И вот на днях ВЭБ.РФ со Сбером договорились по вхождению последнего в проект финансирования поставок автобусов в Тверскую область. В результате крупнейший региональный перевозчик смог полностью погасить свои обязательства перед ВЭБ.РФ. За крупной сделкой – почти 3 млрд рублей – еще более масштабная история развития транспортной логистики регионе.
ВЭБ.РФ, как главный институт развития страны, в 2020 году совместно с руководством Тверской области радикально модернизировал транспортную систему в столицы региона: кроме непосредственно инвестиций в почти 500 современных автобусов (они и с низким полом, и безконтактной системой оплаты, например), была изменена система управления общественным транспортом, появились выделенные полосы, льготные тарифы. В итоге, общественный транспорт стал реально удобным.
Несколько цифр: провозная способность транспортной сети была увеличена на 2 тысячи человек в час; вредные выбросы сократились в 3 раза; с 10 до 98% вырос уровень следования расписанию общественного транспорта на линиях проекта, а количество ДТП сократилось на 22% (0 летальных случаев с момента реализации новой модели!).
Отметим, что, в результате, в регионе выросли налоговые поступления на 200 млн рублей.
Помимо этого, речь идёт о поддержке предприятия Группы ГАЗ, которое, собственно и поставило эти современные автобусы.
Все эти показатели не прошли мимо Госсовета, где ещё в сентябре 2020 года, после оценки результатов, модель, реализованная в Тверской области, была рекомендована и для других регионов страны и, кстати, уже 35 регионов выразили непосредственное желание изучить опыт: ВЭБ уже реализовал схожий проект в Перми, на очереди – новые города. Тверской же проект, отметим в довершение, был удостоен премии «Формула движения», учреждённой Минтрансом РФ.
Понятно, что ВЭБ.РФ и дальше будет тиражировать этот опыт и эту бизнес-модель. По сути, институты развития так и должны работать: на первом этапе берут на себя риски новой, еще не обкатанной бизнес-модели, чтобы повысить качество жизни людей. Реализовав проект, корпорация из него выходит, продавая долговые обязательства коммерческим банкам, а сам ВЭБ может реинвестировать в новые проекты.
Интересно, что в самой Тверской области работа над проектом отнюдь не останавливается: предполагается её своеобразная «глобализация» - распространение на остальные муниципалитеты региона и модернизация всей тверской теперь уже трамвайной сети.
Важно ещё отметить, что институты развития/экосистемы работают системно и «в паре» - в нашем случае ВЭБ.РФ совместно со Сбером, реализуя всё более масштабные проекты и получая всё большие возможности для их отработки в дальнейшем.