Сквозь пожары, болезни и мины: какой след в истории оставили ржевитяне

Сквозь пожары, болезни и мины: какой след в истории оставили ржевитяне
Дом ржевского главы Евграфа Берсенева. Фото: cultinfo.ru

Начало марта – важная дата для Тверской области, годовщина освобождения (3 марта 1943 года) Ржева от немецких войск и завершение Ржевской битвы, одного из самых кровопролитных и долгих сражений в истории. Поэтому сегодня мы посвятим выпуск «Первых» жителям и уроженцам Ржева: среди них тоже немало людей, ставших первопроходцами в той или иной области.

Изобрел мину

Создатель первых в российском военном флоте ударно-механических морских мин, один из первопроходцев русского морского вооружения Алексей Давыдов родился в поместье Муравьево Ржевского уезда в семье капитан-лейтенанта флота в отставке Павла Давыдова.

В 1847 году Алексей Павлович окончил Московский университет и принял решение поступить на службу на Балтийский флот. В 1854 году он разработал проект ударно-механической мины и изготовил ее образец, успешно прошедший испытания, в том числе при отражении попытки взятия Кронштадта и блокады Петербурга англо-французской эскадрой во время Крымской войны. Именно давыдовские мины заставили врага отказаться от осады русской столицы, за что британский командующий поплатился адмиральскими погонами: разгневанная королева Виктория разжаловала его.

В 1855 году Давыдов сделал эпохальное открытие – явление детонации во взрывчатых веществах. Через 12 лет знаменитый швед Альфред Нобель (учредитель знаменитой премии), используя открытие Давыдова, предложил схему капсюля-детонатора на основе гремучей ртути. Новации вызвали мировую техническую революцию во взрывном деле, а изобретательство настолько захватило Алексея, что в 1857 году он подал в отставку и всецело отдался конструированию. Давыдов арендовал в Санкт-Петербурге мастерскую, где впоследствии им была изобретена, изготовлена и успешно испытана первая русская мина электромеханического действия.

Награждены как ревнители

Известно, что первой пожарной командой в России стал отряд огнеборцев города Осташков Тверской губернии, который ведет свою историю с 1843 года. А в Ржеве собственная пожарная команда появилась только в 1871 году, после того как страшный пожар уничтожил шестую часть города. Команда получила не совсем обычное название – Ржевское добровольное общество ревнителей - и занималась не только пожарами. В числе прочего известно, что ржевские огнеборцы выступили с инициативой организовать на пожарных прудах в зимнее время общественные катки. Более того, ревнители нанимали даже духовой оркестр, который играл во время массовых катаний!

Инициатором и первым председателем Ржевского общества ревнителей стал городской голова Евграф Берсенев, представитель богатой и известной купеческой фамилии. Именно о Берсеневе гостивший в Ржеве писатель Александр Островский отозвался как о человеке прекрасном и умном. Берсенев на свои средства экипировал и оснастил пожарную команду, которая была самой многочисленной в России – в нее входили 162 постоянных члена и 20 конных повозок. А в 1899 году ржевские пожарные стали первыми, чье ревностное отношение к службе было отмечено благодарностью императора. Отныне на древке знамени Ржевского общества ревнителей (да-да, у них и знамя свое имелось!) был укреплен знак с вензелевым изображением имени российского императора. Правда, основатель общества Евграф Берсенев до этого не дожил. Тем не менее до наших времен сохранился (и даже уцелел во время Ржевской битвы) дом Берсенева, который сегодня показывают как городскую достопримечательность.

Мария Сеченова

Лечила людей

Мария Александровна Сеченова – уроженка Ржевского уезда, выросла в родовом имении Обручевых Клепенино. Мария Сеченова – тетка известного геолога, исследователя и писателя Владимира Обручева, о нем мы уже писали в одном из выпусков проекта «Первые». Чтобы получить медицинское образование и не зависеть от родителей, Мария Сеченова вступила в фиктивный брак со студентом-медиком Боковым, что дало ей возможность учиться в Санкт-Петербурге. Она была одной из первых слушательниц великого ученого-физиолога Ивана Сеченова, а позже стала его женой. В связи с запретом обучаться женщинам в медицинской академии в середине 1860-х годов Мария уехала в Европу, где продолжила «грызть гранит науки» в университетах Лондона, Вены и Гейдельберга. В 1871 году она защитила докторскую диссертацию «К учению о кератите», став первой в истории российской медицины женщиной, получившей диплом врача-окулиста.

После возвращения в Россию в декабре 1871 года она сдала экзамен на право врачебной практики и в 1872 году работала в клинике глазных болезней в Киеве. Позже, не имея возможности трудиться по специальности, занималась литературной деятельностью и естествознанием: переводила Чарльза Дарвина, а также труд Брэма «Жизнь животных».

Собрал славянскую Библию

Григорий Воскресенский родился в 1849 году в семье приходского священника в Чернейке, что на юге нынешнего Ржевского района. В 1868 году он поступил в Московскую духовную академию, где его наставником был ректор академии, знаменитый историк русской и славянских церквей, профессор Александр Горский. После двух лет обучения Совет академии по предложению ректора определил поразившего всех своими успехами слушателя к замещению кафедры русского языка и славянских наречий.

По окончании курса Григорий Александрович был командирован на два года за границу. Он посетил Вену, Прагу, Загреб и Белград, где изучал в архивах древние рукописи, прежде всего — списки Апостола. Когда он вернулся в Россию, то, как и предполагалось, был избран на должность приват-доцента кафедры русского языка и славянских наречий Московской духовной академии.

Наш земляк участвовал в работе Комиссии по научному изданию славянской Библии. По словам профессора Муретова, «должно указать на плодотворность трудов профессора Воскресенского для научно-богословского исследования и церковной справы новозаветного славяно-русского текста, заключающуюся, главным образом, в том, что эти труды составляют твердую основу для всех дальнейших изысканий в области редакций древнеславянского Библейского текста». Именно Воскресенский стал первым ученым, собравшим в одном издании все известные канонические тексты и апокрифы раннего периода славянской Библии.

Пожары всегда были опустошительным бедствием (картина Николая Дмитриева-Оренбургского). Фото: smolbattle.ru

И еще несколько фактов

Напоследок добавим пару интересных историй, как ржевские стали первыми в той или иной области. Например, в Великой войне (она же Первая мировая) первое морское сражение с германскими кораблями-мониторами (окончившееся, к слову, победой русского флота) 2 августа 1914 года выдержал корабль «Леонид Пущин». Назван он в честь легендарного моряка Леонида Пущина, который в Чесменской битве взорвал флагман турецкого флота, попал в плен, выучил турецкий язык, отклонил предложение турок возглавить их флот и вернулся на родину. Надо ли говорить, что родиной Леонида Пущина был Ржевский уезд Тверской губернии?

Другой отважный уроженец Ржева, по фамилии Торсон, служил мичманом на фрегате «Амфитрида», который 21 июля 1812 года во время высадки в порту Либавы вступил в бой с отрядом пруссаков, союзников Наполеона. Русские матросы высадились на берегу, и их атаковали пруссаки. Константин Торсон продемонстрировал редкое хладнокровие и мужество: будучи раненым, он отбил атаку, приказал матросам поднять паруса и лечь под банки, а сам встал за штурвал и под огнем с берега довел десантный баркас до фрегата. За это Константин Торсон стал первым русским моряком, награжденным за отличие в Отечественной войне 1812 года.

Деревня Хорошево в Ржевском районе известна тем, что 4-5 августа 1943 года здесь останавливался после освобождения Ржева от немецко-фашистских захватчиков Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза Иосиф Виссарионович Сталин. Это был единственный его выезд на фронт в период Великой Отечественной войны. Именно здесь Сталин подписал приказ о первых праздничных салютах в честь освобождения Орла и Белгорода.

А завершим мы интересным фактом уже из гражданской, мирной истории Ржева. Мещанин Николай Цамутали в 1874 году создал первую в России службу городского такси! На свои средства Цамутали открыл движение пароконных дилижансов, перевозивших по городу и с вокзала пассажиров, личный багаж, почту, различные грузы. Так что Ржев вполне можно считать малой родиной современных машин с «шашечками» на борту.

Автор благодарит тверского историка и краеведа, профессора Вячеслава Воробьева за уникальные сведения о биографии героев ржевской истории, предоставленные при подготовке этой публикации.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру