Тверской троллейбус: смерть или перерождение

Очередные спекуляции вокруг транспортной реформы оказались «уткой»

Очередные спекуляции вокруг транспортной реформы оказались «уткой»
фото: Екатерина Царева

До официального начала работы новой схемы пассажироперевозок осталось чуть более двух недель, и сама эта тема сейчас находится на пике обсуждений. Напомним, синие автобусы «Транспорта Верхневолжья» выйдут на линию уже 3 февраля. Однако бурные дискуссии в соцсетях разворачиваются сегодня вокруг еще одного участника тверских пассажироперевозок – речь о троллейбусе.

Слухи о его закрытии ходили еще с прошлого года, и вот недавно в интернет-пространстве опять пронесся слушок о том, что с 28 февраля движение электротранспорта приостанавливается. Но вот что интересно: горожан сюжет, судя по всему, не впечатлил. Многие откровенно говорят: им глубоко параллельно, на чем ездить – на троллейбусе или автобусе, лишь бы все ходило.

Стоит ли действительно опасаться транспортной реформы, и что на самом деле случится с троллейбусом? «МК в Твери» решил разобраться в ситуации и расставить все точки над «i».

Тень электротранспорта

Вчитавшись в «страшилки» про троллейбус, нетрудно заметить: болезненную тему, как всегда, пытаются политизировать, точно так же, как это было несколько лет с трамваем. Рельсовый транспорт в региональной столице с плачами в соцсетях «хоронили» месяцами, пока точку в дискуссии не поставил губернатор. Напомним: на итоговой пресс-конференции Игорь Руденя объявил, что трамваю в Твери быть – но в полностью обновленном виде. В том же виде, в каком тверской трамвай существовал до недавнего времени, ни работать, ни развиваться он не может. Все придется делать с нуля, качественно, системно, закупив новый состав, проложив новые рельсы, создав современную нормальную инфраструктуру. И пусть это случится через два-три года, а не сейчас: зато Тверь получит полноценный электротранспорт. Еще осенью 2019 года стало известно, что Тверь попала в десятку городов, где трамвайное движение будет восстановлено с участием госкорпорации ВЭБ.РФ. В серьезности намерений этой организации сомневаться не приходится – напомним, что банковскую гарантию в 2 миллиарда рублей на старт транспортной реформы выдала именно она.

фото: Екатерина Царева

Но вернемся к троллейбусу, который сейчас противники новой транспортной системы подхватили в качестве очередной погремушки. Давайте для начала зададим простой вопрос: а есть ли вообще в Твери троллейбус? И ответ, увы, отрицательный: эффективный в советское время, после развала Союза «рогатый», как его называли пассажиры, медленно, но верно деградировал вместе со всей транспортной системой бывшего Калинина. Что характерно – во многом до нынешнего состояния троллейбус довели как раз те бывшие чиновники, депутаты и коммерсанты, при активном участии которых сейчас и идет информационный накат на новую транспортную систему Твери. Впрочем, многолетнее исчезновение городского транспорта и доведение до многократных банкротств городских транспортных предприятий заслуживает отдельной статьи, и как-нибудь мы обязательно вернемся к данной теме.

Что же в итоге представляет собой тверской троллейбус сегодня, на излете существования? Из более чем десятка действующих маршрутов осталось лишь четыре, которые обслуживаются всего сорока машинами. Да и те, как мы знаем, регулярно ломаются – часть парка попросту изношена.

Изношена и контактная сеть: в итоге в городе частенько происходят заторы из-за сломавшихся троллейбусов и порвавшихся проводов.

Впрочем, это субъективное мнение. А вот реальная красноречивая цифра: общая доля троллейбусов в пассажироперевозках Твери на сегодняшний день составляет менее 5%! И когда отдельные шутники говорят, что в Твери на велосипедах людей ездит куда больше, чем на дорогих в эксплуатации троллейбусах, они, выходит, недалеки от истины.

Простой пример – четвертый маршрут: его обслуживает всего одна машина, а интервал движения составляет (вдумайтесь!) два часа. Назвать это «транспортным сообщением» не поворачивается язык, при этом, как нетрудно догадаться, городу обслуживание маршрута влетает в копеечку. Кстати: большинство тверитян даже не в курсе, что «четверка» еще работает и кого-то возит.

Так что все просто. Мы в редакции тоже искренне болеем за троллейбус, но как здравые люди понимаем: в таком разваленном виде, с такой дикой нерентабельностью и износом, как сейчас, он существовать не может. Троллейбус в Твери нужно создавать заново.

Наши источники в городском транспортном предприятии подтверждают: да, действительно, в конце февраля троллейбусное движение будет временно остановлено, а вместо троллейбусов на существующие маршруты выйдут автобусы – более маневренный, быстрый и неприхотливый вид транспорта, который к тому же лучше приспособлен для маломобильных граждан. Есть еще важный нюанс: автобусы будут ходить чаще. Так, например, на уже упомянутый четвертый маршрут выйдут 7 автобусов, а интервал движения составит не два часа, как сейчас, а 14 минут.

Не подтверждается и «страшилка» об увольнении водителей троллейбусов: выясняется, что никаких бумаг о сокращении никто не получал, вместо этого водители получают дополнительное образование – учатся водить автобусы. При этом все специалисты подчеркивают: замещение автобусами троллейбусов – временная мера. Напомним: речь идет о целой реформе – и работа спланирована не на пресловутое «латание дыр», а на долгую перспективу. Неслучайно в первую очередь изменения коснутся именно Твери и пригородов и лишь затем распространятся на всю остальную область. Отладить столь масштабную систему можно только методичной и тщательно спланированной работой. Замещение троллейбусов автобусами - лишь первый этап транспортной реформы, и на разном уровне уже идут совещания о том, как лучше обустроить на втором этапе с нуля современную систему электротранспорта.

А действительно: как? Подумаем об этом и мы.

Как в Европе

Во многом мы согласны с городскими специалистами в сфере транспорта: в первую очередь, нужна закупка новых троллейбусов, а также восстановление электросетей. Конечно, это вопрос не одного месяца и даже не одного года. Как нам стало известно, в ближайшее время в городе пройдет серьезная ревизия подвижного состава. Троллейбусы, исчерпавшие все свои ресурсы, пойдут в утиль, а те, что в приличном состоянии, планируется отремонтировать и подновить.

Чаще всего в спорах о транспортной реформе противники кивают на европейские столицы и родную Москву – мол, весь цивилизованный мир восстанавливает и развивает движение общественного электротранспорта.

Действительно, это так, и спорить здесь непродуктивно. Однако тема, как всегда, глубже, чем ее пытаются преподнести. Те красивые трамваи и троллейбусы, которые мы видим на улицах европейских городов, появились там далеко не вчера и не за один день. Европа шла к своим транспортным системам десятилетиями, у нас же на рубеже восьмидесятых – девяностых случился слом, и много лет государство толком не подходило к транспортной сфере, захваченной коммерческим «спрутом». Сравнивать развитую систему за рубежом с тем, что у нас долгие годы испытывало перманентный коллапс, попросту некорректно. Надо просто брать и исправлять многолетнее упущение, выстраивая транспортную систему так, как удобно, безопасно и хорошо для людей. Транспортная реформа – она об этом.

Есть перед глазами и готовый пример успешно проведенных преобразований. Это Москва, где общественный транспорт также прошел через развал, коммерциализацию, засилье нелегальной миграции и коррупции. Но потом государство принудительно перезагрузило транспортную систему, была проведена титаническая работа по подготовке инфраструктуры, и лишь сейчас московский транспорт стал таким, каким мы его знаем. На все ушло около десяти лет. Но именно об этом почему-то всегда забывают, сравнивая Москву и Тверь.

Если мы хотим работающую транспортную систему, придется потерпеть. А пока что, на первом этапе, поездим на красивых новых автобусах и будем надеяться, что все планы воплотятся в жизнь в течение ближайших нескольких лет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру