниже научных достижений и, в общем, не относился к ним серьезно. Впрочем, книги Обручева сегодня не переиздаются, а единственная его биография опубликована более полувека назад. Может даже сложиться впечатление, что имя и дела Обручева забыты – что, конечно, совершенно незаслуженно, поскольку такими людьми может гордиться и тверская земля, и далекая Сибирь, и даже воспетая им мифическая Плутония.

Владимир Обручев. Фото: Википедия

Поистине удивительна судьба этого человека. Он собирался стать военным – родился и вырос в семье капитана-артиллериста (в селе Клепенино Ржевского уезда Тверской губернии находилось родовое имение генерала Александра Обручева, деда будущего ученого). Владимир Афанасьевич мог остаться в истории известным путешественником, открывшим несколько горных хребтов – в юности мечтал посвятить жизнь именно географии, наносить на карту новые земли. А оставил свой след в десятке других дисциплин. Обручева считают одним из патриархов отечественной геологии за его исследования Сибири, Центральной Азии и Забайкалья (и за первые учебники по геологии, на которых учились несколько поколений «разведчиков недр»). В Сибири его и вовсе почитают как первого штатного геолога, составившего карту полезных месторождений региона. Собственно, не будет большим преувеличением сказать, что Обручеву обязана вся современная Россия, получающая немалую долю доходов от продажи сибирских нефти и газа.

Обручев принял революцию, и революция приняла его. В 1918 году Обручев получил звание доктора геологических наук «honoris causa» (без защиты диссертации) и по приглашению Народного отдела ВСНХ уехал в Донбасс на геологоразведку. Вернуться в срок ему не удалось — юг страны захватили белые. Обручев два года преподавал в Таврическом университете в Симферополе и только в 1921 году вернулся в Москву, где его немедленно избрали членом-корреспондентом Академии наук.

В 30-е годы именно Обручев добился создания комиссии по изучению вечной мерзлоты – в Сибири такие грунты составляют более половины территории, но до Обручева никому не пришло в голову создать специальную научную комиссию по изучению этого феномена. А впоследствии на базе комиссии был создан Институт вечной мерзлоты, первым директором которого стал опять же Обручев.

Наконец, последние десять лет своей долгой жизни (он умер в возрасте 92 лет) Владимир Афанасьевич возглавлял Российское географическое общество. И конечно, не будем забывать его литературное творчество – «Земля Санникова» и «Плутония», те самые образцы советской фантастики, которые даже сегодня можно перечитывать не без интереса. Хотя повторим, что даже эти книги не дают полного представления о личности их автора, чья удивительная судьба началась на тверской земле и стала образцом творческой, научной и управленческой добросовестности.

К слову, именем Обручева названы Кяхтинский краеведческий музей в Бурятии, библиотека Томского политехнического университета, несколько географических объектов, в том числе горный хребет в Туве, гора в верховьях Витима, оазис в Антарктиде, подводная возвышенность в Тихом океане у берегов Камчатки, улицы в ряде российских городов и даже минерал - обручевит.

Изучавший разломы

В открытии новых месторождений нет «вторых». Есть первооткрыватели, и именно их имена остаются в истории. Поэтому у тех геологов, которые имели амбиции стать в чем-то первыми, выбор был небольшим – уходить в академическую науку, где всегда остается простор для научных открытий. Такова судьба нашего земляка Николая Келля. Начав с полевых геологических исследований, он со временем фактически с нуля развил в нашей стране фотограмметрию (изучение характеристик физических объектов по фотографиям).

Николай Келль. Фото: peoples.ru

Николай Келль родился в селе Петровском Торопецкого уезда в 1883 году. В молодости он много времени провел в геологических экспедициях, изучал, в частности, вулканы на Камчатке (один из них впоследствии назвали его именем). Но после революции Келль увлекся «чистой» наукой. В то время набирала обороты геодезия – наука о формах и размерах Земли. Фотограмметрия же, строго говоря, была известна в Европе еще в 19-м веке. Однако в России именно Николай Келль превратил эту дисциплину в систему научных знаний, став первым в нашей стране доктором технических наук, защитившим диссертацию в сфере применения принципов фотограмметрии в геологических изысканиях (в некоторых статьях Николай Келль даже назван основателем отечественной школы фотограмметрии).

В 1930 году ученый издал первое отечественное фундаментальное практическое пособие для землемеров, маркшейдеров и топографов. В 1936 году он запатентовал свой стереомодулятор, облегчавший вычерчивание карт на основе фототриангуляции, и защитил докторскую диссертацию.

С 1947 по 1965 годы Николай Келль возглавлял Лабораторию аэрометодов геологических исследований АН СССР, которая в основном определила историю развития этого типа изысканий в нашей стране. Под руководством Николая Георгиевича лаборатория превратилась в ведущую научную организацию, в которой были заложены основы научных школ в области развития методов аэросъемки для изучения природных ресурсов. Именно Келль разработал методику первых аэрофотосъемок для изучения геологического строения определенных районов. Сегодня применение коптеров и авиатехники в геологии распространено повсеместно, но в 1930-е годы разработки Келля были поистине пионерскими. Именно ему принадлежит авторство метода «палетки», которым до недавнего времени пользовались все геологи – когда для устранения искажений на аэрофотоснимках и пространственной ориентации летящего самолета используется прозрачный пластиковый планшет с нанесенными координатами.

Примечательно, что разработанная Николаем Келлем фотограмметрия используется не только для нужд геологии. Фотограмметрия определяет форму, размер и другие характеристики объектов по их фотоизображениям. Поэтому в последние годы эти принципы получили использование, например, при составлении топографических карт в компьютерной системе 2-ГИС, в бонитировке процессов эрозии почв по спутниковым снимкам и в археологических раскопках. И даже в Голливуде фотограмметрия активно используется при совмещении на экране живых актеров и анимационных персонажей – как, например, в фильме «Аватар». Одним из самых последних случаев применения фотограмметрии стали компьютерные игры с «дополненной реальностью». Поэтому когда вы погружены в виртуальный мир, не забывайте, что в этой игрушке «работают» изобретения нашего земляка Николая Келля.

Изучивший разломы

Александр Пейве родился в семье переселенцев из Латвии в селе Семенцово Торопецкого района в 1909 году. Отец его был крестьянином, и Александр стал первым в своей семье, кто получил высшее образование. Окончив школу в Торопце, Пейве поступил на почвенно-геологическое отделение физмата МГУ. В 1930 году это отделение влилось в Московский геологоразведочный университет. С 1935 года Александр Пейве трудился в Геологическом институте Академии наук СССР. И проработал там полвека, став в итоге одним из светил отечественной геологической науки.

Александр Пейве. Фото: Википедия

Сферой научных интересов Александра Пейве была тектоника, то есть изучение глубинных разломов в геосинклинальных областях. Именно Пейве первым обратил внимание на океаническую земную кору и составил первую же карту тектонических океанических разломов. До сих пор именно она является основным источником знаний о составе и структуре морского дна для океанологов, геологов и военных. А сам Пейве считается в геологической науке первым человеком, сумевшим заглянуть в морские глубины и составить подробную карту морских тектонических разломов. Благодаря этому удалось открыть несколько месторождений различных минералов, расположенных на шельфах и морском дне (в том числе и знаменитые нефтегазовые месторождения «Сахалин-1»). Во всех геологических энциклопедиях Александр Пейве назван основоположником учения о глубинных разломах и составителем первой тектонической карты Мирового океана. Александр Пейве также основал первый научный журнал по своей дисциплине – «Геотектоника». Этого замечательного ученого не стало в 1985 году.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру