«Кремлев, перестань шутить!»: о природе смеха рассказывает известный тверской карикатурист

«Кремлев, перестань шутить!»: о природе смеха рассказывает известный тверской карикатурист
фото и иллюстрации из личного архива Владимира КРЕМЛЕВА

«Кремлев! Перестань так шутить, а то мы все умрем от смеха, а не своей смертью…» - подобные отклики в интернете на карикатуры тверского художника-карикатуриста Владимира Кремлева не редкость.

Вы часто смеетесь? И над чем, почему? О природе смеха мы и решили поговорить с мастером создания хорошего настроения Владимиром Кремлевым. Нашего земляка, известного карикатуриста знают не только у нас в стране, но и за рубежом, да и не мудрено, ведь его профессиональный стаж – 35 лет. Так как же рождается смех, который, как известно, продлевает жизнь?

Природа смеха

Весельчаки и оптимисты, люди, имеющие чувство юмора, всегда оказываются в выигрыше. Они шагают по жизни, постоянно вытаскивая счастливый лотерейный билет. Ведь хорошее настроение ни за какие деньги не купишь. Те же из них, кто делится своим мироощущением с другими людьми, богаты вдвойне, так как заразительный смех возвращает положительный заряд энергии.

Как же порой своеобразно складывается жизнь человека! Владимир Кремлев по образованию юрист. Однако хобби трехлетнего мальчика, нарисовавшего на домашних обоях свой первый рисунок, перевесило все остальное.

- Понимаешь, так уж устроена моя голова, - объясняет Владимир. – Мои рисунки для меня – это потребность, превратившаяся в необходимость. Помнишь, нас раньше учили закону о единстве и борьбе противоположностей? Вот эти противоположности в разных своих ипостасях меня в первую очередь и интересуют.

Любопытно, что в тверском университете рисунок помогал запоминать материал.

- Я рисую глаз, а лектор вещает о реформе, к сессии все зубрят конспекты, а я готовился к экзаменам, рассматривая свои рисунки, - вспоминает Кремлев.

В армии он служил на БАМе, рисовал плакаты. Учился у «дедов» «не делать кислую рожу», потому что она кулаки притягивает. Получалось, весельчакам прощают многое.

- Ребят знакомых я рисовал по-доброму. А потом уже во времена выборных кампаний, если нужно было кого-то нарисовать в негативе, звонил и предупреждал. Бывало, что большие начальники швырялись в стену пепельницами, - улыбается задумчиво Владимир.

Я люблю своих персонажей

Начало творчества было стремительным. С 1985 года его работы стали появляться не только в областной, но и столичной прессе. Смех, как известно, не признает границ. Если американцы тяготеют к юмору абсурда и ситуаций, то французы любят поиронизировать над отношениями между полами. Если английский анекдот тонок и изящен, то немцы даже шутке умудряются придать рациональный оттенок. Нам же, россиянам, свойственно все это вместе взятое.

В Хельсинки, например, в пивном пабе «Яномиес» выставку (точнее экспозицию) с работами Кремлева в 95-м встретили на «ура». Особенно энергично финны реагировали на рисунки, обличающие пьянство как порок. Ресторан этот был с богемным уклоном, тут собирались журналисты и художники, писатели и музыканты. Кстати, в Финляндии не было своего юмористического журнала.

- Я там был что-то вроде гуманитарной помощи, - шутит Володя. Сам художник определяет направление, в котором он работает, как сатирическую графику. Философскую в том числе.

Поделиться мыслью – значит умножить ее силу. А хороший рисунок заменяет тысячу слов. В 96-м в Будапеште у Кремлева проходила выставка в Российском культурном центре. Опасения, что чисто российские реалии кто-то может не понять, не оправдались. Оказалось, что проблемы у нас с венграми если не одни и те же, то во многом общие.

Кремлев любит своих персонажей, они ему интересны. Возможно, в этом и заключается залог успеха художника. Ведь так важно, несмотря на проблемы, не озлобиться, не удариться в «чернуху». Обличая и смеясь, оказывается, можно оставаться умным и добрым советчиком для людей. Причем карикатура – это не мотылек-однодневка. Картины датчанина Херлуфа Бидструпа живут долгие годы как раз потому, что посвящены общечеловеческой тематике. На мой взгляд, работы Владимира Кремлева довольно удачно сочетают как сиюминутную злободневность, так и бидструповскую общечеловечность.

«Неувязочка»

Вспоминаю серию рисунков Кремлева о бродяге, мальчике и собаке. Эти работы будут интересны и востребованы во все времена. Есть в них нечто доброе, идущее из глубины сердца, поэтому они будут интересны всем и через сто лет.

Ну, а 90-е, например, еще запомнились его политическими карикатурами на тогдашнего губернатора Владимира Платова и мэра Твери Александра Белоусова. Порой достаточно обидные для руководителей, которые должны были задеть за живое. Владимира поражало, что они никак не реагировали.

- Было такое. Заело тогда любопытство, помню, что даже как-то подошел к губернатору и спросил, не обижается ли он на мои творения. А Владимир Игнатьевич посмотрел на меня по-доброму и ответил, что у каждого своя работа. Кто-то руководит, кто-то рисует. И губернатор не вправе мешать художнику самовыражаться.

В любом случае конец прошлого века и нынешние времена - большая разница. Несколько изменился образ мышления, да и сам процесс работы художника. Прожитые годы делают нас мудрее, ну и несколько консервативнее, что ли. Консервативнее в хорошем смысле слова – более вдумчивым, ответственным за каждую мелочь в своей работе.

А я уже здесь!

Жанр сатирической карикатуры живет, несмотря на глобальное погружение интернета в нашу повседневность. Более того, здесь и обосновался. Многие из современных карикатуристов перешли на векторную графику. Не стал исключением и Владимир Кремлев, освоил ряд компьютерных программ, видеомонтаж. Если нужно, например, сделать анимационный ролик, то пожалуйста. Первый свой рекламный мультик полтора месяца делал для автобусного парка в Коломне. В итоге оказалось даже интересно, когда ты сам себе режиссер, актер, директор. Как говорится, голод не тетка. Еще классик заметил, что «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

- Чтобы был кусок хлеба в доме, многое освоил, иногда приходится заниматься такой рутиной, как дизайн, могу инфографику смастерить и прочий моушен, промоушен, - рассказывает Владимир. – На поверку оказалось, что принял правильное решение. Ушел в сеть в 2004 году и стал там работать. Потом туда СМИ подтянулись, а я уже здесь. Со своим кругом деловых заказчиков и общения. Более того, сейчас из-за коронавируса всех на удаленку переводят, а я уже давно здесь. И это не дальновидность, а жизнь заставила. На пенсию буду уходить, не придется с коллективом прощаться. Но где-то мы теряем, где-то находим. Жаль, что с коллегами вживую нечасто удается пообщаться.

Впрочем, веселая сатирическая графика с уклоном в политику никуда не исчезла и сегодня, занимая достаточно большое место в жизни художника. Так, например, у него только на Facebook 3100 подписчиков. И эта аудитория для него важна, как обратная связь, а его личная подпись – это бренд и знак качества. И тут важно быть своевременно актуальным и интересным. А поэтому всегда быть в курсе событий. В этом ему помогает радио. Сутки напролет.

- Премьер-министр только сказал о повышении пенсионного возраста, он даже рот не успел закрыть, а у меня уже готов замысел. И я тут же нарисовал. То же самое и с коронавирусом. Подать первым новость забавно и весело, задеть публику, и тогда получишь в ответ моментальную реакцию в виде комментов. Мне кажется, что справляюсь, но тут еще важно не облажаться, проверить инфо, поэтому иногда стоит выждать, не спешить.

Жизнь удалась?

Кремлев не любит, когда его называют гением: мол, внешне не похож, даже предпочитает слово «ремесленник». А работа «на фрилансе» требует своего ритма жизни. Так, например, его собака лабрадор помогает держать себя в тонусе, прогулки по 7-10 километров этому способствуют. А на вопрос, удалась ли жизнь, он задумывается.

- Все относительно в этом мире. Хотелось бы большего, но надо довольствоваться тем, что есть, - размышляет художник. – Хотелось бы большего не для себя, а для тех, кто тебя окружает. Когда все хорошо у моих близких, а собака виляет хвостом, то и мне хорошо. Я востребован как художник, и, несмотря на непростое экономическое положение в стране, мне кажется, крепко стою на ногах. А для того чтобы это продолжалось и дальше, нужно двигаться, работать, творить.

Справка "МК"

Владимир Кремлев имеет многолетний опыт работы в российских СМИ и сотрудничества с зарубежными периодическими изданиями (Aamulehti, Omma Marka, Hameensanomat, Spektr и др.). Его работы публиковались и публикуются в прессе Финляндии, США, Венгрии, Израиля, Шотландии и других стран. В 1999 году был издан авторский альбом «Шутки вслед уходящему веку». В его портфолио – работа с журналом «О выборах» центральной избирательной комиссии Российской Федерации, также он иллюстрировал новостную ленту в режиме онлайн на сайте РИА "Новости". Владимир Кремлев также активно сотрудничал с английской редакцией интернет-вещания.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру