Историю творят девчонки: тверской социолог Валентина Успенская о современном феминизме

О современном феминизме между культурой войны и культурой мира

Историю творят девчонки: тверской социолог Валентина Успенская о современном феминизме
Фото: личный архив

Кто правит миром? И кто за чьей спиной в это время стоит? Об окончательном решении женского вопроса, трех волнах феминизма, изжитых предрассудках и непреодоленных стереотипах поведения мужчин и женщин «МК в Твери» рассказала доцент кафедры политологии, научный руководитель Центра женской истории и гендерных исследований в Тверском государственном университете Валентина Успенская.

Мифы и предубеждения

– Валентина Ивановна, как пандемия сказалась на вашей деятельности, по прежнему занимаетесь наукой, ведете занятия у студентов?

– Да, и участвую в конференциях – их сейчас очень много проходит онлайн, но о некоторых говорить не интересно. Ну, например, как можно выносить в повестку такие формулировки, как «женский вопрос»? Уместные в XIX веке, сегодня они изжили себя.

Моя студентка великолепно выступила на конференции, посвященной феминистской внешней политике, официально провозглашенной в 2014 году министром обороны Швеции Маргот Вальстрём. Теперь она не министр, ее сменила другая дама. Без мира не может быть равноправия. Без гендерного равноправия нельзя достигнуть мира. Мне нравится этот подход, не так давно была в Цюрихе, где в прошлом году отмечалось столетие одной из самых старых женских организаций, Международной женской лиги за мир и свободу, с которой я активно сотрудничаю. Выступала с докладом «В поисках культуры мира». Вы знает этот замечательный слоган «Хочешь мира…»

– Готовься к войне.

– Так все хором и отвечают. Нет, говорю я, хочешь мира, готовь людей, способных жить в мире. Этой способности нет нигде – ни в России, ни в Штатах, ни в Англии, ни в Никарагуа. Наша культура приучила нас к политике, в центре которой – идея врага, к воинственным действиям. Это сегодня и пытается изжить феминизм.

– Бороться за мир? Разве это прямая его функция?

– Прямая. Это слово вышло из традиции XIX века называть аргументы и факты в пользу какой-то ценности: либерализм, консерватизм, социализм. Тогда стояла проблема защиты прав женщины, и феминистки показали пример успешного революционного движения, совершаемого без кровопролития. Какая была борьба за то, чтобы открыть высшие женские курсы, педагогические и медицинские! В царской России был закон, запрещавший женщинам получать высшее образование. Добились отмены? Да. Получили женщины и семейные права, например, право на развод, на опеку над своими детьми, вспомните «Анну Каренину». Политические права появились только в 1917 году, в принципе, первые десятилетия XX века проходили под лозунгом «Политические и гражданские права для всех».

– А сейчас вопрос равноправия уже не стоит.

– Да, равноправие фактически есть, а вот возможность пользоваться правами – это вопрос. Его поставили участники так называемой второй волны женского движения. Это были великолепно образованные преподавательницы, журналистки, студентки. Если в первой волне преобладали врачи и учительницы – профессии, которые тогда были более или менее доступны, то представительницы второй волны поставили новые вопросы, связанные с разрушением гендерных стереотипов и предубеждений.

– Получается так, что законы принимаются быстрее, чем рушатся мифы.

– Абсолютно точно. Сегодня мы говорим: мужчины тоже люди, и имеют право на полноценную жизнь. Но общество, экономика нацеливают наших граждан на то, что завтра война, поэтому надо быть готовым. Так вот необходимо создать такие условия, чтобы мои сыновья не воспитывались, как пушечное мясо. Они – отцы. Мужчины не могут воспользоваться возможностью полноценной жизнью, потому что к ним прикрепляют ярлыки, причем сами женщины тоже.

То, что мы обрели в течение прошлого века, – это очень много, но невозможно чувствовать себя свободным, самостоятельным, если по-прежнему живешь в окружении традиционных стереотипных представлений как о мужчинах, так и о женщинах. Мы понимаем, что очень многие вопросы не имеют отношения к полу, но почему-то каждый раз звучит эта погремушка: «Ты же девочка! Ты же мальчик!». Феминизм сегодня – это создание условий для полноценной жизни, которая позволяет человеку выразить разные стороны своей натуры – любовь и заботу, работу и связанную с ней конкуренцию. Мальчики говорят о гендерных стереотипах, которые на них давят. Вручая дипломы, им дают наставление: «Помните, вы всегда должны быть первыми!» А если он в рейтинге 15-й, если он не будет первым?

– Но люди быстро меняются, и предрассудки в том числе.

– Да, но для этого нужно поработать всем вместе. Я предлагаю своим студентам найти данные нам природой отличия между мужчиной и женщиной. Их совсем немного. А вот список, созданный людьми, бесконечный. Мы работаем, в основном, с ним: мальчики не плачут, девочки не лазят по деревьям.

– Сейчас, кажется, никто не лазит по деревьям. Стереотипов стало меньше, многие не работают.

– Еще как работают: например, девочка должна родить детей. А какое природное предназначение мужчин, спрашиваю я своих студентов. Охота и война, отвечают. Как же! Прямо природа сочинила на себя охотиться. У людей другое предназначение: живите и давайте жить другим.

– Традиции сами уйдут со временем, разве не так?

– В том-то и дело, что они возвращаются. Депутаты Госдумы высказываются о том, что женщины неправильно используют свое тело. Мы против гендерного равенства, говорят, мы за интересы женщины, и призывают их рожать каждый год. Но ведь людям важна и семья, и работа.

Я провожу исследование, пытаюсь узнать, сохраняют ли свои феминистские позиции женщины, которые добились высоких постов во власти. Те дамы, которые вышли в президенты, да, сохраняют. Но мы видим и другой стиль поведения: одни играют по «мужским» правилам, вспомним Маргарет Тетчер. Другие вдруг стали обращаться к «традициям», призывают к патриархату, многодетности, многопоколенной семье.

Вторая волна феминизма связана с протестным движением 60-70-х годов прошлого века в Западной Европе и Штатах. Движение за демократизацию общества, против притеснения чернокожего населения, за мир – весь комплекс гражданского активизма для советского истеблишмента того времени был культурным шоком: не рабочий класс протестовал против буржуазных устоев и лицемерных традиций, а молодежь. Этим событиям посвящен минисериал «Миссис Америка», там показаны реальные героини, которых я лично знала, – лидер феминистского движения Глория Стайнем, автор известной книги «Мистика женственности» Бетти Фридан.

Представителями второй волны были Кейт Миллет, которая написала «Политику пола», и Герда Лернер, автор книги «Происхождение патриархата».

В 1970 году Фридан проводила исследование среди американок. Материально благополучные, они с горечью рассказывали о том, что из-за замужества вынуждены были оставить любимую работу, иначе мужа просто засмеют: ты что, не способен содержать семью? Кругом стереотипы.

Фото: Википедия

– А как это проходило у нас?

– В 30-м году Сталин объявил об окончательном решении женского вопроса, распустил все женские секции при партии. В конце 70-х годов в Ленинграде группа журналисток стала издавать имеющий православный подтекст журнал «Мария». Он был запрещен, авторов выслали из страны – за то, что позволили себе рассуждать о вопросах, связанных с повседневной жизнью женщин, половыми проблемами, материнством, о том, что не так просто быть женщиной-работницей.

– Журналы «Работница» и «Крестьянка» придерживались правильной линии?

– Эти два журнала, кстати, в эпоху перестройки много сделали, они публиковали материалы на тему женского вопроса в СССР. Я прекрасно помню опыт конца 80-х–начала 90-х, когда из дворов и улиц вырастали наши организации. Нас никто не подталкивал. Я не очень верю в организованное гражданское общество, но я надеюсь на инициативы. Задача моего поколения – поддерживать их.

– Чего добились представительницы второй волны?

– У женщин появилась уверенность в собственных силах, решимость самостоятельно думать, уход от привычки видеть в мужчине защитника. От кого меня защищать?.. Но я не стала бы все связывать с женским движением. Прогресс есть прогресс, образование теперь доступно.

Тогда начались академические исследования по этой тематике, и это является одним из самых важных достижений второй волны. В 1969 году в Корнуэлльском университете открылись первые женские курсы, на которых побывала и я, чтобы ознакомиться с программой, и они стали шагать по всему миру. Наш центр гендерных исследований в этом году отмечает 20 лет, тоже большое дело… Сейчас наши студенты разбирают концепт маскулинности, в том числе, в политике. Это надо обсуждать. Мы задаемся вопросом, может ли женщина быть президентом. Но никто же не спросит, как мужчине быть президентом. Какие ценности, связанные с твоим воспитанием, он приносит в политику?

Бьет, значит, любит?

– Третья волна – девчачий феминизм, – продолжает Валентина Успенская. – Потому что ее подняли, в основном, очень молодые женщины. Они ставят еще более крутые вопросы, о которых раньше неприлично было даже говорить. Я имею в виду гендерное насилие, изнасилование.

– Третья волна началась с «mee too»?

– В 2015-м году началось еще одно мощное движение – мужчин в поддержку женщин, «HeForShi», оно до нас не дошло. Меня особенно вдохновляет, что многие мужчины искренне разделяют эти позиции и открыто выражают свое отношение к милитаризированной политике.

– К чему сегодня стремятся феминистки? Что хотят искоренить?

– Культуру войны. Книга, которую я сейчас пишу, называется «Между культурой войны и культурой мира». Обучению культуре войны народы прошли тысячелетия. На ее фоне вырабатывалось определенное видение мужественности и женственности. Если завтра война, кто-то должен умирать, а кто-то раны бинтовать. Нормальное такое разделение труда. А вот научиться жить в культуре мира очень сложно – когда сам человек, а не батяня-комбат, берет на себя ответственность за собственную жизнь. Я считаю так: разбомбили, убирайте за собой. И своих мальчиков, когда они были маленькими, приучала убирать за собой игрушки. И всегда призываю: деритесь с теми, с кем поссорились! Но зачем из-за своих амбиций посылать людей стрелять в тех, кого они ни разу не видели и кто им ничего плохого не сделал? Война – это искусство истребления людей. Но обычно это называют продолжением политики другими средствами, и так далее.

– Речь идет уже не о правах отдельной группы людей, а о глобальных и, значит, неподъемных проблемах.

– В последнее время в ООН и другие глобальные структуры пришли работать женщины, политические лидеры, министры, президенты. Как вы думаете, чем занимаются Тарья Халонен, которая 10 лет была президентом Финляндии, и трижды занимавшая пост премьер-министра Норвегии Харлем Брунтланн? Вопросами экологии, мира, искоренения бедности. У этих женщин есть характер, опыт, авторитет, уверенность в том, что эти проблемы можно решить.

Да, вопросы становятся все более широкими. Стали нормой права женщин, за которые боролись в XX веке. Но у нас в стране не институализирована политика гендерного равенства, все вертится вокруг «улучшения положения женщин». Согласно рейтингу Всемирного экономического форума, Россия занимает 81 место.

И есть явления, которые нормой жизни еще не стали. В том числе насилие. Бьет, значит, любит? Нет, бьет, значить любит драться. Надо и нам, женщинам, отказаться от многих предубеждений мужественности, которые мы сами связываем с мускульной силой и воинственностью, от сексизма. Научиться ценить работу мужчин дома, относиться к ним так же, как мы ожидаем, что они будут обращаться с нами на работе. И понимать, что они, как и женщины, сильные, безопасные, заботливые люди.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру